Что написано рублем

Дата публикации: 24.06.2019 00:02 Обновлено: 24.06.2019 16:57
8 895
Время прочтения: 4 минуты
Источник
Banki.ru

У нас появился новый интернет-портал: ЦБ запустил Econs — «Экономический разговор». Это хорошо, и это плохо.

Что хорошего? Новые качественные медиа, особенно экономические, не появлялись уже давно. Собственно, почти всё, где можно было почитать что-нибудь достойное и не бояться, что это джинса, стартовало в первые пятнадцать лет новейшей истории России. Помню, лет сто назад, когда я еще студентом искал работу, одна моя знакомая вынула из, простите, помойного ведра какой-то журнал со странным названием «Компания» и сказала: вот тут нужны люди. Я почитал пару заметок и ничего не понял. Но разве это может останавливать, когда никто не обещает тебе ипотеку под 6%? Я набрался наглости, пошел на собеседование и меня случайно взяли переводить иностранные корпоративные новости. Мне понравилось, и, кажется, я тоже. В общем, это была славная охота. Она закончилась в 2004-м, когда мой бывший главред Андрей Григорьев написал одну колонку, и она стоила ему — и всем моим коллегам — журнала.

После кризиса 2008-го ландшафт изменился до неузнаваемости. Закрылись BusinessWeek, «Финанс», SmartMoney, «Деньги» (хотите сделать прибыльное издание? не используйте «деньги» в названии). РБК, «Ведомости», «Форбс», «Секрет фирмы» сменили владельцев, и не все новые собственники оказались, так скажем, адекватны. ИД «Коммерсант» поменял владельца чуть раньше, в 2006-м. Banki.ru — одно из немногих заметных частных СМИ, которое на такой длинной дистанции сумело сохранить формат и структуру собственников (трижды сплюнем через левое плечо). На этом мрачном медиаэкономическом небосклоне в 2017-м появился только один яркий проект — thebell.io.

Так что рождение еще одного СМИ в таком контексте — хорошая новость. Да, в чем-то мы конкуренты, но у конкуренции есть и такой эффект: чем больше бегунов участвует в марафоне, тем легче — читай, интереснее — бежится. И да, мне просто нравятся качественные медиа. Если хотите, это профессиональная деформация.

В этой истории лично меня смущает только одно. Я ведь ровно столько времени прожил в СССР, чтобы еще не проникнуться идеологией «партии», но уже понять, что «правительство» не должно заниматься бизнесом. Регулировать, контролировать, амортизировать — да. Делать бизнес (в широком смысле, даже если не стоит цель заработать чистую прибыль) — нет.

Рождение еще одного «государственного» портала (особенно учитывая, что у ЦБ это не первый медийный проект) есть признак сразу двух системных проблем. О первой в свое время написал социолог Фрэнсис Фукуяма в толстенной книге с простым названием «Доверие». Общаясь с кем-то впервые, склонны ли вы больше доверять человеку или же не доверять? Ответ на этот вопрос диктуется не только вашими личными убеждениями или опытом, но и вековыми традициями вашей страны. И от этого ответа зависит примерно всё. Там, где люди доверяют друг другу, процветает частное предпринимательство, потому что бизнес в первую очередь — про доверие. И тысяча страниц договора не заменит простого «доверяю». В странах, где люди не умеют договариваться и идти на компромиссы, рулят монополии и государство. У нас есть не одно и не два экономических медиа, вполне способных стать площадкой для обсуждения новых экономических идей, исследований, мнений представителей ЦБ, ВШЭ, и не только. По большому счету полноценное освещение научно-экономической тематики можно решить переговорами, а не новым СМИ. Не в качестве намека, а исключительно примера для: когда АСВ решило создать площадку для общения со вкладчиками ликвидируемых банков, агентство организовало ее на базе форума Банки.ру.

Но даже если бы мы умели вести переговоры и договариваться, никто не отменял вторую системную проблему. Ее не описывают социологи в толстых книжках, потому что она называется просто: нечего на ЦБ пенять, коли посмотритесь в зеркало. Золотой век медиа давно прошел. Даже богатые акционеры теперь требуют от своих СМИ EBITDA, а рекламодатели вдруг все как один кинулись искать ту пресловутую «вторую половину денег», которую они тратят на рекламу впустую. И есть ощущение, что они хотят потратить эту половину не на медийную рекламу, а на что-нибудь по-настоящему полезное, например, дивиденды и бонусы. Назревает что-то вроде кассового разрыва, который лечится только трафиком и конверсией. Но от высоких академических рассуждений о структуре экономического роста эта парочка засыпает перед монитором прямо с попкорном в руках. А перевод с академического на человеческий, во-первых, дорого стоит, во-вторых, EBITDA все равно не гарантирует. В итоге СМИ кормят читателя тем, что ему нравится, а не тем, что на самом деле полезно для его экономического здоровья. А производители продуктов открывают свои рестораны.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

z*******@elit-k.ru
24.06.2019 08:05
Хорошая статья, интересная
2

Felikc
24.06.2019 14:18
Какое-то странное мнение, пришлось перечитать его трижды, чтобы уловить основную мысль в откровенном, простите, косноязычии.

Во-первых, это не СМИ с частными владельцами, которым важна прибыльность, в частности EBITDA (спойлер - вообще-то важна стоимость бизнеса).

Во-вторых, сами же пишете о том, что переводы с академического на доступный не будут популярны в бизнес-изданиях, хотя до этого предлагаете перенести их обсуждение на площадку, пользующуюся доверием (Банки.ру???) Все обсуждения подобного рода будут заканчиваться лишь желчью в сторону экономистов, которые не знают как в реальности устроен мир (спойлер2 - по крайней мере они знают лучше чем диванные аналитики) и поэтому не будут иметь никакого практического смысла.

Наконец, это не площадка для обсуждения - большая часть её читателей всё равно не смогут обсудить написанное на адекватном уровне (для этого нужно соответствующее образование), это инструмент коммуникации, объясняющий то, чем занимается современная экономическая наука и, в частности, её прикладное направление.
1

kovalenko_bankiru
24.06.2019 15:29
Игорь (Felikc) пишет:
Во-первых, это не СМИ с частными владельцами, которым важна прибыльность, в частности EBITDA (спойлер - вообще-то важна стоимость бизнеса).


Любой владелец рано или поздно вспоминает про EBITDA. Стоимость этого бизнеса ЦБ как раз и не важна, он же не про это, а вот чтобы проект сам себя кормил, думаю, в перспективе будет важно. Рекламные баннеры на сайте по крайней мере уже крутятся.


Во-вторых, сами же пишете о том, что переводы с академического на доступный не будут популярны в бизнес-изданиях, хотя до этого предлагаете перенести их обсуждение на площадку, пользующуюся доверием (Банки.ру???) Все обсуждения подобного рода будут заканчиваться лишь желчью в сторону экономистов, которые не знают как в реальности устроен мир (спойлер2 - по крайней мере они знают лучше чем диванные аналитики) и поэтому не будут иметь никакого практического смысла.
Наконец, это не площадка для обсуждения - большая часть её читателей всё равно не смогут обсудить написанное на адекватном уровне (для этого нужно соответствующее образование), это инструмент коммуникации, объясняющий то, чем занимается современная экономическая наука и, в частности, её прикладное направление.

1. Чтобы "переводы" имели шанс стать популярными, их нужно качественно выполнить. Это стоит денег.
2. Насчет желчи и отсутствия смысла согласен, риск высок. Хотя многие наши комментаторы, мне кажется, вполне на уровне. Но речь не о читателях даже - обмен мнениями в первую очередь между самими экономистами.
3. Я тут не конкретно Банки.ру имел в виду, у нас все-таки есть довольно сильный потребительский уклон. Есть деловые СМИ более широкого профиля, которые вполне подошли бы. Но не подошли. Вот это грустно, и это показательно. На мой взгляд.
1

Felikc
24.06.2019 17:07
kovalenko_bankiru пишет:
Любой владелец рано или поздно вспоминает про EBITDA. Стоимость этого бизнеса ЦБ как раз и не важна, он же не про это, а вот чтобы проект сам себя кормил, думаю, в перспективе будет важно. Рекламные баннеры на сайте по крайней мере уже крутятся.

Не знаю по поводу баннеров, выключение Adblock'а не привело к появлению оных, возможно, это зависит от того, насколько "чистый" браузер и не подсовывают ли рекламу различные его дополнения.
В любом случае, затраты на этот проект по сравнению с другими расходами ЦБ (ФКБС, например) просто копеечные. Регулятор к прибыли вообще-то и не стремился никогда, поэтому обычная бизнес логика окупается/не окупается для него неприменима. Другое дело, что это важный инструмент для достижения стратегических целей - большей прозрачности деятельности, повышения доверия, улучшения коммуникации или говоря в целом - информационной политики, а на это никаких денег не жалко.
Я когда-то предлагал делать почти тоже самое, только с использованием социальных сетей: кроме сухих пресс-релизов о ключевой ставке и объёмных докладов о ДКП делать выжимку на слайдах и публиковать их на оф. странице в ВК. Глядишь так и инфляционные ожидания населения перестанут быть столь высокими и волатильными. Может когда-то и к этому придём.
kovalenko_bankiru пишет:
1. Чтобы "переводы" имели шанс стать популярными, их нужно качественно выполнить. Это стоит денег.
2. Насчет желчи и отсутствия смысла согласен, риск высок. Хотя многие наши комментаторы, мне кажется, вполне на уровне. Но речь не о читателях даже - обмен мнениями в первую очередь между самими экономистами.
3. Я тут не конкретно Банки.ру имел в виду, у нас все-таки есть довольно сильный потребительский уклон. Есть деловые СМИ более широкого профиля, которые вполне подошли бы. Но не подошли. Вот это грустно, и это показательно. На мой взгляд.

1. Согласен, но это история не про деньги.
2. Честно сказать, у нас даже не все популярные макроэкономисты "на уровне". Очень много актуальных работ, которые находятся на research frontier не выходят за рамки академической среды, в результате даже в профессиональном сообществе есть много устоявшихся мифов и заблуждений. Отсюда и застой в головах. Например, если взглянуть на современную критику российской ДКП, то там каких-то свежих или оригинальных идей просто нет, не говоря уже о научно-обоснованном подходе.
3. Ну так вероятно потому что это "бизнесовые" издания, не подходит это им по редакционной политике. Хотя, например, Коммерсант и Ведомости публикуют иногда неплохие обзоры научных статей - буквально сегодня читал об исследовании китайских экономистов о последствиях комбинации социального неравенства и стимулирования кредитования.
1

alex.skybaker
25.06.2019 17:57
Я конечно может быть заблуждаюсь. Но единственное основное приемущество banki.ru - это народный рейтинг банков, который помогает людям решать их проблему с банками. Именно его наличие и позволяет держаться всему ресурсу.
А по качеству материала так это даже не уровень попсового форбса, часть материалов вода и домыслы( звезды на банки ру - это вот совсем дно), или мнение очередного "эксперта", чем это отличается от любого другого мнения любого другого эксперта ?
В совокупности с низким уровнем профильных знаний тех же модераторов рейтинга банков , дает результат на уровне любого другого ресурса отзовика, просто уже banki.ru успели занять нишу, если бы не оно, все бы писали отзывы в другом месте

Вообщем посыл статьи на фоне этого не ясен, особенно "одно из немногих заметных частных СМИ". Это вы так решили ?
Новый ресурс - всегда хорошо, какой бы он не был, может там будет что-то стоящее. Так что чем это плохо, не понятно. Особенно на фоне того что у сабжа - нет бизнес целей, как у банки.ру
1

Материалы по теме