Исследование: сбережения есть лишь у половины россиян

Дата публикации: 06.04.2022 08:52 Обновлено: 06.04.2022 09:26
2 531
Время прочтения: 3 минуты
Источник
Известия

Чуть менее половине россиян (42%), у которых есть сбережения, подушки безопасности хватит на три месяца, 33% — на полгода, пишут «Известия» со ссылкой на результаты исследования холдинга «Ромир». Причем если доля людей в этих двух категориях увеличилась с начала марта, то в группах, обладающих «жировым» запасом на год и более, наблюдалось снижение —позволить себе прожить такой период за счет личных резервов могут 16% и 9% соответственно.

По данным Национального бюро кредитных историй, в марте россияне серьезно пересмотрели свое отношение как к потреблению, так и к наличию личных денежных резервов на черный день. Так, в первый весенний месяц количество заявок на кредиты упало почти вдвое. Это свидетельствует о том, что люди готовы отказаться от потребления за счет заемных средств. Кроме того, в начале месяца подушка безопасности была у 56% россиян, причем у 46% из них в заначке были только рубли. Большинству (41%) из тех, кто имел сбережения, их хватило бы не более чем на три месяца, 26% — на полгода, 19% — на год и только 14% — более чем на год.

На последней неделе марта эти показатели изменились. Об отсутствии сбережений заявили уже 48% опрошенных. Соответственно, до 52% снизилась доля имеющих запас средств. О том, что резерва хватит максимум на три месяца, сообщили 42% (плюс 1 процентный пункт к началу марта) респондентов, на полгода — 33% (плюс 7 п. п.), на год — 16% (минус 3 п. п.), более чем на год — 9% (минус 5 п. п.). Таким образом, из данных опросов следует, что растет доля тех, кому денежные запасы позволят прожить период до полугода, падает доля имеющих более долгосрочные заначки.

Люди начали тратить сбережения, полагают исследователи. Но, скорее всего, не из-за того, что уже ощутили последствия санкционного кризиса в виде падения доходов. Вероятнее, россияне тратят деньги на закупки впрок, предположил руководитель исследовательского проекта «М-Пульс» холдинга «Ромир» Илья Кацнельсон. «В арсенале большинства покупателей достаточно ограниченное количество стратегий экономии во время кризисов. В первую очередь это поиск промопредложений, товаров со скидками, переключение на более дешевые аналоги и каналы продаж, например дискаунтеры. Все эти явления мы видим и в последний месяц», — отметил он.

Россияне, чтобы сбросить напряжение, совершают прогулки, встречаются с друзьями, проводят время с питомцами или используют специальные лекарства, при этом популярность таких способов борьбы со стрессом, как вкусная еда и шопинг, заметно снизилась по сравнению с началом года. Об этом свидетельствуют данные волнового исследования «М-Пульс», которые представил исследовательский холдинг «Ромир».

03.04.2022 16:03

Граждане делают товарные запасы в том числе и для того, чтобы обогнать инфляцию, пытаясь приобрести не самое необходимое, но нужное, по «старым» ценам. Об этом, например, свидетельствует тот факт, что россияне готовы сокращать закупки товаров первой необходимости и дорогостоящих товаров, траты на развлечения и путешествия, но при этом растет доля тех, кто приобретает одежду, обувь, косметику. Проще говоря, на продукцию, которая имеет высокую долю импорта.

Так, если в начале марта 7% людей говорили, что готовы тратить средства на эти товары, в конце месяца таких было уже 11%. Кроме того, в пандемию многих работников переводили на «удаленку», поэтому люди экономили на покупке новой одежды, обуви, косметики. Нет ничего удивительного, что граждане хотят приобрести что-то по более низким ценам, опасаясь их роста, отметила профессор кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ Ольга Кузина. «Отчасти повышенный спрос на товары длительного пользования и с длительными сроками хранения действительно обусловлен стремлением сделать закупку до того, как инфляция проявила себя в значительной степени. С другой — покупатели ожидают дефицита некоторых товаров», — пояснил Кацнельсон.

Однако, по его словам, некоторые трудности с поставками специалисты считают временными, поэтому ожидается, что после перестройки логистических цепочек многие поставки восстановятся.

Читать в Telegram
telegram icon

Материалы по теме