Упаковка кредитов в облигации для инвесторов: как работает

Дата публикации: 12.05.2022 19:47 Обновлено: 10.10.2023 16:16
7 358
Время прочтения: 7 минут
Упаковка кредитов в облигации для инвесторов: как работает

Содержание статьи

Показать
Скрыть

Национальная финансовая ассоциация (НФА) совместно с Ассоциацией банков России (АБР) предлагают расширить ассортимент долговых бумаг на отечественном рынке с помощью секьюритизации неипотечных кредитов. Выясняем с экспертами, в чем суть этого биржевого инструмента и кому он подойдет.

Зачем нужен перезапуск секьюритизации?

С введением санкций в отношении финансовой системы России выбор работающих биржевых инструментов у отечественных инвесторов уменьшился. Сообщество профессиональных участников рынка одним из вариантов дальнейшего развития фондовой секции видит увеличение ассортимента облигаций.

В качестве перспективных активов для неипотечной секьюритизации, по словам Андрея Крылова, руководителя управления рынков ценных бумаг НФА, предложены неипотечные банковские кредиты:

  • автокредиты;
  • кредиты для малого и среднего бизнеса;
  • проблемные (просроченные) кредиты;
  • высокодоходные кредиты средних и крупных предприятий;
  • иные инструменты, в том числе лизинг.

Самый популярный кредитный инструмент для упаковки в облигации в России — это ипотека. Она считается наименее проблемным видом займов на рынке, подтвердили Банки.ру в БКИ «Эквифакс». А вот секьюритизация других видов долгов не развита или развита слабо.

Секьюритизация

— процесс, при котором некоторые виды активов, например кредиты, объединяются в пул для того, чтобы их можно было переоформить в виде процентных ценных бумаг (облигаций, сертификатов, нот). Выплаты процентов по активам и их основной суммы передаются покупателям ценных бумаг.

Если в обычной облигации активом становится долг эмитента, который он обязуется вернуть инвестору, то в секьюритизированных бумагах актив — это набор (в нашем случае уже выданных кредитов) договоров с одинаковыми условиями, которые обслуживают заемщики с примерно схожим потенциалом.

Банк, который собирает такие активы в портфели и на основе их выпускает долговые бумаги, становится оригинатором.

Оригинатор

— это инициатор процесса секьюритизации, обладатель активов, которые служат обеспечением (покрытием) для долговой бумаги. Он, заключая сделку по секьюритизации активов и выпуская бумаги, переуступает права требования кредиторам по долговым обязательствам, то есть инвесторам.

По логике представителей ассоциаций, появление таких долговых бумаг не только расширит выбор для участников торгов, но и повысит устойчивость банковской системы, поддержит рынок кредитования и лизинговую отрасль.

В чем суть выпуска облигаций на кредитные портфели?

Именно процесс секьюритизации позволяет кредитным организациям найти новые источники финансирования. Они по сути продают свои активы по справедливой рыночной ставке.

Сам процесс секьюритизации выглядит так:

  1. Банк или иной оригинатор выбирает активы, которые он хочет снять со своего баланса, продав на рынок, и объединяет их в пул (также его называют портфель). Например, в пуле может быть группа уже взятых кредитов на автомобили.
  2. Затем этот портфель у банка покупает специальная компания (в России это специализированное финансовое общество, СФО), которая будет выпускать ценные бумаги.
  3. СФО выпускает облигации и продает их на фондовом рынке инвесторам.
Как инвестор будет оценивать такую облигацию?

После выпуска облигаций рейтинговое агентство даст свою оценку выпущенной облигации. «На отечественном рынке встречались случаи секьюритизации иных видов залогового кредитования, например, автокредитов, — рассказывает Олег Лагуткин, генеральный директор БКИ "Эквифакс". — В мировой практике есть масса случаев секьюритизации беззалоговых кредитов, среди которых наиболее распространена секьюритизация кредитных карт». По его словам, риск по выпущенным в рамках секьюритизации облигациям определяется в основном уровнем риска актива, которым они обеспечены.

Московская биржа, в зависимости от надежности бумаги и полноты раскрытия информации, присвоит ей уровень листинга: первый (самый надежный), второй или третий. Эта информация может служить ориентиром для инвестора при выборе бумаг. Кроме того, у него будет возможность изучить условия эмиссии, где будут даны дополнительные характеристики актива, в том числе по составляющим его кредитам.

За тем, чтобы портфель кредитов, обеспечивающий облигацию, всегда соответствовал заявленным в документации качествам, будет следить оригинатор. Он отвечает за ротацию кредитов в кредитном портфеле облигации. Если, например, кредит полностью погашен, он выбывает из пула и его заменяют другим с аналогичными характеристиками.

#}
Ставка: от 5.5%
Платеж: 9 059 ₽
#}

Чем инвестору интересны облигации на кредиты?

Участнику торгов ценные бумаги с кредитным покрытием интересны тем, что:

  • по ним доходность традиционно выше, чем у корпоративных облигаций с таким же кредитным рейтингом;
  • у них большой выбор сроков погашения и обеспечения;
  • обычно по таким бумагам платят ежемесячные купоны (это соответствует датам основных платежей, которые вносят заемщики по кредитам).

Главный минус таких бумаг для инвестора — издержки, связанные с поведением заемщика:

  • он может перестать платить или просить признать себя банкротом;
  • он может выплатить деньги по кредиту досрочно.

В обоих случаях инвестор потеряет часть прибыли, хотя оригинатор, который отслеживает ситуацию, будет стараться сбалансировать портфель.

Но тут статистика на стороне инвесторов. «Доля заемщиков, которые подают документы на получение статуса банкрота, крайне мала и сейчас не превышает 2% всего объема действующих заемщиков. По количеству, безусловно, превалируют физические лица», — приводит цифры Олег Лагуткин, генеральный директор БКИ «Эквифакс».

По опыту банка ВТБ в работе с облигациями на ипотечные кредиты, работу с должниками на себя берет кредитная организация. «Если по ранее секьюритизированному кредиту допускается просроченная задолженность, банк выкупает его обратно и работает с ним для урегулирования задолженности, как с обычным кредитом», — уточняет Евгений Новиков, руководитель департамента розничного взыскания банка.

Кому могут быть интересны такие бумаги?

«Круг инвесторов должен определяться рейтингом. Все зависит от структуры сделки и качества базового актива. В процессе секьюритизации можно выпустить как очень надежные, так и более рискованные инструменты», — отмечает Олег Иванов, сопредседатель Комитета по инвестиционным банковским продуктам АБР.

Авторы инициативы перезапуска секьюритизации ориентируются в основном на интерес институциональных инвесторов (НПФ, страховых компаний, банков) и квалифицированных частных инвесторов.

Как работать с такими инвестиционными инструментами, зависит от выбора инвестора. Олег Иванов перечисляет возможные стратегии:

  • держать до погашения;
  • торговать на рынке;
  • привлекать рефинансирование на рынке (РЕПО) или в Центробанке (для банков).

Успешная практика российских банков с ипотечными кредитами

Самый крупный оригинатор по ипотечным кредитам в России — банк ВТБ. В 2017–2021 годах кредитная организация разместила ипотечные облигации номинальным объемом 786,8 млрд рублей. «На момент размещения дюрация ипотечных облигаций обычно составляет 2,5–3,5 года, доходность: ОФЗ + 1,2%, ОФЗ + 1,5%», — рассказывает Андрей Сучков, руководитель управления секьюритизации ВТБ.

Основные критерии, которым должны соответствовать ипотечные кредиты: соотношение кредит/залог не более 80%, залоговое имущество должно быть застраховано от риска утраты или повреждения в пользу кредитора. По словам Сучкова, чем надежнее облигации, тем жестче критерии отбора кредитов в их портфель. На такие активы, например, рассчитывают пенсионные фонды, страховые компании, банки.

#}
Ставка: от 5.5%
Платеж: 9 059 ₽
#}

Возможно ли в России повторение американского ипотечного пузыря

Рыночные риски никто не отменял. Инвесторы всего мира помнят историю 2007–2008 годов, когда на фондовом рынке США лопнул ипотечный пузырь. Тогда наращивание темпов выдачи кредитов на покупку жилья привело к росту просрочки, и это обесценило ипотечные облигации и банковские залоги. Результатом стало падение цен на недвижимость, обвал рынка и мировой финансовый кризис.

С тех пор ситуация серьезно изменилась, говорит Олег Иванов из АБР. Участники и регуляторы национальных и глобальных рынков капитала переосмыслили роль инструментов обращения активов в долговые бумаги. «Рынок структурированного финансирования (секьюритизации) восстановился после кризиса и является важной составляющей крупнейших экономик — США, ЕС, Китая, Японии, Латинской Америки. Популярность инструментов структурированного финансирования, основанных на реальных активах или финансовых обязательствах, объясняется многочисленными преимуществами для экономической системы в целом», — поясняет он. Возрождению доверия к сделкам секьюритизации способствовало обновление правил Базельского комитета, а также детальное европейское регулирование.

Банк России ведет эффективную политику по управлению рисками банковской системы, отмечает Андрей Крылов из НФА. Продолжение этой практики вполне может предотвратить на отечественном фондовом рынке возникновение инцидентов, подобных ипотечному пузырю в США.

Перспективы секьюритизации неипотечных кредитов

Авторы инициативы по секьюритизации неипотечных кредитов оценивали потенциал этого биржевого инструмента по развитым и развивающимся рынкам облигаций. Там подобные инвестиционные активы составляют 20–40% рынка структурированных продуктов, остальное приходится на ипотечные кредиты.

По оценке Олега Иванова из АБР, на российском рынке потенциально возможен десятикратный и более рост рынка неипотечной секьюритизации, объем выпуска может составить до 4 трлн рублей.

По мнению Олега Лагуткина, для секьюритизации важна массовость и прозрачность секьюритизируемых кредитов. «Если рынок кредитования юридических лиц будет обладать подобными характеристиками, то можно будет говорить о ценности секьюритизации кредитов юридических лиц для всего рынка», — уточняет он.

Елена СМИРНОВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Материалы по теме