Борис Воронин: «К концу следующего года мы накопим около 20 млн. кредитных историй»

Дата публикации: 24.07.2006 12:52 Обновлено: 24.07.2006 12:55
5 465
Время прочтения: 4 минуты
Источник
Профиль

21 июля Банк России сообщил, что в Центральном каталоге кредитных историй (ЦККИ) накоплено и доступно более 7 млн. титульных частей кредитных историй. По мнению экспертов, их количество будет увеличиваться и в дальнейшем. Своим видением развития системы бюро кредитных историй с журналом «Профиль» поделился руководитель Центрального каталога кредитных историй (ЦККИ) Борис ВОРОНИН.


— Борис Борисович, как вы оцениваете начало работы системы бюро кредитных историй (БКИ)?

— Ожидалось, что система стартует чуть раньше, но в силу разного рода задержек она стартовала с весны этого года, что, впрочем, дало всем время на подготовку. На сегодня бюро уже начали взаимодействовать с банками и Центральным каталогом кредитных историй, который был создан еще в июне 2005 года.

— Как функционирует ЦККИ?

— ЦККИ вышел на рабочий режим. Благодаря тому, что банки с сентября прошлого года передавали информацию в бюро, было время, чтобы протестировать систему обмена информацией, выявить ее недостатки и устранить их. Банки учились отправлять запросы в каталог, затем в бюро, бюро учились получать запросы, обрабатывать их и передавать банкам информацию о заемщиках. В результате большинство БКИ, зарегистрированных в реестре, протестировали обмен информацией с нами еще до включения их в реестр.

Впрочем, хоть процесс и тестировался несколько месяцев, нельзя сказать, что вся система работает в полную силу. Думаю, полноценно система, состоящая из ЦККИ, БКИ и банков, заработает в течение года.

— Сколько банков уже пользуется информацией БКИ?

— Насколько мне известно, среди банков-лидеров на рынке кредитования физических и юридических лиц пока только 10% пользуются кредитными отчетами при принятии решения о выдаче кредита. Тому есть две причины: во-первых, еще не всеми банками решены технические вопросы по взаимодействию с БКИ и, во-вторых, банки должны научиться пользоваться новыми возможностями. Впрочем, уже есть банки-«передовики», которые извлекают выгоду из использования информации из ЦККИ и кредитных отчетов.

— А когда на основании кредитной истории банки станут снижать ставки по кредитам?

— Когда использование кредитных историй станет массовым явлением и когда это приведет к снижению рисков банков. Хотя нельзя сказать, что спустя год-два после запуска системы все банки сразу на 1—2% снизят ставки по кредитам. Думаю, по разным продуктам ставки будут меняться с различной интенсивностью. В первую очередь это коснется нецелевых кредитов, затем — целевых, таких как ипотечные и автокредиты.

— Правда ли, что для бюро будет установлен некий норматив эффективности их деятельности, который станет регламентировать степень удовлетворения запросов банков? По мнению экспертов, это приведет к укрупнению игроков на рынке…

— Норматив эффективности, как я понял, нужен для контроля за количеством историй, собранных в бюро. Если в БКИ хранится много историй, значит, оно работает эффективно, если мало — значит, неэффективно. Но на начальном этапе работы таких организаций говорить о введении подобного норматива, на мой взгляд, преждевременно. Пока у всех БКИ информации о заемщиках не так уж и много. При этом есть бюро, которые планируют работать по всей России, а есть такие, что собираются работать лишь в своем регионе. Следовательно, подобный норматив эффективности должен учитывать масштабы работы бюро, регионов и численность населения. Все это значительно усложняет вычисление показателя и затрудняет его применение.

— Стоит ли разрешить бюро обмениваться информацией о заемщиках?

— Банки хором говорят о необходимости обмена информацией между БКИ. Но из разговоров с бюро ясно, что не все они горят желанием обмениваться данными. Например, какой смысл крупному БКИ передавать небольшому бюро информацию о своих заемщиках и, наоборот, получать информацию из него, если там мало историй? Крупные бюро пока пытаются захватить весь рынок или большую часть и конкурентов воспринимают очень жестко. Полагаю, нужно разрешить бюро обмениваться информацией. Именно разрешить, а не обязать. Вполне возможно, тогда начнется обмен информацией. Юридические лица сохранят самостоятельность, но информационные базы «виртуально» объединятся.

— Сколько лет потребуется для накопления информации, которая бы позволила банкам-кредиторам активно пользоваться услугами БКИ?

— Имеющаяся у БКИ информация уже сейчас полезна для банков. Потенциальный клиент банка может оказаться в числе тех 5 млн. заемщиков, истории которых собраны в бюро. Получив информацию, банк уже сегодня может проверить, есть ли у заемщика кредиты и каким образом он их погашает.

Думаю, к концу следующего года мы накопим около 20 млн. историй, это примерно половина потенциальных заемщиков в нашей стране. Однако база никогда не будет покрывать все 100% рынка. Даже в США, где системы БКИ прекрасно развиты, нет данных обо всех гражданах. И тогда начинает работать правило: если о тебе нет информации в БКИ, это вызывает дополнительные вопросы.

Наталья СТАРОСТИНА

Фото: «Профиль»

Читать в Telegram
telegram icon

Материалы по теме