Покупатель квартиры наших клиентов обратился за ипотекой в ближайшее к его работе отделение "Сбербанка" - Центр ипотечного кредитования "Новокузнецкий". Последствия этого рокового для всех решения мы разгребаем до сих пор.
Первый этап: вывод на сделку. Полный пакет документов документов на одобрение квартиры был предоставлен 01.06.2016. На рассмотрение документов ушла неделя и первый раз сделка была назначена на 08.06.2016. Поскольку в квартире был прописан взрослый ребенок продавца, по требованию юриста банка было оформлено нотариальное обязательство о снятии с рег.учета (выписке), более того, предоставлена расписка из МФЦ о том, что паспорт уже сдан на выписку. Тем не менее, вечером накануне сделки юрист отделения заявила, что эти документы "Филькина грамота" (с) и сделка была перенесена на 17.06.2016 (после получения документов о снятии с регучета). На вопрос: "Зачем нужно было требовать, чтобы человек терял полрабочего дня ради получения у нотариуса платной филькиной грамоты?" был получен гениальный ответ: "Это не наши проблемы. А вдруг ваша дочь передумает и отзовет паспорт с выписки в момент регистрации?".
Второй этап: регистрация. У Сбербанка появилась новая платная услуга - электронная регистрация ипотечных сделок. Стоимость услуги 8 600 руб (плюс госпошлина). Эту услугу оказывает дочерняя структура Сбербанка - "Центр недвижимости от Сбербанка" http://sberned.ru. На первый взгляд, удобно. Подписали документы в банке, заложили деньги в ячейку и разошлись. Через 6 рабочих дней продавец может приходить в банк за деньгами. Основание для получения денег - электронную выписку из ЕГРП - банк получает самостоятельно. Красота! И все бы хорошо, если бы не дурная карма Сбербанка - его сотрудники...
17.06.2016г. сразу же после сделки, заявка на регистрацию отправилась в непростой путь от компьютера ипотечного менеджера до неизвестного компьютера в Росреестре. Те, кто хоть раз имел дело с регистрацией недвижимости, знают, что подтверждением приема документов (в бумажном или электронном виде) служит получение номера заявки, по которому статус заявки можно отследить на сайте Росреестра. Но в Сбербанке об этом не знают и, спустя 10 дней, 27.06.2016 года в день предполагаемого получения документов, менеджер ипотечного отдела с удивлением обнаружила, что 17 июня произошел технический сбой, и заявка просто не была отправлена! При попытке повторной отправки заявки 27.06 неожиданно (!) выяснилось, что это снова невозможно, т.к. у сотрудника, отвечающего за взаимодействие с Росреестром, закончилась доверенность. Выяснение отношений с Росреестром ни к чему не привело, доверенность пришлось все же продлить, на что ушло 2 дня. Новый отсчет срока регистрации пошел с 29.06.2016.
Вас интересует когда же ожидаемый срок получения документов? Продавца и покупателя это интересует еще больше, т.к. лето, сезон отпусков. У продавца и покупателя куплены билеты с запасом по срокам, но запас оказался недостаточным, билеты необходимо менять. Но на какое число? С точки зрения сотрудников Сбербанка это тоже "наши проблемы" (с). Недельная эпопея с выяснением статуса заявления и ожидаемых сроков окончания регистрации достойна отдельного повествования и может использоваться в качестве кейса на специальном тренинге "Как отфутболить клиента". Разумеется, "все хорошо, документы в работе".
Оказывается номер заявки в Росреестре (= подтверждения отправки документов) "является конфиденциальной информацией, поскольку составляет часть личной (!) переписки сотрудников Сбербанка". Разумеется, с "Центром недвижимости от Сбербанка" связаться физически невозможно, а внутреннего телефонного справочника в Сбербанке не существует. Не помогло даже получение мобильного телефона засекреченного бесфамильного клерка по имени Родион, который непосредственно занимается взаимодействием с Росреестром. Ибо "у него нет такой информации", "с клиентами он не общается", а на этот мобильный номер звонить кому-либо запрещено, т.к. это специальный телефон, "на который в любой момент может поступить срочный звонок из Росреестра" (с).
Каков итог? To be continued... Билеты сданы, сроки не названы. Точнее, каждый день называется срок "завтра". Хотя, на сайте "Росреестра" по номерам заявки значатся 13.07 (договор) и 19.07 (ипотека).
Для справки: в "нормальных" банках (в т.ч. в некоторых других отделения того же Сбербанка) срок от подачи
полного пакета на одобрение ипотечной сделки до получения документов и денег составляет от 2 до 3 календарных недель.