«Нейтрализация» вкладчика

Дата публикации: 30.05.2011 00:05
8 264
Время прочтения: 3 минуты

Обычно лицензия у банка не отзывается в одночасье. Весть о том, что кредитная организация начинает испытывать проблемы, разносится между клиентами очень быстро через Интернет. Вкладчики, как правило, стремятся вынуть свои средства, не дожидаясь отзыва лицензии. Но могут попасться на хитроумную удочку и остаться без денег.

Периодически на рынке появляются новости о том, как тот или иной проблемный банк выводил свои активы в другие финансовые учреждения, используя счета подставных физических лиц, в расчете получить страховку. Однако, как выяснилось, банки задействуют и другие схемы, которые по большому счету не приносят им денег, но заставляют изрядно волноваться вкладчиков.

В редакцию портала Банки.ру обратился клиент одной из кредитных организаций, которая не так давно лишилась лицензии. «Когда я узнал о том, что банк не проводит платежи, понял, что жить ему осталось недолго, и решил закрыть свой вклад, — рассказал он. — В отделении сотрудница честно призналась, что у банка сейчас проблемы и наличных просто нет, поэтому выдать мне мои средства она не может. Но предложила другой вариант».

«Другим вариантом» оказалась весьма безобидная, на первый взгляд, схема: предлагалось перевести деньги безналичным путем на счет этого клиента в другом банке, а вклад закрыть. Что он и сделал. Однако прошло несколько дней, у проблемного банка отозвали-таки лицензию, а деньги на счете незадачливого клиента так и не появились. «Я не знаю, как мне сейчас поступить, — говорит он. — Поскольку я своими руками написал заявление на перевод средств и закрыл вклад, то получить страховку по системе страхования вкладов не смогу. Наверное, придется обращаться в суд…»

Чувства и эмоции этого человека понять вполне можно. Тем более что какой-либо очевидной выгоды для банка в такой схеме нет. С какой целью все это делалось?

По словам заместителя генерального директора Агентства по страхованию вкладов Андрея Мельникова, с подобными случаями АСВ сталкивается регулярно — чуть ли не в каждом пятом банке с отозванной лицензией клиенты по наущению сотрудников соглашались на сомнительный «перевод» и закрытие депозита. «Около года назад таких случаев было очень много в Межпромбанке Плюс, в 2008 году в массовом порядке вклады закрывались таким образом в банке «Сахалин-Вест», — приводит примеры Мельников. — Были подобные казусы и в других банках, но они носили единичный характер».

«Сложно сказать, почему банки и банкиры так действуют, — продолжает он. — Скорее всего, это один из способов хоть как-то успокоить вкладчиков. Банк надеется, что лицензию у него все-таки не отзовут, и старается задобрить клиентов любыми методами, пообещав перевести деньги, которых у него по сути уже нет».

Но, несмотря на то что банк не имеет какой-либо выгоды от такой схемы, клиент остается обманутым. Кредитная организация фактически заставила его закрыть вклад и тем самым нанесла ему ущерб. Такие вопросы обычно решаются только через суд.

Вместе с тем в АСВ подобные случаи берут в работу и без судебных решений. «Мы уже давно отработали сценарий, как действовать в таких ситуациях, — рассказывает Мельников. — Как правило, наши специалисты осуществляют обратную проводку и возвращают деньги на вклад клиента. А клиент затем на полном основании включается в реестр вкладчиков и получает страховку».

В АСВ убеждены, что если бы было решено к данной проблеме относиться формально и отправлять пострадавших в суд, то спустя какое-то время суд бы признал их правоту и обязал выплатить страховое возмещение. «Но когда и так все очевидно, зачем гонять людей? — подчеркивает Мельников. — Это не по-человечески, неправильно и не соответствует сути проблемы, с которой мы сталкиваемся».

Заместитель гендиректора АСВ рекомендует гражданам, попавшимся на подобную уловку проблемных банков, написать в агентство письмо с описанием ситуации. Это нужно для того, чтобы у АСВ было формальное основание для возврата денег. По времени эта процедура занимает один-три дня. Более того, когда сотрудники АСВ составляют реестр вкладчиков, они сами стараются разобраться, имели ли место такие случаи.

«Если вы услышали о проблемах в вашем банке, а сумма вклада не превышает 700 тысяч рублей, не торопитесь, не бегите снимать деньги, не попадайте на проценты, — советует Мельников. — В любом случае ситуация будет развиваться в пользу вкладчика. И уж тем более не имеет смысла поддаваться уговорам сотрудников банка закрыть вклад, а деньги перечислить на другой счет безналичным путем».

Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме