После весеннего отключения нескольких российских банков от международных платежных систем Банк России рекомендовал всем банкам организовать межхостовые соединения друг с другом. Портал Банки.ру выяснял, как идет этот процесс, чем хороши и чем плохи межхостовые соединения.
Межхостовые соединения между участниками платежной системы не являются чем-то радикально новым. На протяжении многих лет банки налаживали сотрудничество напрямую, минуя МПС, дабы сократить расходы на интерчейндж (комиссию, взимаемую платежной системой). И это очень даже срабатывало, к обоюдной выгоде банков и их клиентов.
В обычном случае, когда держатель карты, эмитированной банком А, пытается снять деньги через банкомат банка Б или оплатить покупку в магазине, подключенном к банку Б, авторизационный запрос идет в процессинговый центр банка Б, который проверяет BIN карты (первые шесть цифр номера) и определяет, что карта «чужая». Запрос переправляется в операционный центр соответствующей МПС. Все дальнейшие операции – отправку авторизационного запроса в процессинг банка А, межбанковские расчеты и клиринг – выполняет МПС и берет за это интерчейндж.
В случае, когда между эмитентом и эквайером установлено межхостовое соединение, авторизационный запрос уходит напрямую от процессинга эквайера в процессинг эмитента. Фактически МПС об этой операции даже не знает. Тем не менее интерчейндж взимается и при работе напрямую. Дело в том, что даже такая простая архитектура не отменяет необходимости проведения межбанковских расчетов и клиринга. Одному из банков приходится выступать в роли расчетного центра, за что он и берет комиссию, пусть и меньшую, нежели МПС.
«Тарифы, используемые нами для межхостового взаимодействия, построены с учетом тарифных принципов международных платежных систем, – объясняет вице-президент ВТБ 24 Алексей Киричек. – Основная идея – не менять существенно картину дохода по эквайринговым и эмиссионным операциям участников межхостового взаимодействия. В то же время, организуя межхосты, банки рассчитывают на снижение издержек и получение более выгодных тарифов по операциям в сетях друг друга».
Когда вследствие санкций несколько отечественных банков были отключены от систем Visa и MasterCard, в банковской отрасли заговорили о двух наиболее эффективных способах защиты – создании собственной национальной системы платежных карт (НСПК) и установке межхостовых соединений между банками. Но на самом деле они не являются альтернативами друг другу: создание и развитие полноценной НСПК займет не один год, а межхостовые соединения, несмотря на свою эффективность, имеют немало недостатков. Потому, держа в памяти НСПК, банки соединяются напрямую, но рассматривают это лишь как вспомогательную меру. Многие банки используют межхостовые соединения исключительно для снятия клиентами наличных в банкоматах банков-партнеров.
Как объясняет директор по эмиссии и расчетам Альфа-Банка Сергей Брынин, «в торговом эквайринге для клиентов – держателей карт межхостовое соединение мало что меняет. А вот торговые предприятия могут оказаться в выигрыше при условии снижения эквайером комиссий по картам партнерского банка. В интернет-эквайринге при использовании технологии 3D-Secure без МПС обойтись пока сложно, хотя несколько игроков рынка и заявляли, что планируют предоставлять подобную услугу».
Альфа-Банк, наряду с другими крупными банками, включился в процесс установки межхостовых соединений, но без фанатизма. «После того как весной этого года произошли известные события и несколько банков были отключены от международных платежных систем, вопрос межхостовых соединений стал весьма актуален, – рассказал порталу Банки.ру Сергей Брынин. – Какие-то межхостовые соединения у нас уже были организованы, а какие-то стали создаваться. Но со временем стало понятно, что охватить весь рынок, чтобы банки соединились друг с другом, – задача крайне нетривиальная. Помимо чисто технических проблем, возникают сложности с договорными отношениями, тарифами, маршрутизацией и так далее – неясно, кто будет это все регулировать. Кроме того, стала развиваться тема создания национальных свитчей и расчетных клиринговых структур, дабы быть независимыми от внешнего мира. Поэтому сейчас, на наш взгляд, создание межхостовых соединений со всеми подряд смысла не имеет. На рынке есть несколько крупных игроков, и если соединиться с ними, то удастся охватить большую часть рынка».
Тем не менее все больше банков объявляют о создании новых межхостовых соединений. Процесс этот весьма непрост. Как объяснил Алексей Киричек, «к основным этапам построения межхостового соединения можно отнести: заключение договора об информационном обмене и договора о взаиморасчетах по межхостовым операциям, организацию канала между процессинговыми центрами банков, настройку протокола межбанковского обмена, настройку отчетности, доработки, настройки параметров процессинговых систем банков, тестирование, доработки, исправление ошибок, запуск в промышленную эксплуатацию. Эта работа, по нашему опыту, может занимать от одного месяца до трех, когда необходимы существенные доработки в системах банка».
«Проект установления межхостового соединения может занять от двух и более месяцев, это зависит от наличия ресурсов внутри банка и готовности партнеров, – говорит Сергей Брынин. – Денежные затраты на программное обеспечение зависят от того, есть ли у банка свои разработчики, или он пользуется услугами внешних, а также от наличия уже имеющихся наработок. К примеру, если уже есть межхостовое соединение с партнером, работающим на схожем программном обеспечении. В среднем затраты могут составить несколько десятков тысяч долларов».
Столь чувствительные временные и финансовые затраты обусловлены отсутствием четких отраслевых стандартов. В процессинговых центрах используется программное обеспечение разных производителей, и в каждом случае специалисты вынуждены «скрещивать ежа с ужом», фактически настраивая протоколы передачи сообщений и дорабатывая системы процессинговых центров так, чтобы они «понимали» друг друга.
Сотни российских банков эмитируют и принимают карты Visa и MasterCard, организация прямых соединений всех со всеми мало того, что выльется в солидные затраты (которые, разумеется, в конечном итоге лягут на клиентов), так еще и породит массу проблем – получившаяся децентрализованная сеть будет работать попросту неэффективно в отсутствие единого контроля и арбитража. Отношения без посредника хороши в структуре из двух участников, но не в том случае, когда их несколько сотен.
Кроме того, до сих пор не решена проблема интернет-эквайринга с применением 3DS. В рамках своих систем этот вопрос обещают решить «Золотая корона» и «Про100», но пока подавляющее большинство россиян пользуется картами Visa и MasterCard, совсем обойтись без международных платежных систем не получится.
Михаил ДЬЯКОВ, Banki.ru
Комментарии
Но ведь все без исключения процессинговые центры используют единый протокол для общения с операционным центром соответствующей МПС, нет?
Почему нельзя использовать этот протокол для межхостового общения?
Тогда все ПЦ должны поддерживать этот протокол не как точка, а как сервер. Это будет гораздо дороже, чем сделать простенький урезанный межхостовой протокол. Межхост это костыль, там далеко не все реализовано, есть довольно много слабых вещей, та же претензионка например.
Такая.Ее определяет именно ПС. Например, в МПС она порядка 1,5%. В ПС "УЭК" раза в три меньше.
Эквайеру эта комиссия до лампочки, а эмитенту очень интересна. Если он может получить по каналам МПС 1,5%, зачем ему межхвостовые соединения с меньшим интерчейнждем?
А банкоматные операции прекрасно идут через ОРС минуя МПС за 0,45%.
Получается, что хвосты повисают в воздухе.