• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Обзор прессы

Пошли в расходы: у 17% россиян выросли траты во время самоизоляции

Мониторинг банковской прессы
Дата публикации: 04.06.2020 08:50
1 085
Время прочтения: 5 минут
Источник
Известия
​

Почти каждый третий житель России не смог сэкономить на самоизоляции. При этом у значительной части граждан — 17% — расходы и вовсе выросли. Такие данные в ходе общероссийского опроса получило исследовательское агентство MAGRAM MR. Чаще всего люди объясняли увеличение трат тем, что стали покупать больше еды, медикаментов и алкоголя, а также импульсивными покупками в интернете и приобретением платного контента. Экономисты считают, что люди просто не осознали, что рост расходов напрямую коррелируется со снижением доходов, а социологи и психологи уверены, что россияне заедали и запивали стресс, связанный с экстраординарной ситуацией. В итоге, по данным статистики, расходы россиян превысили доходы почти на полтриллиона рублей.

Едим дома

Казалось бы, режим самоизоляции должен был способствовать снижению расходов, поскольку предполагает отсутствие издержек на поддержание себя в форме, обновки, транспорт, питание вне дома, развлечения и т.д. Однако далеко не всем удалось сократить траты в режиме «сидим дома». Так, у 32% опрошенных агентством MAGRAM MR расходы не сократились, а у 17% и вовсе выросли.

Правда, большей части респондентов (51%) самоизоляция всё же принесла экономию. В 55% случаев (опрос предполагал множественные ответы. — «Известия») снижение трат стало следствием того, что люди перестали покупать одежду, обувь, косметику и другие товары схожих категорий. В Москве, где карантинные меры вступили в силу раньше и были гораздо строже, чем в регионах, отказ от покупок отметило значительно больше участников опроса — 78% (55% от всей выборки). Также люди (47%) стали экономить на привычных ранее кино, театрах, походах в ресторан и занятиях в фитнес-клубах, которые оказались недоступны из-за ограничительных мер.

Некоторые «самоизолированные» (40% ответов) осознанно снижали траты, например, на еду, объяснив это тем, что «сейчас сложный период и лучше сделать запас». Почти у трети (30%) опрошенных получилось сэкономить на транспортных и прочих расходах, которые исключаются при домашнем режиме. А вот на оплате ЖКХ и услуг извлечь выгоду удалось всего 1% респондентов.

Зажевали стресс

Что касается статей расходов на самоизоляции, их можно разделить на три основные категории, пояснила исполнительный директор MAGRAM MR Наталия Турунова.

— Первая и главная — снятие стресса. На это указывает рост расходов на еду (65% ответов) — в том числе готовую из ресторанов и кафе, алкоголь (10%) и увеличение числа импульсивных интернет-покупок (14%), — отметила она.

Проще говоря, люди заедают и запивают стресс из-за совершенно непривычной для себя ситуации, согласна и психолог Ольга Максимова.

— В этих же целях используется и онлайн-шопинг, когда включается система избегания наказания из-за повышенной тревожности и включение системы поощрения. Причем в случае с покупками в интернете люди получают двойную порцию дофамина: сначала в стадии предвкушения, а потом вознаграждения при получении покупки, — сказала она.

Объяснила психолог и то, почему в 13% случаев выросли расходы на платный контент, учитывая даже тот факт, что в период пандемии многие производители представляют интеллектуальную собственность бесплатно. В этом случае речь идет об успешных людях, которые лишились привычных источников расходов и не чувствуют себя полноценными личностями, находясь дома.

— Для них важно заплатить за то, что другим достается бесплатно, — считает она.

Именно этим можно объяснить и тот факт, что люди с нормальными доходами не слишком стремились снизить издержки на удовольствия в условиях самоизоляции. Об этом говорят и результаты опроса, которые показали, что осознанно экономить, в том числе на еде, начали гораздо меньше москвичей — 27% против 40% по всей выборке.

Вторая категория, которая потребовала больших расходов в период пандемии, — здоровье.

— Очевидно, что страх заболеть заставил людей принимать дополнительные меры — покупать больше медицинских товаров, в том числе масок и профилактических средств, — пояснила Наталия Турунова.

Третья категория непосредственно связана со второй. Она касается расходов на такси (20%) и бензин (12%), то есть с обеспечением безопасности передвижения в условиях эпидемии.

— Интересно, что повышение цен на продукты (6%) и медикаменты (2%) отметило незначительное число респондентов. Это, скорее всего, говорит о том, что, несмотря на мартовское падение рубля и многочисленные прогнозы скачка цен, по факту рост оказался не слишком заметным для потребителей, — предположила эксперт.

Атипичная несостоятельность

Менее всего в коронавирусный кризис пострадали отрасли, которые связаны с производством еды и лекарств, подтверждают и экономисты.

— Статистика свидетельствует о стабильности или росте в областях, связанных с пищевым сектором, фармацевтикой и онлайн-развлечениями. Соответственно, расходы населения на эти услуги мало изменились или возросли, — прокомментировал главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах.

По данным Росстата, в I квартале 2020-го россияне заработали почти 13,8 трлн рублей, а потратили около 14,3 трлн. При этом на покупку товаров пришлось 65,8% доходов — почти на 2 п.п. больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

— В этот раз это больше связано не с увеличением расходов, а с падением доходов, причем у среднедоходных групп населения из-за самоизоляции и ограничений на предприятия, — уверен экономист.

Как показал опрос, более половины (51%) россиян отметили частичное сокращение дохода в период самоизоляции. Почти у трети (31%) он остался прежним. А 17% респондентов потеряли заработок полностью. И только 1% респондентов сообщили, что их достаток вырос.

Но, как полагает профессор кафедры статистики РТУ МИРЭА Татьяна Бурцева, статистические данные свидетельствуют о том, что пока люди не готовы переходить на более дешевые продукты. Она напомнила, что, по данным аналитических агентств, в апреле 2020 года на питание приходилась почти половина всех расходов средней российской семьи.

— Ожидания населением роста цен и девальвации рубля привели к тому, что четверть россиян начали тратить на текущие расходы свои сбережения. По данным Сбербанка, уже перед началом активного распространения коронавируса в России граждане стали чаще ходить в магазин (3,2 раза в неделю, а не 3), больше тратить на продукты (на 23%, пятилетний максимум) и забирать депозиты из банков, — подчеркнула эксперт.

Татьяна Бурцева напомнила и о статистике, которая отмечает рост индекса потребительской уверенности.

— Показатель по России в I квартале 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019-го улучшился на 6,0 п.п., что подтверждает вывод, что граждане пока не хотят переходить на более дешевые продукты, — подчеркнула эксперт.

Правда, она считает, что ситуация в апреле и мае сильно различается.

— Апрель — время торгового оптимизма и одновременно ценовой лихорадки. Май — время тревожности и ощущения крушения привычного ритма жизни, неопределенности в будущем, — подчеркнула эксперт.

Впрочем, по ее мнению, и тот и другой период влияет на модель потребительского поведения, часто приводя людей к нерациональным реактивным тратам в продуктовых магазинах.

Анна КАЛЕДИНА

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

«Из-за запаха с соседнего участка не могу находиться на даче»: куда жаловаться в такой ситуации
«Из-за запаха с соседнего участка не могу находиться на даче»: куда жаловаться в такой ситуации
07.05.2025
10035
Объяснили, какие постройки на дачном участке надо регистрировать
Объяснили, какие постройки на дачном участке надо регистрировать
07.05.2025
8367
С 1 марта 2025 года у россиян могут изымать запущенные дачи: как избежать штрафов и проблем
С 1 марта 2025 года у россиян могут изымать запущенные дачи: как избежать штрафов и проблем
05.05.2025
8478
Шумные соседи по даче: что делать и когда можно жаловаться в полицию
Шумные соседи по даче: что делать и когда можно жаловаться в полицию
04.05.2025
27161
Снегопад на майские: как защитить растения на даче
Снегопад на майские: как защитить растения на даче
03.05.2025
7603
Цветы, за которые можно получить срок: что нельзя сажать на даче в 2025 году
Цветы, за которые можно получить срок: что нельзя сажать на даче в 2025 году
02.05.2025
12926
Как пожарить мясо, чтобы ничего не нарушить в майские праздники
Как пожарить мясо, чтобы ничего не нарушить в майские праздники
01.05.2025
12193
«Премиально» развели: как под видом вклада оформили страховой полис
«Премиально» развели: как под видом вклада оформили страховой полис
30.04.2025
8915
Вложился в золото и остался в минусе: как не потерять деньги на металлических счетах
Вложился в золото и остался в минусе: как не потерять деньги на металлических счетах
29.04.2025
13438
Под видом вкладов банки оформляют пенсионерам ИИС: что это и как вернуть деньги в полном объеме
Под видом вкладов банки оформляют пенсионерам ИИС: что это и как вернуть деньги в полном объеме
28.04.2025
117998

Материалы по теме

Больше всего займов берут Близнецы, а Весам чаще одобряют крупные суммы: исследование МКК «Срочноденьги»
Валютные проверки ЦБ в банках и ситуация в «Тинькофф». Обзор прессы 19 мая
DB закрыл счета российских банков, а клиенты жалуются на Сбербанк. Обзор прессы 18 мая
Валютный рекорд России и взлет цен на сантехнику. Обзор прессы 17 мая
Главная Новости Обзор прессы Пошли в расходы: у 17% россиян выросли траты во время самоизоляции
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+