По результатам прокурорской проверки полиция возбудила уголовное дело в отношении руководства ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь»» за угрозу срыва гособоронзаказа. По мнению участников расследования, угроза возникла
Как рассказали «Ъ» в прокуратуре Санкт-Петербурга, по поручению президента России Дмитрия Медведева городские прокуроры совместно с Генпрокуратурой РФ провели проверку финансово-экономический деятельности ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь»» в 2010 году. Отметим, что поручение президента последовало после интервью «Ъ» 6 июля генконструктора Московского института теплотехники Юрия Соломонова, в котором он заявил, что «госзаказ 2011 года уже сорван». «Я хочу, чтобы вы не только с этой информацией разобрались, но и вообще с ситуацией. Если она такая, как описывают некоторые наши коллеги, то тогда нужны организационные выводы в отношении всех, кто отвечает за это в правительстве, независимо от чинов и званий»,— заявил Дмитрий Медведев главе Минобороны Сердюкову. Через несколько дней, выслушав отчет господина Сердюкова, президент Медведев отметил: «Если кто-либо из участников соответствующего процесса нарушает государственную дисциплину поставок, вы должны доложить мне лично, и я уже приму решение».
В действиях руководства «Северной верфи» прокуроры усмотрели признаки преступления, предусмотренного ст. 201 УК («Злоупотребление полномочиями»). На днях материалы за подписью первого заместителя прокурора города Владимира Артюхова были переданы в следственное управление Кировского РУВД Санкт-Петербурга, которое и возбудило уголовное дело «по фактам неправомерных действий руководства предприятия, повлекших возможность срыва гособоронзаказа и причинение материального ущерба». Пока оно расследуется в отношении неустановленных руководителей ОАО.
По информации «Ъ», злоупотребление полномочиями, по предварительным данным, полицейские и прокуроры усмотрели в следующих фактах. В период с апреля по июнь прошлого года руководство «Северной верфи» перечислило в Межпромбанк, в состав учредителей которого входит предприятие, 5,9 млрд руб. Эти деньги были перечислены на счета предприятия из федерального бюджета в рамках финансирования государственного оборонного заказа.
Однако перечисленные деньги не помогли банку удержаться на плаву, и осенью 2010 года он был обанкрочен (в декабре 2010 года в интервью «Ъ» глава ЦБ Сергей Игнатьев назвал банкротство Межпромбанка преднамеренным). По мнению правоохранительных органов, руководство «Северной верфи» не предприняло никаких шагов для возврата федеральных денег, что в конечном итоге поставило под угрозу исполнение гособоронзаказа. Постройка каких кораблей оказалась под угрозой, в правоохранительных ведомствах не уточняют. Известно, например, что
Кроме того, надзорное ведомство выявило «нарушения законодательства о гражданской обороне, промышленной безопасности, а также регулирующего деятельность акционерных обществ». «В отношении руководителя и общества возбуждены административные дела, в его адрес направлено представление и объявлено предостережение»,— указано в пресс-релизе прокуратуры Санкт-Петербурга.
В «Северной верфи» комментировать уголовное дело отказались, сославшись на то, что пока не получали никаких официальных документов по этому поводу из полиции. По словам представителя предприятия Светланы Ермолаевой, сейчас «Северная верфь» выполняет следующие гособоронзаказы: строительство трех корветов по проекту 20380, модернизация одного корвета по проекту 20385, строительство головного фрегата «Адмирал флота Горшков», серийного фрегата «Адмирал флота Касатонов» и одного специального судна связи. Сроки выполнения этих гособоронзаказов госпожа Ермолаева не уточнила. Кроме того, верфь выполняет экспортный заказ на ремонт и модернизацию пары алжирских сторожевых кораблей. Среди коммерческих заказов верфи — судно снабжения нефтедобывающих платформ в Норвегии. Общую стоимость гособоронзаказа Светлана Ермолаева не назвала (по мнению экспертов «Ъ», только заказ на строительство 13 фрегатов и корветов, полученный «Северной верфью» от Минобороны в марте, оценивается более чем в 200 млрд руб.), сославшись на коммерческую тайну, и посоветовала обратиться к заказчику — Минобороны.
Собеседник «Ъ» в Минобороны выразил озабоченность возникшей ситуацией на предприятии. ««Северная верфь» получила монопольный заказ на поставку корветов и фрегатов по программе перевооружения (ГПВ-2020.— «Ъ»),— напомнил собеседник «Ъ».— Подписывая контракт, надо помнить не только о той сумме, которая в нем прописана, а еще и об ответственности за выполнение заказа». Он также отметил, что крайнее недовольство в военном ведомстве вызвал перенос сроков ввода в эксплуатацию фрегата «Адмирал Горшков». Однако речи о расторжении контракта в данный момент, по словам собеседника «Ъ», пока не идет. «Сначала надо разобраться с тем, что есть сейчас. А позже принимать взвешенное решение — рубить сплеча никто не будет»,— резюмировал он.
При этом нельзя не отметить, что уголовное дело может повлиять не столько на заказы, уже полученные «Северной верфью», сколько на дальнейшую судьбу самого предприятия. Сейчас верфь, а также Балтийский завод и КБ «Айсберг» принадлежат Объединенной промышленной корпорации (ОПК) и находят в залоге у ЦБ по не возвращенному Межпромбанком кредиту на 32 млрд руб. С осени прошлого года Банк России пытается в суде обратить взыскание на эти залоги. Стороны не могут договориться о цене, по которой акции заводов будут проданы с торгов,— собственники оценивают их в 90—100 млрд руб., ЦБ эту сумму считает завышенной. 30 июня президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко сообщил «Интерфаксу», что корпорация «имеет интерес к этим активам» и ожидает, что «к концу года произойдет их передача ЦБ». В тот же день министр промышленности и торговли Виктор Христенко заявил, что, «наверное, судьба этих активов должна в дальнейшем быть в рамках ОСК».
«ОСК несколько раз обращала внимание правоохранительных органов на происходящее на заводах, которые все еще принадлежат ОПК. Мы поделились информацией о выводе активов и денег, которые государство перечисляет этим предприятиям за выполнение заказов»,— сообщил «Ъ» пресс-секретарь ОСК Алексей Кравченко. По его словам, возбуждение полицией дела об угрозе срыва гособоронзаказа «дает надежду на то, что этот деструктивный процесс может быть остановлен и государство найдет способ передать эти активы собственнику, который будет способен выполнить все взятые верфью обязательства, то есть ОСК».
ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь»
Предприятие ведет свою историю от Путиловской верфи, построенной финансистом Алексеем Путиловым в 1912 году. В советское время верфь называлась «завод им. А. А. Жданова», в апреле 1994 года получила нынешнее название. Основной акционер — ЗАО «Объединенная промышленная корпорация» Сергея Пугачева — контролирует 75,47% акций. Еще 20,96% принадлежит государству в лице ОАО «Западный центр судостроения». Верфь имеет лицензии на все виды работ в области строительства, переоборудования, модернизации и утилизации кораблей и судов. За время существования предприятия построено более 330 единиц морской техники, в том числе 170 боевых кораблей. Среди них ракетные крейсеры, эсминцы, сторожевые корабли, БПК, подводные лодки. Портфель военных заказов в настоящее время включает три корвета проекта 20380, девять корветов проекта 20385, шесть фрегатов проекта 22350 и судно связи проекта 18280 для ВМФ России. Завод также модернизирует корабли для ВМС Алжира. Выручка в 2010 году составила 10,4 млрд руб., чистый убыток — 982,7 млн руб. На верфи работает более 3,5 тыс. человек. Александр Лексаков
Дмитрий МАРАКУЛИН, Ирина БЫЧИНА, Андрей ЕРШОВ, Иван САФРОНОВ-младший, Егор ПОПОВ