Банковский сектор Санкт-Петербурга отличается достаточно высокой степенью концентрации: на 100 тысяч жителей города приходится четыре кредитных учреждения. В Москве аналогичный показатель составляет 5,6.
Сейчас Петербург — второй крупнейший финансовый центр России, представленный 39 действующими кредитными организациями и 156 филиалами иногородних кредитных организаций, а также 1394 внутренних структурных подразделения этих кредитных организаций и филиалов. РБК daily решила составить свой портрет банковского рынка города.
По данным Банка России, на 1 апреля активы банков, зарегистрированных в Санкт-Петербурге, составляют 50% от активов всех банковских структур (включая иногородние), расположенных на территории Петербурга. Однако по факту это значит, что более половины активов приходится на иногородние банки (поскольку первый показатель учитывает и региональную сеть петербургских банков).
С середины 1990 х московские банки стали активно проникать на рынок Северной столицы. Московский бизнес при этом не ограничивался открытием филиалов, но и скупал питерские банки с готовой клиентской базой. Или, что проще, при открытии филиалов перекупалась команда менеджеров успешного эффективного петербургского банка, которая приводила и клиентов (один из примеров: команда питерского «Инкасбанка» перешла в филиал московского НОМОС-банка — вслед за ними ушли в НОМОС и крупные предприятия судостроительной отрасли).
После приобретения Внешторгбанком ПСБ пал главный бастион сопротивления московской экспансии. Сохраняет независимость банк «Санкт-Петербург» (16 е место в рейтинге крупнейших банков), но его владельцы признаются, что их засыпают предложениями о покупке банка.
При этом питерские банки сами открывают филиалы в столице, крупнейший из них — это как раз филиал банка «Санкт-Петербург», активы которого составляют порядка 60 млрд рублей (если, конечно, не считать ВТБ, формально перерегистрированного в Петербурге, но фактически оставшегося в столице). Основу бизнеса практически любого московского филиала иногороднего банка составляет корпоративный бизнес, имеющий отношение к бизнесу «родного» региона кредитной организации (либо подразделения в Москве). Поэтому, например, один из крупнейших петербургских банков — «Балтийский банк», основанный в 1992 году — перерегистрировал головной офис в Москве в 2006 году.
«Доминируют на питерском рынке по-прежнему госбанки — Сбербанк и ВТБ, - согласен вице-президент Банка БФА Дмитрий Саберзянов, - а также местные банки — банк „Санкт-Петербург» и АКБ Россия; сильные позиции и у нескольких филиалов московских банков». Вместе с тем, усиливается влияние средних региональных банков, которые забрали часть клиентов у конкурентов. По мнению г на Саберзянова, среди причин, повлиявших на переток клиентов, можно выделить внедрение Сбербанком новой системы риск-менеджмента, сокращение активных операций иностранными банками, завершение объединения ВТБ и ВТБ Северо-Запад — с одной стороны, и более активную позицию отдельных московских банков и местных игроков, в т. ч. и Банка БФА, - с другой. «Это позволило банкам, агрессивно ведущим себя на рынке, нарастить кредитные портфели на 30—70% в течение года», — полагает он.
Руководитель Дирекции по работе со средними клиентами СЗРЦ Банка ВТБ Алексей Иванов также отмечает, что рост корпоративных портфелей частных банков в отдельных случаях может быть выше, чем у государственных: «И это несмотря на то, что госбанки предлагают, как правило, более выгодные для заемщика ставки. Причина этого кроется в риск-менеджменте», - замечает он. Госбанки более консервативны и максимально стараются избежать участия в высокорискованных проектах. Частные же чаще готовы идти на риск. «Нам нередко приходится отказывать в кредите по причине либо неустойчивого финансового положения заемщика, либо
Анна Бархатова, директор по внешним коммуникациям банка «Санкт-Петербург», согласна, что специфика ведения бизнеса в петербургских банках отличается от работы филиальной сети московских банков, но акцентирует внимание на том, что местные игроки выигрывают за счет скорости принятия решения и гибкого подхода к потребностям клиента. «Для филиалов петербургский рынок — только один из рынков, а для нас — это главный рынок нашего бизнеса», - говорит она.
«Безусловно, крупные федеральные банки имеют преимущества по широте типового продуктового ряда, говорит генеральный директор ООО «Леонтьевский Мыс» Игорь Оноков. Однако
Кризис последних лет, конечно, повлиял на банковский рынок как страны в целом, так и города в частности. С одной стороны, госбанки привлекли новых клиентов на обслуживание — на волне опасений относительно устойчивости банковской системы. С другой стороны, несколько ослабли позиции дочерних банков иностранных кредитных организаций. «Возможно, плюсы и минусы местных банков в посткризисный период проявились более очевидно, - говорит Дмитрий Саберзянов. - Региональные банки быстрее вернулись в активную фазу кредитования. В этот период от кредитных организаций требовалось больше индивидуального подхода, т. к. каждое предприятие своим путем выходило из кризиса. Здесь и проявилась сильная сторона местных банков, которые лучше понимают и принимают специфику предприятий в регионе, тогда как крупные федеральные банки более сильны в типовом продуктовом ряде».
Алексей Иванов, Руководитель Дирекции по работе со средними клиентами СЗРЦ Банка ВТБ:
«Расклад банковских сил» в Северной столице в целом характерен для региональных рынков. Если говорить об инвестиционной активности, то на Северо-Западе она осуществляется в рамках госзаказов, в том числе Министерства обороны, проектов на основе ГЧП, региональных инвестпрограмм, реализуемых с участием субъектов Федерации. Финансирование наиболее значимых проектов осуществляется преимущественно госбанками — Северо-Западным Региональным Центром Банка ВТБ, Северо-Западным банком Сбербанка и Внешэкономбанком».
Елена АНИСИНА
Таблицу к статье можно посмотреть на сайте источника.