«Сегодня большое количество чиновников раскрывает свое имущество, и мы там видим машины, дачи, земли, очень редко мы видим паевые фонды, российские ценные бумаги. Наличие в этих декларациях ценных бумаг должно стать обязательным для занятия должностей», — сказал зампред ЦБ и председатель наблюдательного совета Московской биржи Сергей Швецов. Это должно касаться всех чиновников, а не только руководителей, заметил он.
«Эта идея в русле тех тем, которые сейчас активно обсуждаются в администрации президента и в правительстве: деофшоризация, запрет для чиновников инвестировать за рубежом», — напоминает председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин. В феврале Владимир Путин предложил законопроект, запрещающий российским чиновникам владеть банковскими счетами и акциями за рубежом, а недавно подписал указы, которые вводят запрет на такие инвестиции. Общий вектор — все, чем владеют чиновники, должно храниться в России и если они инвестируют в акции, то это должны быть российские бумаги, говорит федеральный чиновник, участвовавший в обсуждениях по деофшоризации. «Но никому никогда в голову не приходило обязывать людей инвестировать свои личные сбережения в финансовые инструменты, это их личный выбор», — подчеркивает он.
Способы привлечения инвесторов на российский фондовый рынок неоднократно обсуждались на совещаниях у президентского помощника по экономическим вопросам Эльвиры Набиуллиной и первого вице-премьера Игоря Шувалова. Но там такая идея не звучала, уверяют их участники. Получить комментарии Шувалова не удалось, Набиуллина от них отказалась. Идея не обсуждалась, сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, он сомневается, что она будет обсуждаться в Кремле.
«Мне хотелось бы сохранить хоть какую-то свободу в выборе для инвестиционной политики своих личных накоплений», — заявил замминистра финансов Алексей Моисеев. Даже если ввести такое требование, оно даст минимальный эффект для рынка, скептичен Вьюгин: «Если речь идет об официальной зарплате, это небольшие деньги, а если не об официальной — такие деньги нельзя инвеcтировать на российском рынке». Однако запрет хранить средства за рубежом будет распространяться не только на чиновников, но и на руководителей госкомпаний «Роснефть» и «Газпром», заявлял недавно руководитель администрации президента Сергей Иванов. У менеджмента крупных госкомпаний заработок, как правило, намного превышает зарплаты чиновников.
«Эта идея из разряда нереальных. Я за свободу выбора и не хочу менять закон. Но в США в свое время слоган «покупай американское» удачно сработал. Я считаю, что и нам хорошо было бы плыть в одной лодке», — позже объяснил Швецов.
Слово в пользу обиженных
«Роснефть», отказавшаяся выкупать доли миноритариев при покупке ТНК-ВР, поступала рационально, законно, но нехорошо по отношению к инвесторам. Решение компании — в рамках правил, но, возможно, правила надо менять так, чтобы они защищали интересы миноритариев, сказал вчера Швецов. Государство должно защищать более слабую сторону, заметил он.
Маргарита ПАПЧЕНКОВА, Ольга ПЛОТОНОВА