• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Обзор прессы

Мировые банки и дефицит доверия

Мониторинг банковской прессы
Дата публикации: 06.06.2013 13:15
1 260
Время прочтения: 9 минут
Источник
Коммерсант-Банк
​

Дефицит доверия — один из самых актуальных вопросов, стоящих перед банковской индустрией сегодня. Чтобы вернуть доверие клиентов, банки пытаются сделать более дружественным стиль общения и оптимистичным — дизайн офисов, открывают странички в соцсетях, совершенствуют коммуникации, но доверие клиентов продолжает падать.

История страхов

Опираясь на опрос Edelman Trust Barometr среди пользователей банка со всего мира, эксперты BBDO Worldwide провели в 2012 году маркетинговое исследование состояния рынка и сделали вывод о заметном падении доверия клиентов к банковским учреждениям в мире в целом. В 2008 году в ходе проведенных опросов пользователей по всему миру на вопрос «Доверяете ли вы своему банку?» утвердительно отвечали 56% респондентов, в 2012 году таких осталось всего 40%. Банки и финансовые организации прочно обосновались на дне таблицы, отражающей степень доверия к различным типам современных индустрий — даже производителям продуктов питания и напитков, как оказалось, люди доверяют больше.

Безусловно, картина отличается от страны к стране. В странах с формирующейся рыночной экономикой индекс доверия все еще высок: в Индии более 72% людей и практически столько же в Китае заявили, что их степень доверия к банкам за последний год выросла. Но эта статистика контрастирует с данными из США, где каждый второй говорит о том, что финансовые организации теряют его доверие. Ирландия и Испания имеют наименьший его уровень (10% и 20% соответственно). Почти половина опрошенных потребителей во всех странах (42%) не верят в способность банков сохранить средства — спокойны за свои счета лишь 17% респондентов. Еще больше клиентов (47%) не чувствуют банковской поддержки и недовольны количеством и качеством предоставляемой им информации. Основная масса (52%) недовольна уровнем честности и прозрачности банков в отношениях с ними.

«Все, чего хотят люди,— это не бояться. Но вся история развития этой категории учила их обратному. Доверие — слишком хрупкая вещь. Этот показатель всегда будет колебаться то в ту, то в другую сторону. На него надо работать всем банкам каждый день и во всех каналах: начиная с визуального образа бренда и самого банка и заканчивая персонализированным подходом к конкретному клиенту»,— считает Ольга Коновалова, управляющий директор BBDO Branding.

При этом банковский сектор — традиционно консервативная область и инновационный подход к бизнесу здесь набирает обороты крайне медленно. «Банкиры научились развлекать своего клиента, но они пока еще только на пути к построению настоящих уважительных отношений с ним. Когда произойдет этот переворот сознания, перегородки между банковским сотрудником и клиентом разрушатся на самом деле. Они смогут общаться, сидя по одну сторону стола, как настоящие партнеры»,— подчеркивает Ольга Коновалова.

А пока в отсутствие такого переворота сознания банковское обслуживание поставлено на массовый поток сегодня настолько, что индивидуальное общение доступно пока лишь пользователям private-banking, размещающим вклады от 1 млн рублей. Неудивительно, что число людей, «заводящих отношения» сразу с несколькими банками в поисках лучшего партнера, растет по всему миру. Количество тех, кто имел отношения с тремя и более банками, выросло с 2011 года к сегодняшнему дню с 21% до 32%. 45% опрошенных заявили, что держат пенсионные накопления более чем в трех банках. Люди ищут самую выгодную цену (34%) и наилучшие продукты (также 34%). Исключением можно считать рынок Испании, где консолидация национальных банков уменьшает процент «мультибанкинга» у людей.

Цветовая гамма

Соответственно, банки, начинающие осознавать проблему с доверием, зачастую пытаются продемонстрировать свое дружелюбие к клиентам. В частности, с помощью так называемых consumer-friendly офисов, привлекающих клиентов цветом и дизайном. Как, например, итальянский CheBanca, активно использующий в интерьере своих отделений прозрачные материалы, ярко-желтый цвет, только большие (от 200 кв. м) помещения с окнами в пол и без перегородок между клиентами и сотрудниками — для демонстрации открытости к общению. Похожими способами борется за доверие клиентов и испанский банк Bankinter: оранжевые цвета, прозрачные стены, декор с мягкими, округленными углами как знак того, что «банку нечего скрывать». Британский Virgin Money в офисах пытается создать домашнюю атмосферу, превращая свои отделения в гостиные, подчеркивая тем самым свой ориентир на семейные ценности и человечный подход к каждому.

Колумбийский банк Umpqua Bank, открывая новые филиалы, делает очень простые, но запоминающиеся вещи, например отправляет фирменный грузовик с мороженым для раздачи его местным жителям. В банке клиентов всегда называют по именам, здесь также открыто кафе для всех желающих.

Австралийский NAB, владелец одного из самых крутых офисов в мире, дабы привлечь к себе внимание, после недавнего Дня влюбленных предпринял экстравагантную акцию — публично порвал со своими конкурентами Commonwealth, ANZ and Westpac. Банк опубликовал во всех газетах открытое письмо о том, что он «продолжает жить без них», нанял пианистов, игравших у офисов конкурентов песни о расставании, запустил шары с надписью «Дорогие конкуренты, вас бросили», а клиентам других банков пообещал бонус, если они тоже уйдут из них.

Другие банки сторонятся такого эпатажа. Так, сингапурский OCBC сосредоточился на завоевании подрастающей клиентуры: для юных клиентов в возрасте 12—17 лет он открывает депозитные счета, на которые каждый день капают проценты, а если в течение года с них не снимают деньги, увеличивает ставку еще на 5%. Не забывая при этом приплачивать премию за успешно сданные экзамены. Кредитный союз в Ванкувере Vancouver City Savings Credit Union предпочитает поднимать доверие к себе путем инвестирования средств в местные предприятия, занимающиеся улучшением социальных условий для населения, и спонсирования благотворительных фондов.

Персональная кабинка

Все больше банков за границей смещают центр своей активности из офлайна в онлайн, поскольку стремительное развитие технологий позволяет сегодня быстрее всего выстроить персональные отношения с клиентом. Так, австралийский Ubank и испанский Bankinter одними из первых завели на своих сайтах встроенную технологию Skype для звонков операторам, в новозеландском банке Kiwi есть всегда онлайн-менеджер. Идею развил турецкий Ziraat Bank, разместив в своих офисах специально оборудованные круглосуточные кабины для видеозвонков консультантам с входом в них по банковской карте.

На Западе лидерство банков подтверждается и их популярностью на медийных платформах — так, Barclays может похвастать 183 тыс. подписчиков в Facebook* и 20 тыс.— в Twitter. Даже такие консервативные аристократические бренды, как британский private-банк Coutts или старейший швейцарский Wegelin & Co., считают, что их имиджу не повредит использование платформ соцмедиа.

Выигрывают в этом отношении те, кто делает свой выход в онлайн полезным прежде всего для клиентов. В условиях дефицита качественного контента банки, и не только они, могут заработать немало репутационных очков на этой территории. Так, в пример можно привести новозеландский банк ABS, доступный через самые разные соцмедийные платформы: Twitter, Facebook*, Virtual Branch, блоги. В Facebook* банк молниеносно реагирует на любой запрос клиента, а местным предпринимателям дает бесплатные онлайн-консультации по любым управленческим и стратегическим вопросам. ABS первым в мире ввел виртуальный филиал в Facebook*, где люди могут получить консультацию по любому вопросу, не выходя из дома, в условиях такой же конфиденциальности, как в банке, в рабочее время.

Morgan Stanley Smith Barney в США «командировал» на работу с клиентами в социальных сетях 600 своих консультантов, у которых набралось к сегодняшнему дню около 17 тыс. подписчиков в Twitter. Также он разработал в интернете «Женский форум финансовых советников», способствуя раскрытию бизнес-потенциала женщин.

Societe Generale выкладывает в Twitter результаты своих исследований, у мирового Citibank в сети есть свой блог. В Twitter преуспевает и испанский банк Wells Fargo.

Американский банк USAA добился успеха во многом благодаря изначально узкой и специфической целевой аудитории — военным и их семьям. Он одним из первых начал использовать интернет как канал коммуникации, обнародовав на сайте свое решение не брать комиссии за операции по дебетовым картам (конкурент, Bank of America, брал за это 5%). К сообщению было написано более 780 комментариев, тогда как большинство банков в своих блогах имели максимум семь-восемь комментариев. Сейчас у USAA более 46,5 тыс. фоловеров в Twitter и более 530 тыс. «друзей» в Facebook*.

Нынешние онлайн-технологии позволяют банкам предоставлять клиентам новые инструменты. Так, технология ScoreBoard от испанского USBank помогает владельцам малого и среднего бизнеса сравнивать расходы по кредитам с актуальными тенденциями в отрасли, а также сопоставлять свою историю с кредитными историями других компаний.

Проект OPENForum от American Express — другой интернет-ресурс для малого бизнеса, в котором можно найти оригинальный контент на тему инноваций, управления и маркетинга от экспертов банка. Для членов OPENForum банк создал свою соцсеть Connectodex, в которой владельцы малого бизнеса общаются с другими предпринимателями. При этом на страницах Facebook* и Twitter за событиями в OPENForum следит более 200 тыс. пользователей сети. Социальный онлайн-форум «Голос общины», запущенный сервисом пенсионного обслуживания J. P. Morgan, создан для обсуждения способов увеличения пенсионных накоплений клиентов.

Digivizer (Австралия) предложил банкам программное обеспечение, которое позволяет оперативно получать представление о потребностях их клиентской базы. Оно ищет в сетях «цифровой след» клиентов банка, собирает, анализирует данные и находит способы связать банк с клиентом во всех социальных сетях, где тот был замечен.

Банки вводят инновационные технологии для удобства их клиентов и выигрывают за счет этого. Так, The Royal Bank of Canada установил в своих отделениях touch screen столы Microsoft Surface для того, чтобы клиенты на них могли использовать введенное банком приложение-таблицу, обучающее экономии владельцев сберегательных счетов. Такими столами оснастил свои офисы и флагманские зарубежные отделения Barclays (Великобритания). HSBC решил завоевать новое поколение, запустив новый бренд First Direct и так называемый краудсорсинг обратной связи — инновационную онлайн-лабораторию для решения общественно значимых задач клиентов банка HSBC силами добровольцев.

Страницы входа

Около 43% россиян уже являются пользователями социальных сетей (по данным TNS WebIndex). «У пользователей интернета социальные медиа — ключевая активность, обгоняющая по популярности даже такого традиционного лидера, как почтовые сервисы»,— считает Александр Иванов, генеральный директор Digital BBDO.— Россия постоянно находится в топ-3 по количеству часов в месяц, проведенных средним пользователем в социальных медиа. И это более десяти часов в месяц.

Среди 40 крупнейших банков России 26 имеют хотя бы одну страницу в соцсетях, а лидером можно считать страницу «Сбербанк. Банк друзей» «В контакте» с 1 млн «друзей» и страницу в Facebook* со 130 тыс. подписчиков. У 16 российских банков есть страница «В контакте», у 22 — в Twitter.

Лидером в успешном позиционировании в этой сфере можно признать банк «Тинькофф»: благодаря активности и харизме его владельца Олега Тинькова* ленту его коротких новостей фоловят ежедневно не менее 120 тыс. фоловеров.

В России по части встроенности в интернет и соцсети активен и ВТБ, имеющий в Facebook* 106 тыс. подписчиков, в Twitter — более 33 тыс. и создавший службы по каждому из направлений (страхование, пенсионный фонд). Там клиенты получают быструю онлайн-консультацию. Сбербанк отличился тем, что поставил у себя первую интерактивную витрину в России. Разработкой ПО для таких технологий будущего в России занимается компания Vivid. Прогнозируя будущее банковской системы, Альфа-банк в России создал возможность осуществлять абсолютно безопасные денежные переводы по QR-коду. Отправитель денежных средств создает QR-код, считывая который путем ввода кода в банкомат, получатель получает деньги. Этот же банк открыл сервис «Витрина RURU» для всех пользователей интернета, где можно с аналогиями терминалов QIWI проводить мгновенно любые платежи и переводы, используя карты (либо отправляя SMS на номер 7878). Непревзойденное нововведение Альфа-банка — технология перевода денег BUMP: для этого достаточно просто слегка стукнуть друг о дружку передаваемый и передающий мобильники, на которых установлено специальное приложение. Информация о «столкновении» через интернет передается в «облачный» сервис, а тот, в свою очередь, определяет, какая пара устройств «столкнулась» и осуществляет перевод денег.

«Возрастающая активность банков в социальных сетях абсолютно понятна,— объясняет управляющий директор Proximity Russia Юлия Богданович.— Общение банка со своими клиентами в соцсетях — это персонализированный подход, возможность создать эмоциональную связь, построить доверительный диалог со своими существующими и потенциальными клиентами посредством настоящего, живого общения. Обратная связь с клиентами позволяет банку понять потребности клиентов и оперативно реагировать на эти потребности. Это дает возможность банку стать лицом одушевленным».

Инна ИВАНОВА, с участием BBDO Worldwide и использованием данных Edelman Trust Barometr

*16.02.2024 признан в РФ иностранным агентом и внесен в реестр иностранных агентов.

*Сервис/сервисы, принадлежащие Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Тест: в каких случаях нужно срочно снимать деньги со вклада
Тест: в каких случаях нужно срочно снимать деньги со вклада
31.05.2025
3214
Тест: как сэкономить на билетах на поезд в 2025 году
Тест: как сэкономить на билетах на поезд в 2025 году
30.05.2025
3291
«Вышла на пару часов поработать на больничном — в итоге осталась без пособия»
«Вышла на пару часов поработать на больничном — в итоге осталась без пособия»
29.05.2025
10765
Тест: мошенники или «Госуслуги» — сможете ли вы распознать фальшивое сообщение?
Тест: мошенники или «Госуслуги» — сможете ли вы распознать фальшивое сообщение?
29.05.2025
3858
«Попала в ДТП на арендованной машине»: как быть, если выставили счет за ущерб
«Попала в ДТП на арендованной машине»: как быть, если выставили счет за ущерб
28.05.2025
3359
Тест: что можно и нельзя брать с собой в ручную кладь в 2025 году
Тест: что можно и нельзя брать с собой в ручную кладь в 2025 году
28.05.2025
4332
«Мне сказали, что положена доплата за 40 лет стажа. Где мои деньги?»
«Мне сказали, что положена доплата за 40 лет стажа. Где мои деньги?»
27.05.2025
5906
Тест: умеете ли вы экономить на авиаперелетах?
Тест: умеете ли вы экономить на авиаперелетах?
26.05.2025
3220
Тест: как понять, что вместо вклада вам пытаются продать другой финансовый продукт
Тест: как понять, что вместо вклада вам пытаются продать другой финансовый продукт
25.05.2025
7659
Отпуск-2025: угадайте цены и проверьте свой туристический бюджет
Отпуск-2025: угадайте цены и проверьте свой туристический бюджет
24.05.2025
4421

Материалы по теме

Оператор лотерей сыграет в автолизинг
Инвесторы бьются за металл
Siri – находка для вора
Мессенджер вместо банка

Главная Новости Обзор прессы Мировые банки и дефицит доверия
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+