За финансовую стабильность отвечает прежде всего Центральный банк. Он каждую осень представляет в Госдуму «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» на следующий календарный срок. В августе с проектом этого документа знакомится правительство. Цель — определить с учетом прогнозов ЦБ основные параметры очередного федерального бюджета.
В этом году денежные власти в точности следовали буквам статьи 45 закона «О Центральном банке Российской Федерации», а также Бюджетного кодекса. 25 августа (на день раньше законодательно определенного срока) «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» на 2009—2011 годы были вместе с проектом бюджета-2009/2011 внесены в Госдуму. Бюджетный проект прошел первое чтение еще 19 сентября. Основные направления были публично обсуждены на заседании комитета Госдумы по финансовым рынкам только в четверг. В результате выяснилось, что документ ЦБ не претерпел за последнее время никаких изменений, несмотря на резко обострившуюся в сентябре финансовую ситуацию.
Планы ЦБ — не догма
Однако первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, представлявший вчера на заседании думского комитета «Основные направления», не увидел в этом никакого криминала. Корреспонденту «Газеты» Улюкаев заявил: «Проект денежно-кредитной политики следует точно по регламенту». Сложившаяся ситуация не смущает и депутатов Госдумы. В беседе с корреспондентом «Газеты» член комитета ГД по финансовому рынку, глава подкомитета по банковскому законодательству Павел Медведев объяснил неизменность позиции ЦБ тем, что его «Основные направления» не догма и тем более «не социалистический план, который необходимо воплощать в жизнь». Это всего лишь, по мнению депутата, своего рода материал для размышления, а не прямая инвектива денежных властей. «Основные направления, — поясняет Павел Медведев, — скорее выражают желание ЦБ. В августе эти тенденции выглядели по-другому. Теперь ЦБ учтет реалии сегодняшнего дня. В любом случае это знаки для крупных игроков рынка, которые их прекрасно воспринимают».
Игроки, конечно, должны понимать телодвижения финансовых властей. Иначе им не выжить на рынке. Однако складывается опасная ситуация.
По рекомендации комитета Госдумы по финансовому рынку ЦБ все же доработает проект «Основных направлений» с учетом замечаний депутатов. Но доработанный документ ЦБ представит лишь 20 октября и только 29 октября он будет рассмотрен на пленарном заседании Госдумы. Между тем уже 17 октября в Госдуме запланировано второе чтение бюджета-2009/2011. После которого в него уже нельзя будет вносить существенные правки. Правда, основные параметры бюджета нельзя менять и в ходе второго чтения. Но в этом случае есть выход — вернуть бюджет в первое чтение, чтобы пересмотреть параметры под влиянием кризисных явлений.
Но у депутатов не будет для такого серьезного шага достаточных оснований, так как ЦБ еще не пересмотрит свои «Основные направления».
А то, что их придется кардинально пересматривать, не вызывает сомнений по крайней мере у членов думского комитета по финансовым рынкам.
Слепой бюджет
В заключении комитета, подписанном его председателем Владиславом Резником, подчеркивается, что ЦБ целесообразно произвести дополнительные уточненные расчеты показателей денежной программы в 2008 году, а также уточнить денежную программу на 2009—2011 годы.
В противном случае Госдуме придется принимать бюджет-2009/2011 на основе изложенного в «Основных направлениях» третьего варианта среднесрочного развития до 2011 года. Параметры этого варианта (первый и второй варианты более пессимистические, четвертый — сказочный: $122 за баррель российской нефти) следующие. Urals в 2009 году будет стоить $95 за баррель (в 2011 году — $88), инвестиции — 14,5%, реальные располагаемые денежные доходы населения — плюс 10,5%, внутренний валовой продукт (ВВП) вырастет на 6,7%, инфляция — 7—8,5%. Ряд показателей из этого прогноза еще в августе при обсуждении «Основных направлений» ЦБ в правительстве подвергся критике за нереалистичность. Особенно слишком оптимистичны инфляционные прогнозы. Уже тогда можно было в лучшем случае предположить, что инфляцию в 2009 году можно остановить на рубеже 10%. Сейчас же после принятия мер по погашению финансовых потрясений ясно, что к показателям инфляции этого и последующего годов надо добавить не менее 1—2%. Во всяком случае, об этом уже предупредил министр финансов Алексей Кудрин. То есть инфляция в 2009 году, согласно последнему прогнозу Минфина, существенно превысит 10%. В Международном валютном фонде (МВФ) настроены еще более пессимистично (см. материал на этой же странице). Кудрин также считает, что темпы роста ВВП не превысят в будущем году 5,7%. Цены на нефть будут колебаться, по прогнозу Кудрина, в лучшем случае вокруг цифры $90 за баррель.
Таким образом, существует опасность, что бюджет-2009/2011 будет принят без учета назревших коррекций его основных параметров. Более того, в «Основных направлениях» ЦБ нет ни слова о последних событиях на финансовых рынках и мерах по их ликвидации. Например, в заключении комитета по финансовым рынкам Госдумы отмечается, что в сегодняшних сложных финансовых условиях политика ЦБ по таргетированию инфляции, предполагающая режим свободно плавающего валютного курса и превращение процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, небесспорна, так как в странах, ее применявших, она не смогла гарантировать финансовую стабильность.
В результате в бюджете не будут предусмотрены законным способом реальные и при этом дорогостоящие меры по борьбе с финансовым кризисом.
Как антикризисные меры скажутся на антиинфляционной политике?
Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК, доктор экономических наук:
— Очевидно, что они скажутся плохо и очень плохо. Другое дело, не следует ожидать, что это негативное влияние проявится моментально. Поначалу его не будет хотя бы потому, что деньги выйдут на потребительский рынок не сразу, путь потребует определенного времени. А потому к концу года (соглашусь с Кудриным) мы будем иметь прибавку к инфляции в 1—2%. Однако основной негатив пойдет в следующем году: здесь меры добавят не менее 2%. Иными словами, наш прогноз по инфляции 2009 года — не менее 16—17%.
Владимир Тихомиров, старший экономист ФК «Уралсиб»:
— На мой взгляд, связь антикризисных мер и антиинфляционной политики будет минимальной. Потому что средства, которые предоставляются правительством и Центробанком, даются не бесплатно, а под достаточно серьезный процент. Кроме того, они предоставляются на краткосрочной основе. Наконец, львиная доля денег фактически оседает в крупнейших банках и на рынок не выходит, что видно по сохранению напряженности на межбанковском рынке. Соответственно, я не предполагаю, что мы увидим серьезное увеличение инвестиционной и другой экономической активности в стране, которое могло бы дать инфляционный эффект. На самом деле антикризисные меры главным образом направлены на то, чтобы не допустить углубление кризиса ликвидности и текучку банковских дефолтов.
Сергей Глазьев, научный руководитель Национального института развития, доктор экономических наук:
— Думаю, что никак не скажутся. Во-первых, потому что эти меры лишь незначительно поднимают ликвидность банковской системы. Во-вторых, потому что практически все деньги уходят на финансовый рынок. Так что если исключить из оценки инфляции рост цен на акции, никакого влияния на нее не будет. Меры будут иметь влияние исключительно на котировки акций компаний. И именно поэтому они совершенно не адекватны той ситуации, которая у нас складывается. Нам нужно не финансовый рынок раскачивать с помощью госденег, создавая возможность спекулянтам и мошенникам (особенно пользующимся инсайдерской информацией) заработать миллионы. А нужно укреплять банковскую систему и организовывать нормальный механизм кредитной политики, когда деньги идут не на рефинансирование спекулятивных операций, а на кредитование реального сектора экономики.
Евгений Надоршин, экономист ИБ «Траст»:
— Меры, принятые для борьбы с кризисом, конечно, проинфляционные. Однако если учесть тот факт, что если бы они не были приняты, то, скажем, объемы выдачи кредитов могли бы быть гораздо меньше, не исключено, что в итоге ускорения инфляции не будет. Иными словами, сейчас речь идет не о том, чтобы агрессивно наращивать объемы кредитования. Сейчас перед многими банками стоит вопрос удержания кредита на нынешнем уровне либо даже некоторого его сокращения.
Константин СМИРНОВ, Марина СОКОЛОВСКАЯ, опрос подготовил Алексей СМИРНОВ