Классические ограбления банков постепенно становятся историей. Вместо вооруженных налетчиков и искусных взломщиков финансовым компаниям угрожают трудноуловимые хакеры. А параллельно в США набирает силу еще одна угроза, пишут в The New York Times Стефани Клиффорд и Джессика Сильвер-Гринберг. Все чаще главными исполнителями или соучастниками преступлений становятся мелкие банковские служащие, имеющие доступ к счетам и персональным данным клиентов.
Еще сравнительно недавно, говорится в публикации, работа кассира или операциониста в банке хорошо оплачивалась и пользовалась всеобщим почетом. Однако с появлением банкоматов, а затем и онлайн-услуг, потребность в банковских клерках резко пошла на спад, а вместе с нею упали престиж профессии и заработная плата.
По последним данным Бюро трудовой статистики (Bureau of Labor Statistics), на которые ссылается The New York Times, средняя зарплата операциониста составляет около $25,8 тыс. в год. По мнению прокуроров, это явно мало, если учитывать уровень ответственности, которая лежит на банковских служащих, и ту степень риска, которую они могут представлять. Работникам, чей труд оплачивается более чем скромно, сложнее устоять перед взяткой и соблазном воспользоваться чужими деньгами, считают специалисты в области банковской безопасности.
Авторы статьи в The New York Times приводят впечатляющую хронику хищений, раскрытых в последние годы. Меняются названия банков, городов и штатов, варьируются суммы нанесенного ущерба и формы противоправных действий — от передачи третьим лицам персональных данных клиента до присвоения его налоговых вычетов. Но главная отличительная черта всех перечисленных нарушений закона остается неизменной — за каждым из них стоит неприметная фигура скромного банковского служащего.
В центре преступных схем, пишет газета, чаще всего оказываются сотрудники розничных кредитных учреждений, которым для получения доступа к счетам клиентов и их персональным данным достаточно нажать несколько клавиш на компьютере. Одно из таких дел расследуется до сих пор. Подробно о нем в свое время сообщало агентство Bloomberg.
Служащий одного из офисов JP Morgan Chase в нью-йоркском районе Бруклин продавал персональные данные клиентов, включая PIN-коды банковских карт, мнимому сообщнику, который на самом деле был информатором ФБР. Уже будучи пойманным за руку и отстраненным от работы, неудачливый преступник, все разговоры которого записывались, пытался сбыть информацию еще о четырех клиентских счетах на общую сумму $150 тыс.
И это далеко не рекорд. В отдельных случаях, описанных The New York Times, размер ущерба, который был нанесен клиентам, а в конечном итоге банку, исчисляется миллионами долларов. Фигурант одного из громких дел недавнего времени, прежде чем попасться с поличным, успел за четыре года плодотворно поработать в трех чикагских банках. Итоговая сумма похищенных им и его сообщниками денег достигла $2 млн, а общее количество пострадавших, как говорится в материалах судебного разбирательства, составило как минимум 50 человек.
Особую группу риска и легкую добычу для злоумышленников, как пишут авторы статьи, представляют состоятельные клиенты преклонного возраста. Они чаще других склонны обращаться за помощью к банковским служащим, чтобы выполнить ту или иную операцию. И при этом без тени сомнения раскрывают всю доверительную информацию. В их глазах любой работник банка по-прежнему образец надежности и непогрешимости.
С одной стороны, на кону в таких случаях находятся очень крупные суммы. А с другой стороны, для подготовки и реализации наиболее распространенных воровских схем не требуется особых усилий или инвестиций. Достаточно завести своего человека внутри банка и приобрести недорогой карт-принтер для изготовления пластиковых карт. Объявлениями о продаже таких устройств переполнен интернет. Там же найдутся все дальнейшие инструкции из серии, как пишут авторы статьи, «Сделай сам». В числе других в публикации упоминается недавнее дело двух банковских клерков из Бруклина, которые с помощью поддельных пластиковых карт присвоили $400 тыс.
Прокуроры жалуются, что раскрытию преступлений, в которых замешаны служащие банков, часто мешают недочеты в регулировании. Так, чтобы избежать разоблачения, преступники, снимая деньги с чужих счетов, ограничиваются суммами меньше $10 тыс. Это тот порог, ниже которого не предусмотрены жесткие процедуры контроля. И если речь идет о хищениях с очень крупных счетов, могут уйти годы, прежде чем недостача будет обнаружена.
После событий 11 сентября 2001 года, пишет The New York Times, банковские учреждения в США обязаны тщательно проверять своих клиентов и отслеживать любую подозрительную активность на их счетах. Однако на самих банковских служащих подобные строгости не распространяются.
В большинстве случаев, говорится в статье, нанимая нового сотрудника, банк ограничивается проверкой, нет ли у новобранца криминального прошлого. И даже когда кража уже совершена, банки не всегда дают ход дальнейшему расследованию. Видимо, из-за боязни огласки, они просто увольняют пойманного за руку сотрудника. А тому ничто не мешает устроиться в следующий банк.
В этой связи в публикации приводится высказывание Дага Джонсона, старшего вице-президенты Американской ассоциации банкиров (American Bankers Association), отвечающего за политику в сфере платежей и кибербезопасность. Из его слов следует, что банки все же начинают реально оценивать масштаб опасности и намерены делиться друг с другом информацией о «проблемных» работниках.
Минувшим летом генеральный прокурор штата Нью-Йорк Эрик Т. Шнейдерман направил письмо в ряд крупнейших банков, включая JP Morgan Chase, Bank of America и Wells Fargo. В нем он настоятельно предложил ограничить доступ сотрудников к конфиденциальным данным клиентов, пишет The New York Times.
Сергей НИКОЛАЕВ