• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Золото
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Обзор прессы

Все платежи в одной истории

Мониторинг банковской прессы
Дата публикации: 07.11.2016 15:10
1 271
Время прочтения: 5 минут
Источник
Деньги
​

Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) в прошлом году получило новые полномочия — возможность собирать сведения о злостных неплательщиках за услуги ЖКХ. Уже первые результаты этого решения свидетельствуют: оно способно значительно улучшить платежную дисциплину в экономике. Вероятно, пора обсудить и следующие шаги: как минимум передачу НБКИ всех данных об оплате жилищно-коммунальных услуг, а в перспективе и обо всех регулярных платежах.

Неплательщики во всем

В прошлом году поставщики услуг жилищно-коммунального хозяйства и связи получили право передавать сведения о злостных неплательщиках в бюро кредитных историй. Правда, пока это распространяется лишь на случаи, когда есть судебное решение по неоплаченному долгу.

Тем не менее у этой новации есть две достаточно предсказуемые группы последствий. Во-первых, такая информация может помочь банкам лучше оценивать профиль заемщиков и снизить риски кредитования. Во-вторых, должна улучшиться платежная дисциплина граждан: теперь несвоевременная оплата коммунальных услуг может испортить кредитную историю, а значит, затруднить или как минимум сделать дороже доступ к финансовым услугам.

Уже можно подвести первые итоги. По состоянию на середину 2016 года более 50 поставщиков жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) из 10 регионов РФ воспользовались правом передавать сведения о злостных неплательщиках в бюро кредитных историй. НБКИ получило сведения о более чем 6 тыс. граждан, в отношении которых имеется не исполненное в 10-дневный срок судебное решение о взыскании долга за поставленные услуги.

Оказалось, что между неплатежами за ЖКУ и неплатежами по кредитам есть прямая связь: неплательщики за услуги ЖКХ часто неаккуратно обслуживают кредиты; и наоборот, те, кто не платит по кредитам, небрежно относятся и к коммунальным платежам.

Согласно данным, имеющимся у НБКИ, более 70% злостных неплательщиков за коммунальные услуги являются активными заемщиками. В среднем такой гражданин получал девять кредитов, из которых три активны в настоящее время. При этом платежная дисциплина таких заемщиков крайне низка: 78,8% злостных неплательщиков за коммунальные услуги обслуживают кредиты с нарушениями. Получается, что активные кредиты без нарушений обслуживают лишь 21,2% должников по ЖКУ, а с учетом уже закрытых кредитов доля добросовестных заемщиков составляет всего 10,1%.

Таким образом, можно утверждать, что наличие информации о просроченной задолженности по оплате коммунальных услуг может стать одним из важных факторов при принятии решения об одобрении розничного кредита. Кроме того, оно способно служить сигналом возможного будущего ухудшения ситуации с обслуживанием текущих кредитов. Представляется, что для банков это может быть особенно важно в случае долгосрочного, в том числе ипотечного, кредитования.

Воспитательный эффект

Новые возможности по передаче данных в кредитные бюро имеют и "воспитательный" эффект, стимулируя граждан своевременно оплачивать ЖКУ, поскольку наличие информации о просроченной задолженности по оплате коммунальных услуг затрудняет им доступ к кредитным ресурсам.

Один пример: в июне НБКИ заключило договор о передаче данных должников по коммунальным услугам в бюро кредитных историй с АО "ТомскРТС", которое поставляет жителям Томска тепло и горячую воду. На первом этапе компания передала информацию о сотне недобросовестных плательщиков, уже через два месяца около половины из этих абонентов начали активно оплачивать долги по теплоснабжению.

Более того, воспитательный эффект носит пролонгированный характер. Если человек испортил историю платежей, а затем исправился, все равно информация о том, что в свое время его платежная дисциплина хромала, будет годами храниться в НБКИ, и банки при принятии решения о выдаче кредита могут пользоваться ею.

Как видно, этот инструмент — передача информации о неплательщиках по ЖКУ в кредитные бюро — действительно полезен и банкам, и предприятиям, оказывающим коммунальные услуги населению. Да и экономике в целом — поскольку позволяет более адекватно оценивать риски и снижать уровень неплатежей. Следовательно, добросовестные плательщики и заемщики получат доступ к более дешевым кредитным ресурсам, а сдерживать рост тарифов ЖКХ станет проще.

Не только кнутом

На наш взгляд, данную систему можно было бы улучшить. Во-первых, мы призываем предприятия коммунальных услуг более активно передавать информацию о неплательщиках в бюро кредитных историй. К сожалению, как свидетельствуют данные статистики, задолженность по ЖКУ в России исчисляется сотнями миллиардов рублей и, по оценкам специалистов, в должниках здесь постоянно пребывает 10-15% населения. Если передача данных в НБКИ поможет вернуть часть долгов, это уже будут огромные цифры. Банки же через кредитное бюро получат доступ к новой информации о заемщиках, которую смогут использовать в своих скоринговых моделях.

Во-вторых, нам кажется, что и государству, и банкам было бы полезно, чтобы в НБКИ попадала вся возможная информация о недобросовестных плательщиках, например, по налогам и штрафам ГИБДД, информация о тех, кто уклоняется от выплаты алиментов, и так далее. Мы полагаем, что опасность испортить кредитную историю граждан могла бы стимулировать рост платежной дисциплины. Бюджет бы получил дополнительные доходы, а уровень неплатежей в экономике снизился.

В законе "О кредитных историях" указано, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти может служить источником кредитных историй при взыскании неисполненных алиментных обязательств, однако по факту пока такая информация не предоставляется. Возможно, государству стоило бы стимулировать ведомства к передаче в НБКИ этих и других данных о недобросовестных плательщиках.

И в-третьих, мы считаем, что необходимы не только "кнуты", но и "пряники" для граждан. Полагаем, что инициатива по передаче данных о платежах за ЖКУ может быть расширена в сторону передачи в НБКИ не только негативной, но и положительной информации о платежной дисциплине россиян.

Это позволит банкам учитывать добросовестность большинства заемщиков для более точной оценки кредитного риска и, соответственно, для установления более справедливых условий розничного кредитования. С другой стороны, это стало бы хорошим дополнительным стимулом для желающих иметь хорошую кредитную историю граждан поддерживать положительную платежную дисциплину по коммунальным платежам.

Александр ВИКУЛИН

Автор - гендиректор НБКИ

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Поймали двойника на ЕГЭ-2025: что грозит за подмену участника экзамена
Поймали двойника на ЕГЭ-2025: что грозит за подмену участника экзамена
08.06.2025
3066
Нашли шпаргалку — удалили с ЕГЭ: как не попасть в ловушку на экзамене в 2025 году
Нашли шпаргалку — удалили с ЕГЭ: как не попасть в ловушку на экзамене в 2025 году
08.06.2025
1905
«Добровольно сдала телефон на ЕГЭ — и все равно удалили»
«Добровольно сдала телефон на ЕГЭ — и все равно удалили»
07.06.2025
3591
Рособрнадзор запретил проведение ЕГЭ за круглыми столами после жалобы из Москвы
Рособрнадзор запретил проведение ЕГЭ за круглыми столами после жалобы из Москвы
07.06.2025
4213
ЕГЭ-2025: правила, которые нужно знать
ЕГЭ-2025: правила, которые нужно знать
06.06.2025
2954
«Провели оплату по моему телефону, хотя я был в другом городе»: как вернуть деньги
«Провели оплату по моему телефону, хотя я был в другом городе»: как вернуть деньги
02.06.2025
34493
Тест: в каких случаях нужно срочно снимать деньги со вклада
Тест: в каких случаях нужно срочно снимать деньги со вклада
31.05.2025
11177
Тест: как сэкономить на билетах на поезд в 2025 году
Тест: как сэкономить на билетах на поезд в 2025 году
30.05.2025
6127
«Вышла на пару часов поработать на больничном — в итоге осталась без пособия»
«Вышла на пару часов поработать на больничном — в итоге осталась без пособия»
29.05.2025
14504
Тест: мошенники или «Госуслуги» — сможете ли вы распознать фальшивое сообщение?
Тест: мошенники или «Госуслуги» — сможете ли вы распознать фальшивое сообщение?
29.05.2025
5220

Материалы по теме

Идентификация займа
Бюро уходят в историю
ЦБ перепишет истории
ЦБ может создать единого интегратора информации по заемщикам

Главная Новости Обзор прессы Все платежи в одной истории
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+