Под занавес августа многие эксперты начали говорить о том, что приходит конец низким банковским ставкам, стоимость кредитов и депозитов прошла «дно» и начинает расти. Потому что поднял ипотечные ставки не только Райффайзенбанк, но и Сбербанк, государственный из государственных, увеличил стоимость базовой линейки рублевых вкладов на 0,1—0,4 процентного пункта.
Самый верный признак конца летней спячки и начала рабочей осени — когда все вдруг спохватываются и начинают выдавать за перелом рынка то, что еще не случилось или случилось давно.
Ставки по отдельным категориям кредитных и депозитных продуктов начали расти еще с начала лета. Так, по депозитам нефинансовых организаций сроком до года — с 5,86% в мае до 6% в июле. По кредитам физическим лицам сроком до года — с 16,4% до 18,6% за этот же период. Депозиты физлиц до востребования выросли с 2,97% до 3,13%. В то же время депозиты до одного года подешевели с 6,21% до 6,05%, депозиты на срок свыше года — с 6,33% до 6,06%. То есть здесь движение летом разнонаправленное.
Достижением регулятора на рынке кредитования стало то, что после апрельских санкций, серьезно отразившихся на курсе рубля, банковские ставки удержались на низких уровнях и даже сохранили по некоторым продуктам нисходящий вектор. Говорить о достижении «дна» можно было уже тогда. Но банки, спокойно переждавшие лето, в августе на фоне новых санкций начали отражать новые риски и готовиться к наступлению осени. Банк России сохранил базовую ставку на уровне 7,25%, но уже никто не верит в то, что в ближайшие месяцы она может быть снижена. Напротив, все ждут, на каком этапе слабеющий рубль может потребовать поддержки в виде увеличения ставки.
Большой вопрос заключается в том, убьет ли начало повышения ставок активность клиентов на рынке потребительского кредитования? В последнем уверенности нет. Пока видно, что в первую очередь ипотека растет опережающими темпами даже по сравнению с доходами населения, и этот факт уже вызвал озабоченность Российской гильдии риелторов, указавшей на возможность развития в России ипотечного кризиса, сходного с американским 2008 года. То есть то, что ставки по жилищным кредитам перестали падать, пока ипотечных заемщиков не останавливает. То же наблюдается и в других сегментах банковских займов. По данным ЦБ, с апреля ежемесячный прирост потребительских кредитов составляет 1,8—2% — рекордная цифра с января 2014 года.
В сентябре спрос на недвижимость традиционно выше, чем летом. Здесь начало повышения банками ставок может прозвучать как стартовый выстрел: поняв, что ниже уже не будет, многие, откладывавшие решение, станут подавать заявки на кредиты. Квартиры, уже начавшие дорожать на первичном рынке, станут расти в цене еще быстрее. При этом дополнительный спрос может подстегнуть и то, что банки используют возможность смягчить условия кредитования, не удешевляя его. Особенно те из них, которые последуют примеру Райффайзенбанка и поднимут ставки. Инициатива правительства, где недавно заявили о планах максимально упростить процедуру оформления ипотечных кредитов и регистрации приобретаемого жилья, выглядит уже даже как бы и лишней.
Таким образом, «механического» остужения рынка потребительского кредитования, в том числе из-за изменяемой с 1 сентября шкалы коэффициентов риска по кредитам на потребительские цели в зависимости от значений полной стоимости кредита (ПСК), вряд ли стоит ждать быстро. И уж точно не в осенние месяцы.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
А пруфы будут ?
Что бетониум начал экстренно так дорожать?
Люди всегда будут продавать и покупать жильё, но сейчас наверное не в целях "инвестиций", а скорее необходимости под замануху из рекламы про прекрасную ипотеку. Прекрасная ипотека при отсутствии экономического роста -> ну если только завтра пару нулей к ЗП прибавится)))