Несмотря на широкое распространение страхования каско в РФ, у многих потребителей этой услуги до сих пор бытует мнение: «У меня полное каско, и для получения возмещения мне достаточно известить страховую компанию». К сожалению, это далеко не так.
Все обязанности страхователя при наступлении страхового случая отражаются в правилах страхования, являющихся неотъемлемой частью договора каско. Страховщик будет требовать полного соблюдения этих условий, до их исполнения не осуществит выплату, а при невыполнении условий может отказать в возмещении.
Как же должен действовать страхователь, чтобы получить страховое возмещение в полном объеме и с наименьшими временными затратами?
Во-первых, следует осуществлять эксплуатацию автомобиля с учетом требований ПДД и завода-изготовителя. Правила многих страховщиков содержат формулировки, позволяющие отказать в возмещении в случае выявления каких-то несоответствий. Самыми распространенными примерами нарушений являются установка несертифицированного производителем оборудования, тонировка передних стекол и износ покрышек. Причинно-следственная связь между нарушением и случаем иногда очевидна, а зачастую страховщик может руководствоваться формальным признаком.
Во-вторых, следует выполнять обязанности, предусмотренные договором, и обязательно информировать страховщика о событиях, отраженных в разделе «Изменение степени риска». Особое внимание необходимо уделять хранению регистрационных документов, ключей и брелоков от сигнализации, а также работоспособности противоугонных устройств, если они предусмотрены договором.
При повреждении автомобиля в результате любого события необходимо принять все разумные меры для предотвращения дальнейшего повреждения и сообщить о случае в компетентные органы и страховщику. Перед звонком в компетентные органы надо определить, в чьей компетенции находится расследование и документальное оформление события. Звонок можно осуществить на номер 112 с мобильного телефона, где оператор соединит с необходимым адресатом или сообщит нужный номер.
Все случаи, произошедшие во время нахождения автомобиля в движении, относятся к компетенции ГИБДД. К компетенции данной службы относятся и повреждения припаркованного автомобиля, если характер повреждений явно указывает на участие другого транспортного средства (широкие потертости со следами краски, характерные вмятины и т. п.). В соответствии с указанием ЦБ РФ от 12 сентября 2014 года № 3380-У страховщики обязаны в правилах страхования предусмотреть возможность заявления ДТП, оформленного без участия сотрудников ГИБДД в установленном законом об ОСАГО и ПДД порядке. Но во избежание спорных ситуаций изучите правила страхования на наличие соответствующей оговорки.
Оформление любых иных случаев, кроме пожара, будь то повреждение посторонними лицами или животными, падение льда с крыши дома или ветвей с деревьев, хищение автомобиля и его отдельных деталей или повреждение в результате природного явления, оформляются сотрудниками ОВД. Случаи пожара находятся в компетенции противопожарной службы, которая при установлении факта поджога самостоятельно известит сотрудников ОВД.
До получения указаний представителей компетентных органов и страховщика не трогайте автомобиль с места и не убирайте относящиеся к случаю предметы (совет не касается ряда ДТП, так как с 1 июля 2015 года изменениями в пункт 2.6.1. ПДД предусматривается иной порядок действий). Постарайтесь найти свидетелей случая и записать их контактные данные. Если есть потенциальный виновник случая (формально он есть во всех случаях, обусловленных нарушением правил эксплуатации зданий и территорий соответствующими организациями), необходимо установить и записать его данные (Ф. И. О. или наименование организации) и адрес регистрации / места нахождения. При ДТП дополнительно записать номер и срок действия полиса ОСАГО и наименование страховщика, его выдавшего, а лучше заполнить извещение о ДТП. Желательно зафиксировать место случая, окружающую территорию, повреждения автомобиля с помощью фото или видеосъемки, которые позволят компетентным органам и страховщику максимально полно «восстановить» обстоятельства повреждения и запечатлеть оригиналы документов виновника на случай ошибок в написании их реквизитов.
Дождитесь приезда сотрудников полиции и проследите за корректной фиксацией случая в соответствующих документах. Документы должны содержать дату, время и место случая, идентификационные данные автомобиля и собственника (в случае ДТП и водителя), однозначно трактуемые обстоятельства случая, с указанием данных виновника (при наличии) и полный перечень видимых повреждений или похищенных частей автомобиля. Проследите, чтобы указанные в документах обстоятельства не отличались от реальных и ранее сообщенных страховщику.
Не пытайтесь оформить повреждения, полученные при обстоятельствах, отличных от заявляемых страховщику и компетентным органам, или «собрать» все повреждения на автомобиле в один случай. В большинстве случаев доказать обратное с помощью трасологической экспертизы не составляет для страховщика большой сложности. Также увеличивается риск получения от сотрудников полиции документов, в которых «дата, время и обстоятельства случая не установлены», а в худшем случае и возбуждения уголовного дела по статье 159.5 «Страховое мошенничество», состав которой идеально применим к описанной ситуации. В большинстве подобных случаев последует полный или частичный отказ в выплате.
При подаче письменного заявления в ОВД избегайте фраз: «претензий ни к кому не имею, обратился за справкой для фиксации факта повреждения автомобиля» и «ущерб является для меня незначительным (в том числе из-за наличия страховки)». На основании подобных фраз сотрудники ОВД могут отказать в возбуждении уголовного дела с определенной формулировкой (в том числе из-за отсутствия события преступления, пункт 1, часть 1 статьи 24 УК РФ), а страховщик, на основании этой формулировки, отказать в выплате.
На практике подобные случаи встречаются все реже, поскольку и сотрудники полиции все чаще используют иные формулировки, а отказы страховщика по таким основаниям бесперспективны в судебном споре. Ряд страховщиков продолжает использовать соответствующие формулировки в правилах страхования. Так, у одного из крупнейших страховщиков каско в действующих правилах страхования риск ПДТЛ обозначен как действия третьих лиц, квалифицированные уполномоченными органами по признакам правонарушений и (или) преступлений, предусмотренных законодательством РФ. При такой формулировке отказ в возбуждении уголовного дела по пункту 1 части 1 статьи 24 УК РФ не позволит признать событие страховым случаем.
Если в результате повреждения доступ к автомобилю облегчен (разбиты стекла, не закрываются двери и т. п.), после окончания оформления случая компетентными органами необходимо обеспечить хранение автомобиля на охраняемой стоянке. Ряд страховщиков могут представить такую услугу на одном из договорных сервисов, а также эвакуацию (при необходимости) до места стоянки. Наличие такой возможности надо уточнять в службе поддержки страховщика.
Ваши дальнейшие действия — письменное заявление страховщику о наступлении произошедшего события и предоставление подтверждающих документов. На перечне документов подробно останавливаться не имеет смысла, так как их перечень приведен в правилах страхования всех страховщиков. Для сокращения времени на визиты к страховщику необходимо при получении документов из компетентных органов тщательно изучить их на предмет корректности заполнения (не должно быть расхождений и ошибок в написании отраженной информации, отражены все видимые повреждения, полученные в результате случая, а если документ предполагает определенные графы, то все они должны быть заполнены). Если обнаружена ошибка, следует попросить сотрудника полиции ее устранить и заверить исправление.
После написания заявления необходимо взять с представителя страховщика расписку в получении заявления и документов (применяемые страховщиками формы заявления о страховых случаях обычно предполагают для этого специальные разделы), согласовать форму возмещения (ремонт или деньги), а также дату и место осмотра. Предоставив по возможности чистый автомобиль на осмотр в согласованное время, вы выполните свои обязательства по договору, и вам останется только ожидать решения страховщика о признании события страховым случаем.
В случаях гибели или хищения автомобиля, после признания события страховым случаем, необходимо оформить ряд документов, передающих право собственности на автомобиль страховщику или оставляющих годные остатки у страхователя.
Порядок действий не меняется, если урегулирование убытка осуществляется с помощью аварийного комиссара или сервиса удаленного урегулирования на дилерском сервисе. Меняется только место предоставления документов.
Многие страховщики предоставляют возможность заявления ряда случаев без обращения в компетентные органы, ограничивая выплату каким-либо условием (размер ущерба, количество поврежденных элементов). Услуга, безусловно, удобная, но перед ее использованием нужно внимательно изучить трактовки соответствующего пункта договора и правил страхования. Наибольшую сложность при пользовании такой услугой представляет определение размера ущерба.
P. S. Совет не ориентирован на текущую судебную практику, в соответствии с которой большинство оснований для отказа или непризнания случая страховым, отраженные в действующих правилах страхования различных СК, ничтожны. Текущая практика сложилась в пользу страхователей, в чем во многом виноваты сами страховщики. Очень вероятно, что при отказе по многим перечисленным в совете основаниям возмещение будет взыскано в судебном порядке, но это дополнительные временные затраты, а судебная практика может меняться. Буквально пять лет назад по большому количеству спорных моментов судебная практика была противоположной.
Комментарии
Дык, кто бы сомневался! Основная проблема отрасли. Лечится нормальным надзором.
Ну и далее тоже куча таких моментов по статье, только некогда расписывать, мне гонорар за такое не платят
Уважаемый vadbav, практике урегулирования убытков в автостраховании было посвящено существенное время в моей трудовой деятельности. Вы приводите близкие к правдоподобным данные официальных причин ДТП с одним участником, но не учитываете, что для страховщика вывод сотрудников ГИБДД не всегда является определяющим. В примерах отражены определимые "на глаз" моменты из "Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств" или инструкций производителей. Составить экспертное (обоснованное) заключение о наличии таких условий не составляет труда. В правилах страхования если не всех, то большинства страховщиков, предусмотрено основание для отказа (исключение из страховых случаев или из объекта страхования) для случаев, произошедших при эксплуатации автомобиля с такой неисправностью. Не вследствие неисправности, что доказать без содействия ГИБДД достаточно сложно, а при ее наличии. Другой вопрос, что в ракурсе текущей судебной практики, страховщики такими отказами практически не пользуются, но попытки склонить страхователя к меньшему размеру выплаты предпринимают. При текущей судебной практике в принципе не особенно нужны советы, но практика может меняться.
Совет приведен для информирования о возможных проблемах при урегулировании, заложенных в условиях страхования.
Давайте я более подробно освещу свое видение.
1. бОльшей части аудитории данного портала интересны именно практические моменты процессов, за более теоретическими и, если хотите, академическими моментами, люди, извините, ходят в другие места.
2. в вашей статье (вы сами это признаете) очень много внимания уделено чисто теоретическим моментам по типу "что было бы, если..." Чисто теоретически - полезно и нужно, чисто практически абсолютно неактуально на данный момент.
Вывод: статью нужно доработать именно в стороне практики. Странно, что редакторы банку.ру не обратили на это ваше внимание.
Возвращаясь к "несертиф-м".
1. Про экспертов - это отдельная песня. У меня на руках было три экпертных заключения с оценками: "да", "нет", "невозможно определить". Здорово, да? Так что про "обоснованное", это, кхм, ну вы поняли...
2. У нас эксперты не могут на самых распространенных моделях точно сказать, является ли накладка на бампер ЧАСТЬЮ бампера или же отдельной деталью, а вы хотите, чтобы они на глазок определяли типоразмер шин, установленных на авто? Или определять, какой ЭКУ стоит под капотом: прошитый, непрошитый, с этого авто или для японского рынка, если даже оборудование офиц.дилера это определить не может? Сказки все это...
Вы знаете, у меня в практике был один подобный случай. Но там местных юристов быстро остудил один вопрос: а у вас есть доказательства, что на момент ДТП эта штука стояла на авто?
Теоретические моменты добавлены для понимания, что договор содержит ряд обязанностей и чем исходя из буквального толкования договора, может грозить неисполнение этих обязанностей. Если кто-то не осознает, что неисполнение ряда обязанностей может быть опасно для себя и окружающих, может потенциальные проблемы с выплатой будут дополнительным аргументом за их соблюдение.
Советовать, например, что не стоит обращать внимание на включенных в полис водителей (текущая практика это предполагает), на мой взгляд не совсем уместно, т.к. по моему глубокому убеждению это временное явление (может быть немного поменяются формулировки, которые и так постоянно видоизменяются, но смысл остается).
С экспертами частично согласен. Наличие заключений с противоположными мнениями давно не является исключением из правил, но я скорее имел ввиду самые очевидные случаи. Не думаю, что по покрышкам с абсолютно стертым протектором или "наглухо" затонированным лобовому и передним стеклам выводы будут расхожими, а наличие такого "недостатка" на момент ДТП обычно подтверждает сам страхователь в письменном пояснении на соответствующий вопрос.
С оборудованием, не соответствующим требованиям изготовителя тоже есть более явные и легко фиксируемые примеры, относительно приведенного вами.