С 2017 года Госдума может вдвое снизить налог на предпринимателей, работающих по «упрощенке». Казалось бы, отличная новость, которую сложно чем-то испортить. Но радоваться не стоит — в реальности если кто и выиграет, то лишь миллионеры. Да и то вряд ли.
Депутаты Госдумы от «Справедливой России» внесли на рассмотрение коллег законопроект (№ 939-7) о снижении ставки налога для «упрощенцев». Предпринимателям, платящим налог с дохода, предлагается понизить максимальную ставку с 6% до 3%, а тем, кто применяет правило «доходы минус расходы», — с 15% до 8%. Депутаты объясняют свое предложение необходимостью «вывести из тени» самозанятых людей и мелкие бизнесы, не платящие налоги.
Сложно сказать, получит ли это предложение поддержку Думы — все-таки законопроект исходит не от правящей партии. Но оно в любом случае интересно, по крайней мере с точки зрения понимания, как работает логика принятия решений в головах людей, которые должны писать законы для улучшения нашей жизни. Скажу сразу: логика там и рядом не лежала.
В сопроводительном письме депутаты напоминают, что ставки налога для упрощенной системы налогообложения — не жесткие, а максимальные, регионы имеют право их снижать. Однако регионы этим правом почему-то не пользуются. Поэтому заботливые народные избранники решили выполнить тяжелую работу по изменению цифр за своих провинциальных коллег.
Во-первых, это неправда: практически каждый регион имеет те или иные льготы по данному налогу. Кто-то поощряет новые предприятия (налог снижается на первые год-два работы), кто-то — социально ориентированные бизнесы, кто-то помогает ставками инновационным компаниям и ИП. Во-вторых, депутатам почему-то не пришло в голову, что существующие ставки устраивают как региональные власти, так и налогоплательщиков, а их снижение не приведет ни к каким значимым последствиям.
Дело в том, что для большинства предпринимателей налог — не главный платеж в пользу государства. ИП и небольшие фирмы в первую очередь платят взносы в Пенсионный фонд, а налог уменьшается на размер этих взносов (у ИП без работников — на 100% взносов, у ИП и фирм с работниками — на 50%). В самом простом случае — ИП без работников — в 2017 году надо будет заработать порядка 1 млн рублей в течение года, только чтобы начать платить налог с превышающей этот порог суммы. А чтобы расходы именно на налог стали заметными, надо зарабатывать значительно больше 1 млн рублей в год. У небольших компаний и ИП с работниками математика будет немного другая, но суть та же — налог при «упрощенке» далеко не главная проблема.
Красиво звучащее «снижение налога в два раза» в реальности для большинства предпринимателей обернется в лучшем случае экономией «копеек», а скорее всего, вообще никак не повлияет на их доходы и расходы. Значимую выгоду получат разве что ИП и компании, зарабатывающие многие миллионы рублей в год. Кстати, другие предложения в том же законопроекте подтверждают, что он предназначен именно для миллионеров: депутаты предлагают повысить максимальные уровни доходов, при которых допускается использование УСН, до 400 млн рублей в год (с нынешних 60 млн рублей), а максимальное количество наемных работников в таких фирмах — до 150 человек (со 100 человек).
Напомню, что законопроект якобы написан для легализации теневого бизнеса. Но крайне сложно представить «теневика», имеющего сотни миллионов рублей доходов и больше сотни сотрудников, который после принятия этого закона вдруг решит легализоваться. «Выход из тени» — это регистрация в качестве ИП или небольшого ООО людей, занимающихся ремонтом машин, сдающих квартиры, фрилансеров, консультантов и т. п.
Но для них практически нет разницы, сколько платить — 6% или 3% налога на суммы, превышающие миллион или полтора миллиона рублей годового дохода. Многие таких денег просто не видят, а для других потенциальная экономия пары тысяч рублей в месяц погоды не делает. Зато без регистрации не приходится платить десятки тысяч рублей в Пенсионный фонд, нет необходимости общаться с налоговой, сдавать отчеты и доказывать, что налог уплачен, когда придет извещение о доплате и штрафе, несмотря на то, что все платишь вовремя и полностью.
С другой стороны, даже по подсчетам самих депутатов, изменение ставок уменьшит доходы региональных бюджетов на 117,75 млрд рублей. Авторы законопроекта надеются, что выпадающие доходы будут компенсированы поступлениями от «легализовавшихся» предпринимателей. Как показано выше, этого не произойдет.
Результат: предприниматели от изменения налогов ничего не выиграют, из «тени» никто не выйдет, а регионы потеряют заметные деньги. Кому же польза от законопроекта? Фракции «Справедливой России» в Думе и отдельным депутатам, подписавшимся под этой бумажкой. Даже если закон не пройдет (а учитывая проблемы с бюджетом, его принятие маловероятно), можно будет говорить: мол, мы за малый бизнес, но, будучи «оппозицией», ничего сделать не можем.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
С лета 2018 года согласно этому закону многие (но не все) ИП, ЕНВД, УСН, Патенты должны будут использовать онлайн-ККМ. А это деньги как на саму ККМ, так и на обеспечение интернета.
Непонятно к чему это здесь. Обслуживание онлайн-касс будет дешевле - не требуется заключение договора с сервисным предприятием (это порядка 1,5 в квартал), а будет только договор с оператором фискальных данных (Контур, например, планирует брать 3000 в ГОД), не требуется ежегодная замена ЭКЛЗ, которая стоит как сама касса, а только замена фискального накопителя 1 раз в 3 (ТРИ) года. Ну и инет есть сейчас уже почти у всех, так что он и так уже обеспечивается. Поэтому я лично вижу только экономию при переходе на онлайн-кассу.
А по сути статьи - такое изменение ставки будет выгодно только для обнальных операций. Сейчас при прогоне денег через ИП это обойдется в 6+1%, а если ставку налога снизят, то станет тогда ИП основным средством обнала, а все криминальщики, что заняты незаконной банковской деятельностью, вымрут как класс.
Ой не надо , чтобы налоговая сама ))))) Вот когда налоговая сама, никогда ничего не найдете и еще виноватым будете, что налоговая сама )))))))