Рынок лизинга по итогам трех кварталов: консолидация в действии
Опережающий рост госкомпаний на рынке лизинга сохранится, считают аналитики «Эксперт РА»
Фото: Fotolia/FJstudio

Агентство «Эксперт РА» представило исследование рынка лизинга за три квартала. Объем нового бизнеса вырос на 42%, превысив 1 трлн рублей. Однако без учета госкомпаний рынок вырос всего на 16% против 49% годом ранее. Опережающий рост госкомпаний сохранится и в следующем году благодаря увеличению бизнеса в железнодорожном сегменте, в том числе за счет сделок M&A, при этом объемы остального рынка вырастут незначительно. В результате доля госкомпаний в новом бизнесе по итогам 2019 года может достигнуть 65%, а динамика рынка в еще меньшей степени будет отражать реальную ситуацию в экономике, говорится в материале «Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2018 года: консолидация в действии».

Развитие рынка за девять месяцев 2018 года

Объем и динамика рынка

Лизинговый рынок продолжает активно расти третий год подряд. За январь — сентябрь 2018 года объем нового бизнеса вырос на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и практически сравнялся с объемом рынка за весь 2017 год (см. график 1). В России доля объема нового бизнеса в ВВП по-прежнему ниже, чем в европейских странах, однако за первые девять месяцев 2018 года она достигла рекордного для российского рынка уровня в 1,4%. Рост объемов нового бизнеса был зафиксирован у половины участников исследования, на которую приходится 83% всего лизингового рынка, при этом годом ранее положительная динамика наблюдалась у двух третей респондентов, формирующих более 90% рынка.

Сумма новых лизинговых договоров за январь — сентябрь 2018 года составила 1,65 трлн рублей против 1,14 трлн годом ранее (см. таблицу 1). Объем полученных платежей по итогам трех кварталов 2018-го вырос незначительно по сравнению с прошлым годом и составил 700 млрд рублей. Среднее отношение полученных лизинговых платежей к портфелю по состоянию на 1 октября 2018 года составило 43%, как и годом ранее. Однако отмечается, что у трех крупнейших лизингодателей данный показатель находится ниже 20% за счет более длительного срока сделок по крупным контрактам.

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели

9 мес. 2015 г.

2015 г.

9 мес. 2016 г.

2016 г.

9 мес. 2017 г.

2017 г.

9 мес. 2018 г.

Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд руб.

385

545

450

742

710

1 095

1 010

Темпы прироста (период к периоду), %

-26,2

-19,9

16,9

36,1

57,8

47,5

42,3

Сумма новых договоров лизинга, млрд руб.

590

830

680

1150

1 140

1 620

1 650

Темпы прироста (период к периоду), %

-21,8

-17

15,3

38,6

67,6

40,9

44,7

Концентрация на топ-10 компаниях в сумме новых договоров, %

68

66

62

62

68

65,9

74,5

Индекс розничности, %

45

44

50

45

48

46

40

Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб.

465

750

670

790

680

870

700

Объем профинансированных средств, млрд руб.

400

590

550

740

635

950

830

Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб.

2 950

3 100

2 900

3 200

3 300

3 450

4 100

ВВП России (в текущих ценах, по данным Росстата), млрд руб.

60 393

83 233

61 967

86 044

64 912

92 082

72 921

Доля лизинга в ВВП, %

0,6

0,7

0,7

0,9

1,1

1,2

1,4

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

Размер лизингового портфеля с начала года вырос на 19% и достиг рекордных 4,1 трлн рублей на 1 октября 2018 года. Однако подобная динамика портфеля обусловлена во многом активностью крупных государственных компаний. Так, доля Государственной Транспортной Лизинговой Компании в лизинговом портфеле увеличилась до 22% на 1 октября 2018 года с 14% годом ранее, а без учета четырех крупнейших госкомпаний — ГТЛК, «Сбербанк Лизинга», «ВТБ Лизинга» и «ВЭБ-лизинга» — прирост совокупного портфеля составил бы менее 5%. Кроме того, чтобы избежать санкций со стороны регулятора, банки со слабым запасом по нормативам достаточности капитала стали чаще передавать «токсичные» активы на баланс лизинговых компаний, которые де-юре не связаны с банками. Данные операции активизировались в последние годы вследствие усиления банковского надзора, что привело к искусственному завышению размера лизингового портфеля. По оценке агентства «Эксперт РА», без учета переуступленных банками лизинговым компаниям проблемных активов и четырех крупнейших игроков совокупный лизинговый портфель находится в стагнации.

Индекс розничности, рассчитанный как сумма долей розничных сегментов (это легковой и грузовой автотранспорт, строительная и сельскохозяйственная техника) в объеме нового бизнеса, снизился до 40% за январь — сентябрь 2018 года с 48% за аналогичный период прошлого года. На снижение индекса оказал влияние существенный рост объема крупных сегментов, в особенности ж/д техники, что также привело к увеличению средней суммы сделки с 8,8 млн до 9,3 млн рублей. Тем не менее объем нового бизнеса розничных сегментов демонстрирует рост, что прежде всего обусловлено положительной динамикой автолизинга: прирост за девять месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 17%. Результатом роста розничного бизнеса стало рекордное число сделок по итогам девяти месяцев 2018 года, которое, по оценкам агентства, составило около 180 тыс. (см. график 3).

Объем профинансированных средств за январь — сентябрь вырос на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лизинговые компании на протяжении последних лет все меньше используют собственные средства для финансирования сделок. Так, за январь — сентябрь 2018-го доля собственных средств в источниках профинансированных средств опустилась до 7,4% (минус 3,2 процентного пункта к аналогичному периоду прошлого года). Основным источником фондирования лизинговых сделок остаются банковские кредиты, при этом за последний год их доля выросла на 10 п. п. и составила 67% от объема профинансированных средств (см. график 4). Данный рост прежде всего обусловлен снижением ставок по банковским кредитам ввиду соответствующей динамики ключевой ставки. Также влияние на структуру финансирования сделок оказало повышение концентрации лизингового рынка на крупнейших игроках: увеличение объема их бизнеса привело к росту банковских кредитов, поскольку они имеют возможность привлекать внешнее финансирование на более выгодных условиях. В то же время абсолютный объем привлечений на публичном рынке не претерпел существенных изменений, однако доля выпущенных облигаций снизилась с 10,5% до 6,6%. Рост числа крупных сделок, которые редко сопровождаются авансом, привел к снижению доли авансовых платежей в структуре фондирования до 12,5% (минус 1,9 п. п. к аналогичному периоду предыдущего года).

Лидеры рынка

По итогам девяти месяцев 2018 года лидером рынка стала ГТЛК, объем нового бизнеса которой вырос более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, прежде всего за счет крупных сделок с ж/д техникой (см. таблицу 2). На втором месте находится «Сбербанк Лизинг», лидирующий в сегменте оперативного лизинга за счет сделок с авиатехникой. Третью позицию по-прежнему удерживает «ВТБ Лизинг». Темпы роста лидирующих компаний значительно превосходят среднерыночный, что привело к существенному увеличению концентрации рынка на крупнейших лизингодателях: по итогам трех кварталов на топ-тройку компаний приходится около 46% нового бизнеса против 37% годом ранее. Доля топ-десятки выросла на 6 п. п., до 73%, а топ-20 — на 4 п. п., до 84%.

Таблица 2. Топ-20 лидеров рынка по итогам девяти месяцев 2018 года

Место по новому бизнесу

Наименование компании

Рейтинг кредитоспособности («Эксперт РА») на 29.11.2018

Объем нового бизнеса (стоимость имущества) за 9 мес. 2018 г., млн руб.

Темпы прироста нового бизнеса, 9 мес. 2018 г., %

Сумма новых договоров лизинга за 9 мес. 2018 г., млн руб.

Объем лизингового портфеля на 01.10.2018, млн руб.

01.10.2018

01.10.2017

1

2

ГТЛК

191 767

112

401 521

892 217

2

1

ГК «Сбербанк Лизинг»

162 975

60

242 071

578 024

3

3

«ВТБ Лизинг»

«ruA+»

112 628

67

199 179

524 754

4

5

ЛК «Европлан»

50 960

21

н.д.

74 100

5

4

«ВЭБ-лизинг»

46 515

-18

63 271

354 636

6

9

ГК «Газпромбанк Лизинг»

45 381

107

81 975

195 814

7

10

ГК «Альфа Лизинг»

44 485

126

70 236

109 441

8

6

ГК «Балтийский Лизинг»

«ruA»

30 981

20

44 041

48 895

9

8

«Сименс Финанс»

26 748

12

34 293

53 276

10

11

«РЕСО-Лизинг»

«ruA+»

24 090

52

37 769

40 979

11

7

«ТрансФин-М»

«ruA-»

16 730

-31

36 482

315 753

12

12

«ЮниКредит Лизинг»

«ruAAA»

16 041

21

22 051

36 343

13

15

«CARCADE Лизинг»

14 049

61

19 883

21 998

14

18

«Мэйджор Лизинг»

13 810

83

23 032

31 654

15

-

«Росагролизинг»

11 794

-

14 162

52 516

16

27

ГК «КамАЗ-Лизинг»

10 476

100

15 732

22 437

17

17

ГК «Стоун-XXI»

9 971

28

14 597

15 931

18

13

«Элемент Лизинг»

9 958

-3

14 624

13 779

19

30

«Регион Лизинг»

«ruBBB-а

9 083

145

14 174

31 998

20

14

ГК «Интерлизинг»

6 919

-24

9 986

16 148

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

Рост числа крупных сделок привел к изменению структуры рынка в разрезе масштаба бизнеса лизингополучателей по итогам девяти месяцев 2018 года (см. график 5). Доля крупного бизнеса за январь — сентябрь 2018-го составила 56,4% против 47,3% за аналогичный период прошлого года. Доля нового бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства снизилась на 4,8 п. п. и за тот же период составила 42,5%. Тем не менее объем нового бизнеса с субъектами МСБ за девять месяцев 2018 года вырос на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На госучреждения за январь — сентябрь 2018 года пришлось менее 1% против 2,5% годом ранее. Лизинг среди физических лиц не показал роста, и его доля также составляет менее 1%.

Распределение сделок по регионам и сегментам

В соответствии с распределением нового бизнеса по регионам, за девять месяцев 2018 года основной объем сделок по-прежнему приходится на Москву, однако доля нового бизнеса в первых трех кварталах снизилась с 41% до 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (см. график 6). В то же время доля Центрального федерального округа (за исключением Москвы) выросла на 6,4 п. п., составив 17,9%. Данные изменения обусловлены географической структурой сделок ГТЛК, у которой по итогам девяти месяцев 2018 года 40% нового бизнеса сосредоточено в ЦФО. Кроме того, около 6% сделок ГТЛК пришлось на Северо-Западный ФО (за исключением Санкт-Петербурга), что привело к увеличению доли региона до 6,2%.

Основным розничным сегментом на рынке с 2014 года остается автолизинг, объем которого за январь — сентябрь 2018 года составил около 318 млрд рублей, или 31,3% рынка. Поддержку авторынку на протяжении 2017—2018 годов во многом оказали госпрограммы. Однако в текущем году госсубсидии обеспечили только 12% автосегмента вместо 20% по итогам прошлого года, поскольку объем госсубсидий на поддержку автолизинга в 2018 году был сокращен до 8 млрд рублей с 14 млрд, выделенных годом ранее. Вместе с тем, несмотря на сокращение объемов господдержки, автосегмент продолжает демонстрировать позитивную динамику вследствие сохраняющейся потребности в обновлении автопарков в стране.

Продажи легковых автомобилей растут второй год подряд, при этом, по оценкам агентства «Эксперт РА», проникновение лизинга в автопродажи легкового автотранспорта за первые три квартала 2018 года достигло 9%, что соответствует уровню прошлого года. В то же время доля автомобилей, приобретенных в кредит, снизилась с 48,9% за январь — сентябрь 2017 года до 47,8% за аналогичный период текущего года.

Таблица 3. За девять месяцев 2018 года около 9% легковых автомобилей реализовано через лизинг

2015 г.

2016 г.

2017 г.

9 мес. 2018 г.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, тыс. шт.

1 601

1 426

1 596

1 209

количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт.

87

114

140

107

доля лизинга в продажах легковых автомобилей, %

5,4

8,0

8,8

9,0

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

По данным «Автостата», средний возраст легкового автомобиля в России вырос с 11,8 года в 2011 году до 13,1 года в 2017 году. При этом грузовой автопарк характеризуется более высоким средним возрастом — 20 лет в 2017 году. По оценкам агентства «Эксперт РА», рост автопродаж продолжится в ближайшие один-два года, пока средний возраст легковых автомобилей не снизится до 11,8—12 лет. По этой причине рост лизинга автомобилей продолжится в 2019 году, однако темпы роста будут более скромными, чем в 2018 году, а уровень проникновения лизинга в автопродажи не претерпит серьезных изменений.

На втором месте с небольшим отставанием находится ж/д техника, объем которой за девять месяцев 2018 года составил 312 млрд рублей (30,8%). На фоне повышенного спроса на подвижной состав в результате увеличения объемов экспортных перевозок ж/д сегмент второй год подряд демонстрирует рекордные темпы роста: за девять месяцев 2018-го объем нового бизнеса вырос на 120%, а за девять месяцев 2017-го — на 153% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наиболее скромные темпы прироста среди транспортных сегментов показала авиатехника: объем нового бизнеса по итогам девяти месяцев 2018 года вырос всего на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

За январь — сентябрь 2018 года доля оперативного лизинга в объеме нового бизнеса продемонстрировала снижение до 12% (см. график 9). Основные сделки пришлись на авиализинг: около 84% от объема оперативного лизинга против 58% соответствующего периода прошлого года, а доля ж/д техники упала с 39% до 10%. При этом доля оперлизинга в авиасегменте остается неизменной, находясь на уровне 67% по итогам трех кварталов как 2017 года, так и 2018-го. Концентрация на крупнейших лизингодателях в новом бизнесе оперативного лизинга значительно превосходит концентрацию в финансовом, поскольку с основным видом оборудования, передаваемым в оперлизинг, — авиатехникой — работает ограниченное число компаний. В результате значительного увеличения концентрации за девять месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не отмечается: доля трех крупнейших лизингодателей по объему оперативного лизинга выросла всего на 1 п. п., до 79%.

В целом по итогам первых девяти месяцев 2018 года позитивную динамику показали 17 из 18 крупнейших сегментов, выделенных агентством «Эксперт РА» в рамках исследования (см. таблицу 4). Исключением стало только телекоммуникационное оборудование, на которое приходится около 0,1% лизингового рынка.

Таблица 4. Структура рынка по предметам лизинга

Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 9 мес. 2018 г., %

Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 9 мес. 2017 г., %

Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, %

Доля в лизинговом портфеле на 01.10.2018, %

Железнодорожная техника

30,8

20,0

119,1

37,1

Грузовой автотранспорт

17,2

21,9

11,7

10,8

Легковые автомобили

14,1

16,1

24,6

7,0

Авиационный транспорт

13,4

18,2

4,7

21,2

Строительная и дорожно-строительная техника, включая строительную спецтехнику на колесах

6,3

7,7

16,4

4,8

Суда (морские и речные)

4,3

2,2

178,0

6,0

Сельскохозяйственная техника и скот

2,2

2,7

15,9

2,7

Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки

1,6

1,4

62,6

1,2

Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование

1,5

1,9

12,3

1,5

Недвижимость (здания и сооружения)

1,5

0,6

255,6

1,6

Погрузчики складские и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары

1,0

1,1

29,3

0,9

Оборудование для пищевой промышленности, включая холодильное и оборудование для ресторанов

0,6

0,5

70,7

0,5

Энергетическое оборудование

0,3

0,4

6,7

0,3

Полиграфическое оборудование

0,3

0,4

6,7

0,2

Оборудование для ЖКХ

0,2

0,2

42,3

0,2

Медицинская техника и фармацевтическое оборудование

0,2

0,1

184,5

0,1

Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры

0,1

1,0

-85,8

1,0

Прочее имущество

4,4

3,6

73,9

2,9

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

Динамика лизингового портфеля в секторальном разрезе в целом соответствует тренду, наблюдающемуся в структуре нового бизнеса. Наибольший прирост отмечается у портфеля ж/д техники: доля сегмента в лизинговом портфеле за последние 12 месяцев выросла на 2 п. п. и на 1 октября 2018 года достигла 44% (см. график 10).

Прогноз развития рынка

В 2019 году динамика рынка во многом будет обусловлена макроэкономическими и внешнеполитическими факторами. Возможное усиление санкционного режима способно привести к дальнейшему падению курса рубля, что может вызвать повышение ключевой ставки и, как следствие, негативно сказаться на фондировании лизинговых сделок.

В течение последних двух лет более 30% объема нового бизнеса приходилось на IV квартал вследствие заключения крупных сделок, которые традиционно совершаются в конце года. Подобный сценарий ожидается и в 2018 году, что позволит лизинговому рынку превысить 1,4 трлн рублей. В 2019 году агентство ожидает, что темп роста лизингового рынка не превысит 20% вследствие нивелирования эффекта низкой базы последних двух лет, а возможности роста будут ограничены слабыми темпами роста экономики.

Одной из ключевых тенденций лизинговой отрасли в следующем году будет усиление консолидации лизингового бизнеса на крупнейших игроках. Кроме того, по мнению «Эксперт РА», в 2019 году можно ожидать новых сделок M&A среди топ-30 компаний, при этом часть небольших компаний покинет рынок ввиду ужесточения конкуренции и усиления регуляторного надзора за деятельностью лизинговых компаний. По оценкам агентства, это приведет к росту доли топ-тройки до 50%, а доли госкомпаний — с нынешних 60% до 65% по итогам 2019 года.

В течение 2019 года автосегмент вырастет на 5—8% за счет сохраняющейся потребности в обновлении устаревших автопарков. Тем не менее автомобильный рынок полностью не восстановился после кризиса, и существенное позитивное влияние на динамику автолизинга может оказать увеличение объемов субсидирования, в результате которого темп роста способен достичь 15%.

Увеличение объемов экспортных грузоперевозок будет стимулировать спрос на подвижной состав, что позволит сегменту при позитивном сценарии вырасти на 50%. Однако уже к середине 2019 года возможно появление первых признаков профицита вагонов, что приведет к коррекции арендных ставок. В результате прирост ж/д сегмента в 2019 году не превысит 35%, при этом основной объем нового бизнеса придется на первую половину года.

Динамика авиасегмента по-прежнему будет обусловлена программами субсидирования SSJ 100 и расширением парка крупнейших игроков на российском рынке авиаперевозок, что позволит сегменту показать рост до 15% по итогам следующего года. В то же время ряд крупных сделок может быть перенесен на 2020-й, в результате чего объем сегмента сохранится на уровне текущего года.

Методология

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года, полугодия и девяти месяцев.

В проекте «Российский лизинг» может принять участие любая лизинговая компания (или группа аффилированных компаний), зарегистрированная как юридическое лицо на территории РФ, осуществляющая деятельность по предоставлению оборудования и других объектов в финансовую аренду. Исследование проводится на основе анализа анкетных данных, представленных лизингодателями — участниками проекта.

В исследовании по итогам девяти месяцев 2018-го приняли участие 103 лизинговые компании, объем нового бизнеса которых, по подсчетам «Эксперт РА», составляет около 95% всего лизингового рынка. По оценке агентства, в исследовании не приняли участие компании, на которые в совокупности приходится около 5% лизингового рынка. При расчете объемных показателей рынка агентство сделало корректировки в соответствии с этими предпосылками.

В исследовании не учитывалась доля рынка, приходящаяся на компании, чья деятельность ориентирована исключительно на распределение ресурсов внутри холдингов с использованием возможностей налоговой оптимизации. Информация об этих компаниях обычно недоступна, а их деятельность находится вне тенденций, характерных для рыночных лизинговых компаний.

В составе лизинговых сделок выделен оперативный лизинг. Кризис 2008—2009 годов привел к увеличению объемов изъятого оборудования и ускоренному росту сегмента оперативного лизинга, который в России юридически реализуется через договоры аренды из-за особенностей правового поля. В настоящее время расчет новых сделок не корректируется на сумму договоров оперативного лизинга, хотя их экономическая суть и технологии осуществления различны. Основные термины, используемые в обзоре, трактуются следующим образом.

Новый бизнес — это стоимость переданных клиентам предметов лизинга в течение рассматриваемого периода без НДС (соответствует методике Leaseurope: New business is the total value of assets provided during the period, excluding VAT and finance charges).

Сумма новых договоров лизинга — это вся сумма платежей по договорам лизинга, заключенным за рассматриваемый период, с учетом НДС.

При этом критерии учета новых сделок для обоих показателей одинаковы — должно выполняться одно или оба условия: получен ненулевой аванс от клиента для осуществления сделки либо лизингодателем приобретен предмет лизинга для его передачи клиенту.

В новые сделки оперативного лизинга (арендные сделки) включаются сделки, по смыслу являющиеся оперативным лизингом, но юридически оформленные как договор аренды и по которым в рассматриваемый период получен первый арендный платеж.

Объем профинансированных средств — средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы, произведенные лизингодателем).

Объем полученных платежей — это общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода.

Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) — объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам (с отчетной даты до конца срока) за вычетом задолженности, просроченной более чем на два месяца.

Показатели объема полученных лизинговых платежей и объема текущего портфеля характеризуют эффективность деятельности компании в предшествующих исследуемому периодах.

Все показатели по компаниям, кроме нового бизнеса, приводятся с учетом НДС.

Для проверки правильности представляемых компаниями сведений используются процедуры сравнения запрашиваемых показателей с данными финансовой отчетности и результатами предыдущих периодов. В процессе обработки анкетной информации полученные показатели соотносятся с показателями баланса, в результате чего выявляются компании с нехарактерными соотношениями, у которых запрашиваются уточнения и разъяснения. Кроме того, сопоставляется динамика развития компании за несколько временных промежутков, что тоже демонстрирует нехарактерные сдвиги в объемах деятельности. Также соотносятся показатели портфеля, нового бизнеса и полученных платежей. Очевидно, что рост или падение объемов деятельности в предыдущих периодах влечет соответствующие изменения в денежных потоках (полученных платежах), которые также анализируются как критерий оценки достоверности предоставляемой информации.

На сайте RAEX опубликованы также рэнкинг лизинговых компаний России по итогам девяти месяцев 2018 года и доступны для скачивания отдельные рэнкинги лизингодателей по отраслям, регионам, клиентским сегментам, а также рэнкинг игроков по объему нового бизнеса в оперативном лизинге.

Материалы «Эксперт РА»

В октябре было объявлено о разделении бизнесов агентства RAEX («РАЭКС-Аналитика») и кредитного рейтингового агентства «Эксперт РА». В этой связи организации отдельно друг от друга проводили анкетирование лизингодателей по итогам девяти месяцев.