• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Золото
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Все статьи

Андрей Савельев: На рынке должны остаться 30—50 банков

Интервью
Дата публикации: 20.04.2005 12:41
4 562
Время прочтения: 7 минут
Источник
Лица года — Конкурс
Темы
МДМ-Банк
​

— Андрей, как вы считаете, сколько банков нужно России?

— Я бы сформулировал этот вопрос иначе, разбил его на два. Первый: сколько коммерческих банков нужно российской финансовой системе? И второй: сколько финансовых организаций других типов необходимо нашей экономике? При этом следует договориться о терминологии: коммерческий банк в западном понимании этого термина — организация, которая ведет счета юридических и физических лиц, занимается привлечением депозитов и выдачей кредитов. Этот вид деятельности является для коммерческого банка основным, и большую часть доходов он получает именно от процентной маржи и операционных комиссий. Коммерческий банк имеет диверсифицированную базу вкладчиков и заемщиков и не вкладывает активы в бизнес акционеров, строительные проекты или операции на фондовом рынке. Основная задача коммерческого банка — сохранение низкого риска операций и получение стабильного, пусть и не сверхбольшого дохода. Теперь давайте посмотрим, сколько у нас сейчас настоящих коммерческих банков и сколько прочих финансовых институтов, которые в силу исторических причин имеют банковские лицензии. Реальных коммерческих банков, удовлетворяющих каждому из вышеперечисленных критериев, в России не более 100.

Возникает вопрос: а собственно, к какому классу можно отнести еще порядка 1250 организаций, которые на сегодняшний день имеют банковские лицензии? В целом по бизнес-модели их можно разделить на две категории. Первая — это, по сути, хедж-фонды, размещающие средства клиентов в высокорисковые инструменты — неликвидные ценные бумаги, недвижимость — или кредитующие клиентов с низкой платежеспособностью, готовых платить повышенную процентную ставку.

Другая группа — это так называемые кэптивные банки, вкладывающие деньги в бизнес акционеров или в две-три близкие владельцам банков компании. Это, в сущности, корпоративные казначейства. Безусловно, все эти финансовые организации имеют право на существование, но на Западе им запрещено иметь банковские лицензии и называть себя банками. Соответственно вкладчики понимают, что если они приносят деньги в банк, то им заплатят низкую процентную ставку, но их средства будут размещены в низкорисковом диверсифицированном кредитном портфеле. Если они хотят получать более высокую ставку, то могут вложить деньги в хедж-фонд, но возвратность их денег будет зависеть от ситуации на рынке ценных бумаг. Это их выбор. Главное, чтобы этот выбор был осознанным. Соответственно, когда разоряется очередной хедж-фонд, никто не говорит о банковском кризисе. Все понимают, что к настоящим банкам это не имеет отношения.

— По вашему мнению, каким образом в России можно разграничить банки и небанки?

— Необходимо четко разделить регуляторные требования. С одной стороны, необходимо повышать требования к тем, кто желает называть себя банками. В первую очередь в части минимального капитала — в перспективе он должен быть не менее 50 миллионов евро. Также требования по отчетности: банки должны быть обязаны ежегодно публиковать аудированную отчетность по международным стандартам. Наконец, обязательное участие в системе страхования вкладов. С другой стороны, для небанковских финансовых компаний механизм регулирования должен быть облегченным. Им нужно дать стимул для перехода из категории «банк» в категорию «небанковская организация». При этом они должны сохранить возможность привлекать средства юридических и физических лиц, но это привлечение не будет называться банковским вкладом.

— Как быстро это может произойти?

— Резко изменять систему регулирования нельзя, это вызовет макроэкономический кризис. Нужно все делать поэтапно: вначале оставить 200—300 банковских лицензий, а оставшуюся тысячу перевести в категорию небанковских кредитных организаций. Потом постепенно поднимать планку выше. В итоге настоящих банков останется около 30—50 российских плюс «дочки» зарубежных финансовых институтов.

Консолидация через слияние и поглощение идет, но только среди крупнейших банков. Большие банки покупают другие большие банки. Среди мелких банков процесс консолидации таким путем практически не идет. Это происходит прежде всего потому, что у небольших банков нет денег для того, чтобы покупать какие-либо финансовые организации. К тому же небольшие банки, как правило, непрозрачны, потенциальные покупатели зачастую просто не могут оценить, что им предлагается приобрести, и не идут на сделку. В крупных банках уровень прозрачности на порядок выше, и сделка идет «с открытыми глазами».

— А выгодно ли большим кредитным организациям поглощать более мелкие региональные банки?

— Как правило, небольшие банки поглощать невыгодно. Но ведь на первый взгляд все просто: зачем создавать собственную филиальную сеть, когда можно купить региональный банк, который уже имеет некую клиентуру? Одна из самых фундаментальных проблем, с которой московские банки каждый раз сталкиваются при приобретении региональной кредитной организации, — менеджмент. Все крупные столичные банки имеют четкую иерархическую систему управления, и после покупки банка процесс принятия основных решений автоматически перемещается из региона в Москву. Условно говоря, председатель правления регионального банка отныне становится управляющим филиалом и утрачивает часть полномочий. Как правило, люди, которые создали небольшие банки и управляли ими, по натуре бизнесмены, они амбициозны, и такая перемена для них психологически неприемлема. Они не могут жить в системе, когда над ними довлеет некий головной офис в Москве, который дает обязательные к исполнению распоряжения. Поэтому они уходят. Ну и пусть себе уходят. Разве это проблема? Вот, допустим, они ушли. Дальше возникает вопрос: а к кому была привязана клиентская база — к личностям трех-четырех человек из топ-менеджмента или к физической инфраструктуре, то есть к филиалу? И вот здесь возникают большие расхождения. Если это банк корпоративный, то, как правило, крупнейшая клиентура привязана к личностям. Она уходит с этим менеджером в другой банк. А вот клиентура, состоящая из физических лиц и небольших компаний, наоборот, как правило, привязана к физической точке, куда они ходят обслуживаться. Им абсолютно все равно, кто является руководителем этого банка и как там принимаются решения. Таких клиентов прежде всего интересуют надежность, имидж, качество обслуживания и репутация. Поэтому банки, которые в основном имеют корпоративных клиентов, связанных с конкретными менеджерами, покупать совершенно нецелесообразно. Выгодно покупать только банки с широкой диверсифицированной клиентской базой из числа физических лиц и мелких предприятий.

— То есть основная проблема в менеджменте?

— Это только одна из проблем. Очень важны сами «точки», которые будут обслуживать клиентскую базу. Поэтому сразу возникает второй вопрос: а «правильный» ли филиал это будет? Совершенно очевидно, что сеть гипермаркетов IKEA никогда не купит сеть мелких гастрономов — это другой формат. То же самое происходит с банковскими филиалами. Все крупные кредитные организации имеют определенный стандарт своих филиалов. К сожалению, в 99% случаев форматы офисов банков, которые предлагаются к продаже, не отвечают современным требованиям. Есть и третья проблема — это информационные технологии, системы обработки данных. Как правило, они также оставляют желать лучшего.

В результате приходится менять все или почти все — и менеджмент, и офисы, и компьютерную систему. А, как известно, всегда быстрее и дешевле построить новый дом, чем радикально перестраивать старый.

— Андрей, можете ли вы назвать какой-то вид банковских услуг, которых не хватает у нас на рынке?

— Кредитные карты, причем настоящие кредитные, а не депозитные. За этим продуктом очень большое будущее, в самое ближайшее время этот рынок будет расти с такой же скоростью, с какой в прошлом и позапрошлом годах развивалось автомобильное и потребительское кредитование.

— Что, на ваш взгляд, будет находиться в центре внимания банкиров в 2005 году?

— Год обещает быть волантильным, в особенности для небольших и средних банков. Несколько сотен из них не войдут в систему страхования вкладов, какие банки не прошли отбор будет ясно к концу весны. Это может вызвать повторение ситуации июня-июля 2004 года.

САВЕЛЬЕВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в 1995 году окончил с отличием Институт международных экономических отношений Финансовой академии при Правительстве РФ. В 2000 году с отличием окончил Лондонскую школу бизнеса (London Business School), получив диплом магистра в области финансов (MSc Finance).
В бизнес-школе специализировался на управлении кредитными и финансовыми рисками, корпоративных финансах и оценке предприятий. Вошел в пятерку лучших выпускников года по специальности «финансы». Свободно владеет английским языком и является активным членом Ассоциации выпускников Лондонской школы бизнеса.
Деятельность в финансовом секторе начал в 1992 году в АКБ «Нефтехимбанк» в Управлении международных расчетов. Впоследствии возглавил Управление торгового финансирования и Департамент финансовых организаций и международных отношений, а в 1995 году был назначен членом правления банка. С деятельностью Андрея Савельева связано активное развитие операций торгового финансирования Нефтехимбанка.
В начале 1996 года перешел на работу в лондонский филиал Bank of America, где занимался анализом рисков крупнейших клиентов и контрагентов банка в странах Центральной и Восточной Европы.
Начиная с второй половины 1996 года Андрей Савельев работал в департаменте финансовых организаций лондонской штаб-квартиры ЕБРР, где отвечал за финансовые проверки и анализ рисков ведущих банков России и Казахстана и ряда крупных банков Чехии, Венгрии и стран Балтии.
В 2000 году перешел в Управление телекоммуникационных компаний и медиа ЕБРР, где специализировался на анализе рисков ведущих компаний связи и СМИ региона Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии, а также на структурировании крупных сделок проектного финансирования.
В МДМ-банке с 2003 года являлся членом правления; возглавлял Департамент банковских продуктов.
С мая 2004 года — председатель правления МДМ-банка.

Наталья ЮРЬЕВА

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Топ-30 лучших игр на Андроид
Топ-30 лучших игр на Андроид
03.07.2025
2116
Как создать видео с помощью нейросетей: пошаговое руководство для начинающих
Как создать видео с помощью нейросетей: пошаговое руководство для начинающих
01.07.2025
6034
Несанкционированные покупки через Google Play: новый вирус ворует деньги через NFC в России
Несанкционированные покупки через Google Play: новый вирус ворует деньги через NFC в России
29.06.2025
12824
Что делать с деньгами, если ключевая ставка ЦБ в 2025 году снизится
Что делать с деньгами, если ключевая ставка ЦБ в 2025 году снизится
28.06.2025
39394
«Получила деньги от государства и открыла мастерскую»: как оформить соцконтракт на 350 000 рублей в 2025 году
«Получила деньги от государства и открыла мастерскую»: как оформить соцконтракт на 350 000 рублей в 2025 году
27.06.2025
19121
«Ваш договор просрочен» — как пенсионера пытались обмануть под видом сотрудников «Ростелекома»
«Ваш договор просрочен» — как пенсионера пытались обмануть под видом сотрудников «Ростелекома»
26.06.2025
20940
Искала работу — нашла мошенников: как не нарваться на штраф или уголовное дело в интернете
Искала работу — нашла мошенников: как не нарваться на штраф или уголовное дело в интернете
25.06.2025
22215
Откажут из-за долгов: с июля 2025-го банки станут строже
Откажут из-за долгов: с июля 2025-го банки станут строже
24.06.2025
29551
Мошенники на Wildberries: что спасло от потери денег
Мошенники на Wildberries: что спасло от потери денег
23.06.2025
16135
Сбережения в золоте: стоит ли покупать драгметалл в 2025 году
Сбережения в золоте: стоит ли покупать драгметалл в 2025 году
22.06.2025
18136

Материалы по теме

Сергей Носов о ребрендинге «Фридом Финанс» и преимуществах перед традиционными банками
Виктор Бондарович, «БКС Мир инвестиций»: «Наш единственный реальный конкурент — это инфляция»
«В 2022 году мы можем увидеть 60—62 рубля за доллар» и другие шокирующие прогнозы Стина Якобсена из Saxo Bank
Евгений Абузов, банк «Уралсиб»: «Две трети активных клиентов уже не ходят в офис банка»

Главная Новости Интервью Андрей Савельев: На рынке должны остаться 30—50 банков
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+