По итогам 2004 года Дойче Банк Москва стал лидером в организации выпусков еврооблигаций для российских компаний — «голубых фишек», чьи акции котируются на местных и международных фондовых рынках. Он также получил звание Best Eurobond Arranger (лучший управляющий евробондами) по результатам конкурса журнала Global Finance. С 2002 года Дойче Банк Москва возглавляет Алексис (Алексей) Родзянко, правнук главы Думы в 1911—1917 годы.
Алексей Олегович, в одной из публикаций я прочитал следующее: «Когда председатель последней пореволюционной Думы Михаил Родзянко выступал за продолжение войны с Германией, он и представить себе не мог, что его правнук Алексис менее чем через 90 лет окажется проводником экспансии в Россию крупнейшего немецкого банка». Известно и ваше мнение, что важна не национальная принадлежность банка, а то, насколько он надежен как стратегический партнер.
Вся история деятельности Дойче Банка в России — ярчайший пример взаимовыгодного сотрудничества двух стран. Дойче Банк пришел в Россию в 1881 году, приобретя в Санкт-Петербурге долю в Российском банке внешней торговли. В середине 80-х годов XIX века Дойче Банк организовал первые займы российских железных дорог. А в 1926 году по инициативе нашего банка был создан первый немецкий консорциум для финансирования экспортных по ставок в СССР. В 1970-х годах под нашим руководством было организовано финансирование поставок труб для газопровода «Россия-Европа». К слову, в 1972 году Дойче Банк первым из иностранных банков получил разрешение на открытие представительства в Москве. Для совершенствования и расширения деятельности в России в апреле 1998 году было учреждено 000 «Дойче Банк» (Дойче Банк Москва), которое является 100-процентной дочерней компанией Дойче Банк АГ.
Насколько интересен зарубежным банкирам российский финансовый рынок?
Россия — самый важный из новых рынков Европы для деятельности многих банков с иностранным участием. Благодаря реализации мер по переходу на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности, либерализации валютного законодательства, созданию и внедрению стандартов корпоративного управления инвестиционный климат в стране становится все более привлекательным. Но административные препоны и бюрократические барьеры все еще могут осложнять ведение бизнеса в России. На рабочей группе «Финансовые институты» Консультативного совета по иностранным инвестициям, которую я возглавляю, мы выделяем проблемы, встающие перед банками с иностранным участием в процессе их работы на российском рынке, и стараемся повлиять на решение этих проблем, формулируя и направляя в регулирующие органы конкретные предложения по их преодолению. В этом процессе мы сотрудничаем с ЦБ РФ, Федеральной службой по финансовым рынкам и Ассоциацией российских банков. Думаю, что в целом Центральный банк России принимает нужные меры по улучшению системы отчетности, усилению надзора и повышению эффективности использования различных нормативных актов для ведения консервативного и в то же время динамичного банковского бизнеса.
В стране сегодня на государственные Сбербанк и Внешторгбанк приходится более трех четвертей активов банковской системы, некоторые частные российские банки не всегда соответствуют международным стандартам ведения бизнеса, зачастую имеют непрозрачную структуру и сложную историю. Это весомый фактор скрытых рисков, и он не способствует широкому притоку инвестиций. Думается, что после завершения реформ, которые сейчас активно проводятся в России, доверие к российской банковской системе должно возрасти, что в свою очередь положительно повлияет на активность инвесторов.
По вашему мнению, в какой степени российская банковская система восприимчива к современным технологиям?
Думаю, можно привести в пример трудности, с которыми сталкивались кредитные учреждения при переходе на МСФО. Многие из проблем носят системный характер и требуют принятия скорейших решений. До сих пор банки в своих отчетностях строго следовали инструкциям, а на момент перехода на МСФО таких инструкций не было: у нас отсутствовал сертифицированный перевод стандартов на русский язык. Другими словами, бухгалтеры просто не знали, что им делать. Регулятор рынка, Банк России, при переходе на МСФО обещал отменить часть финансовой и статистической отчетности. Пока же банковские учреждения готовят два вида отчетности, т. к. предоставление отчетности в соответствии с российскими стандартами никто не отменял. Основные затраты в этом плане связаны с введением новых технологий, необходимостью привлечения высокооплачиваемых специалистов и более дорогого аудита. Для использования в России самых современных банковских технологий кредитным учреждениям придется готовить соответствующие кадры, потому что существуют принципиальные различия между МСФО и российскими правилами учета и отчетности. Банки также должны предусмотреть расходы на внедрение новых технологий, обслуживание которых потребует подготовки соответствующих специалистов. По некоторым оценкам, 95% организаций в России испытывают недостаток соответствующих сотрудников. Из этого числа только 23% банков привлекают внешних специалистов, а 72% планируют готовить собственные кадры.
Новые требования Базельского комитета подразумевают усиление финансовой и в целом рыночной дисциплины, т. к. учитывают не только кредитные, но и все операционные риски. Поэтому специалисты сходятся во мнении, что внедрение новых технологий в конечном счете побудит банкиров пересмотреть свою точку зрения на стратегию развития. В итоге все изменения потребуют реформирования устаревшей системы корпоративного управления, а на это необходимо время.
Вы упомянули о нехватке банковских служащих в России. Возможно ли решить эту проблему за счет переподготовки имеющихся кадров?
Необходимость постоянного совершенствования квалификации сотрудников в любом виде бизнеса — запоя успеха данного бизнеса. Это аксиома. Сегодня в России действительно недостаточно высококлассных менеджеров высшего и среднего звена. Это и понятно: рыночная экономика находится в процессе формирования. Еще не сложились устойчивые традиции подготовки кадров по бизнес-специальностям, не накоплен соответствующий опыт, не создана национальная школа со своими традициями. Как правило, специалист формируется в процессе, работы и взращивается самими компаниями. Стоимость специалиста определяется опытом его работы и величиной репутационного капитала компании, в которой он трудится.
Ситуация осложняется и тем, что и переход на МСФО, и новые требования Базельского комитета приходят в российский бизнес довольно стремительно, поэтому для подготовки достаточного числа соответствующих специалистов не хватает времени. Teм не менее отчетливо заметно, что уровень образования российских банковских специалистов становится выше год от года. Бизнес всегда стремится оптимизировать свои издержки, поэтому сокращение числа работников банковской сферы за счет роста эффективности труда, повышения уровня образования теоретически возможно, но для России сейчас это маловероятно. Дело в том, что
Россия вскоре должна интегрироваться в ВТО. Один из тезисов противников ускоренного вступления России в ВТО звучит так: на отечественный рынок придут крупные зарубежные банки с большими свободными денежными средствами, высоким сервисом, низкими процентными ставками. Обоснованны ли подобные опасения?
Вступление в ВТО предполагает возможность для западных банков напрямую открывать филиалы в России. И список банков, заинтересованных в этом, растет. Что касается опасений насчет краха отечественной системы, то они сильно преувеличены. В конце концов процедуру открытия как «дочек», так и филиалов западных банков прописывает Банк России. В руках регулятора останутся сдерживающие инструменты. Другие страхи связаны с финансовыми возможностями будущих «гостей»: мол, откроется маленький филиал, но с капиталом в 50 млрд. долларов и, образно говоря, закидает шапками тот же Сбербанк уже впервые месяцы своего существования. Картина эта тоже сильно приукрашена, потому что у каждого банка есть свои страновые лимиты. Я не думаю, что с вступлением в полную силу закона о валютном регулировании
Насколько трудно быть банкиром в России?
Наверное, всюду сложно быть банкиром. А если говорить более конкретно, я бы не сказал, что в России работать гораздо труднее, чем в Нью-Йорке, где очень много банкиров. На всех финансовых рынках банковские услуги — предмет большой и острой конкуренции. В России ее, может быть, чуть меньше, чем на Западе, и
БИОГРАФИЯ
Образование — МВА, Колумбийский университет. Более 20 лет работает в банковских и финансовых структурах. Сегодня он — председатель Правления 000 «Дойче Банк». Работал, в частности, в таких компаниях, как United City Bank Москва (председатель Правления), Manufacturers Hanover / Chemical Bank Нью-Йорк (управляющий директор), Ассоциация Трейдеров Развивающихся Рынков в Нью-Йорке (глава). Алексис — прямой потомок известной российской семьи Родзянко. Женат, у него шестеро детей.
Михаил ГЕРАСИМЕНКО