На днях владельцы Юниаструм Банка объявили о выделении бизнеса денежных переводов в специализированный банк — «Юнистрим». По мнению собственников «Юниаструма», переводы на базе отдельной кредитной организации позволят им привлечь новых инвесторов в этот бизнес и агрессивнее захватывать рынок. Между тем до «Юниаструма» никто в России банков, специализирующихся на денежных переводах, не создавал. Максимум, что делали владельцы собственных платежных систем, это регистрировали их в качестве небанковских кредитных организаций. О том, зачем Юниаструм Банку понадобилась специализированная кредитная организация, корреспонденту RBC daily Светлане Барсуковой рассказал его президент Гагик ЗАКАРЯН.
Совет директоров Юниаструм Банка решил преобразовать систему денежных переводов «Юнистрим» в одноименный коммерческий банк. С чем связано подобное решение?
Мы решили, что денежные переводы как направление бизнеса может существовать отдельно. Этот бизнес у нас уже имеет значительные объемы, что позволяет выделить его в отдельный банк, который сможет обеспечивать группе стабильные доходы и прибыль. В этом отдельном бизнесе совершенно другие риски, несравнимые, например, с кредитованием и приемом вкладов. В денежных переводах рисков намного меньше, и этот бизнес более прозрачен и понятен, что позволяет эффективнее управлять им и сделать его привлекательным для инвесторов.
О каких инвесторах идет речь?
Пока я не могу назвать какие-то конкретные организации, но, по нашим данным и данным нашего консультанта компании Deloitte & Touche, существует большое количество инвесторов, начиная от ПИФов и заканчивая банками и международными системами денежных переводов, которые будут интересоваться «Юнистримом» и захотят в него вкладывать деньги, а также покупать его акции.
Большинство систем денежных переводов рассматривают варианты преобразования в небанковские кредитные организации (НКО). Зачем «Юнистриму» понадобился полноценный банк?
Потому что денежным переводам требуется сопутствующее банковское обслуживание, такое как валютно-обменные операции и платежи в пользу третьих лиц. Для этого нужна полноценная банковская лицензия. Каждый банк сам решает, что ему важнее. Если объемы денежных переводов достигают значительных величин, то, думаю, рано или поздно он придет к решению создать именно банк, а не НКО.
Каким образом будет разделена филиальная сеть двух банков — Юниаструм Банка и банка «Юнистрим»?
Сейчас у нас более 100 точек обслуживания Юниаструм Банка, включая отделения, оперкассы и филиалы. Из них около 60 — в Москве и около 40 — в регионах. География обширная, начиная от Красноярска и заканчивая Калининградом и южными городами. Банк «Юнистрим» будет строить собственные небольшие точки обслуживания. Их количество мы в ближайшие два года хотим довести до 300. Но, согласно стратегическому плану, всего их в России должно быть не менее 1000.
Какой объем средств Вы намерены вложить в развитие филиальной сети?
В ближайшие два года на это уйдет примерно 20—40 млн. долларов.
Каковы объемы денежных переводов по системе «Юнистрим»?
За первые 9 месяцев этого года наши объемы составили около 600 млн. долларов. Это примерно в 2,5 раза больше, чем за весь прошлый год. В этом году мы надеемся выйти на объем примерно 900 млн — 1 млрд долл., что составит прирост в 300—350%. По нашим оценкам, такие темпы роста будут на рынке еще года два-три.
Вы планируете вывести банк на IPO. Когда это произойдет и для чего это Вам нужно?
Мы планируем IPO в течение 2006 года. Для развития «Юнистрима» нам нужен капитал. Он необходим как для строительства собственных точек, так и для продвижения нового банка. Мы считаем, что сможем привлечь капитал на открытом рынке, поскольку выделенный бизнес денежных переводов в лице банка «Юнистрим» будет прозрачен, понятен и интересен для инвесторов.
Какую долю акционерного капитала Вы намерены продать на открытом рынке?
До 50%. Контрольный пакет останется у группы «Юниаструм». Первоначальный капитал банка будет сформирован в размер 5 млн евро. В дальнейшем для развития нам понадобится от 50 до 100 млн долл.
Какие услуги, кроме денежных переводов, будет предоставлять банк «Юнистрим»?
Это сопутствующие переводам валютно-обменные операции, поскольку часть переводов осуществляется в валюте, платежи в пользу частных лиц (коммунальные, телекоммуникационные), а также платежи по розничным кредитам в пользу банков-партнеров.
Планируется ли снижение тарифов на денежные переводы? Если да, то когда и в какие страны?
Серьезного снижения не произойдет, так как наши тарифы и так очень маленькие, одни из самых низких на российском рынке. Мы все время пытаемся сократить стоимость услуг для наших клиентов. Но это зависит не только от нас, но и от наших партнеров в других странах. Мы каждый раз стараемся убедить их, чтобы они снизили тарифы. Но, к сожалению, не все готовы идти на снижение. Например, наши партнеры на Украине долгое время не хотели делать комиссию менее 1%, но недавно согласились снизить ее до 0,5%. Еще мы почти договорились с партнерами в Киргизии о снижении тарифа до 0,5%.
Повлияет ли на рынок денежных переводов появление специализированного банка?
Да. Это позволит нам активнее захватывать рынок. Когда у нас будет отдельный банк, нам будет легче развивать этот бизнес. Если мы привлечем деньги инвесторов, то сможем развиваться более активно. Также, думаю, появится больше интереса к этому бизнесу со стороны других участников, и другие системы будут снижать свои тарифы. Например, недавно «Почта России» объявила о существенном сокращении своих тарифов. Другие тоже, думаю, снизят свои комиссии, вряд ли они отдадут рынок «просто так», поэтому будут за него бороться и конкурировать. В свою очередь мы постараемся сделать так, чтобы все наши тарифы в ближайшие страны не превышали 1%. Этого вполне реально добиться в ближайший год. В Европу и Америку тарифы вряд ли существенно уменьшатся, так как там они уже устоявшиеся и партнеры не соглашаются их снижать.
Какую долю рынка денежных переводов занимает «Юнистрим»?
Есть разные оценки. Мы считаем, что около 15—16%.
Как будет расти Ваша доля?
Мы ставим амбициозные задачи: за 3—4 года занять 30—35% рынка. Это тяжело, но постараемся.
Недавно обострилась конкуренция на одном из популярных направлений денежных переводов Россия — Армения. С лета переводить деньги в соседнее государство начали еще несколько банков, включая российский Сбербанк. По мнению экспертов, обострение конкуренции на популярном направлении приведет к снижению тарифов. Согласны ли Вы с этим?
Что касается Армении, то Сбербанк на этом направлении серьезной погоды не делает. По данным ЦБ, по переводам в Армению мы занимаем 60% рынка. Что касается других стран, то мы считаем, что наибольшая конкуренция будет на направлении переводов в страны СНГ, которые являются донорами трудовой эмиграции в Россию. Учитывая тот факт, что демографическая ситуация в нашей стране ухудшается, они будут оставаться донорами еще очень долго. Трудовые мигранты есть и из Армении. Среди них много строителей. К тому же в России очень большая диаспора армян — более 2 млн человек.
Какие страны являются лидерами по объему денежных переводов в Вашей системе?
Армения, Украина, Грузия, Киргизия, Таджикистан. Еще мы хотели бы развивать переводы в страны Азии, включая Китай. Мы недавно начали переводить платежи во Вьетнам и Корею. Думаю, что по этим направлениям будет расти объем переводов. Также считаем, что популярностью будут пользоваться переводы в Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Индию, в связи с тем что растет численность туристов-россиян в эти страны.
Планируется ли проведение IPO Юниаструм Банка?
Такая цель у нас есть, но в ближайшей перспективе этого делать не будем. Мы считаем, что нам нужно немного вырасти.
Светлана БАРСУКОВА