Начальник управления валютного контроля Международного Промышленного Банка Дмитрий Осипов об усилиях ЦБ по борьбе с отмыванием денег.
ЦБ России проинформировал банки о схемах и характерных признаках сомнительных операций с использованием наличности, дающих основания подозревать клиентов в отмывании денег. Такую политику ЦБ можно только приветствовать. Ведь само по себе внесение денег на счет или снятие наличности, безналичная покупка-продажа иностранной валюты с последующим снятием наличных денежных средств не вызывают подозрений. Иное дело, если эти операции происходят систематически. Есть и другие признаки подозрительного характера операций. Например, когда источник происхождения денежных средств клиента не очевиден. В этом случае существует вероятность того, что они используются для ухода от процедур обязательного контроля.
Для большинства банков описываемые схемы не являются чем-то новым. Но способы легализации доходов, полученных преступным путем, весьма разнообразны. Как правило, они связаны с многочисленными «прогонами» денежных средств через счета различных фирм-однодневок. В большинстве случаев сделки, лежащие в основе таких операций, носят фиктивный характер. Многие схемы основаны на использовании тонких мест в налоговом и валютном законодательстве России, а также особенностей законодательства других стран. Нередко практикуются и операции с наличными денежными средствами с участием физических лиц. Построение сложных цепочек переводов с использованием счетов в различных банках существенно затрудняет выявление подозрительных действий. Обработка данных, поступающих от всех банков в Федеральную службу по финансовому мониторингу, облегчает эту задачу. Но чтобы работа по выявлению таких схем шла эффективнее, необходимо внесение изменений в законодательство, которые расширили бы перечень признаков операций, подлежащих обязательному контролю. Речь идет об операциях, легко поддающихся контролю с использованием собственных программных средств кредитных организаций. Кроме того, следует выделить или сгруппировать признаки операций, которые должны контролировать уполномоченные законом организации, а не только банки.