Пользуюсь сервисами Яндекса нечасто, за исключением Музыки, Такси и Карт.
Есть Яндекс.Паспорт, к которому привязан номер телефона (это важно в этой истории). Пройденные идентификации.
Решила оформить подписку на Плюс, и начала копаться внутри систем.
Дошла до Кошелька и обнаружила:
Во-1, Яндекс уже привязал мою дебетовую карту - ок, действительно иногда совершаю платежи по коммуналке и по оплате услуг через яндексовский сервис "Деньги".
Во-2, в Кошельке к моему аккаунту привязан некий белорусский номер телефона.
Как так? Я живу в Санкт-Петербурге, а в Беларуси была один раз. В ту поездку мой МТС отказался работать , поэтому воспользовалась местной симкой. А ещё в Беларуси работает Яндекс.Такси, и чтобы водитель мог со мной связаться, на время поездки привязала белорусский номер.
Других белорусских номеров в моей жизни не было, из чего я делаю вывод, что привязанный номер к "Кошельку" тот самый, которым я пользовалась ровно 5ть дней и закрыла.
Вопрос, почему сервис "Кошелёк" взял номер не из Яндекс.Паспорта, а взял из сервиса "Такси"? Это одна экосистема, но Паспорт должен быть выше по иерархии?
Отвязать номер не получилось, потому что нужно ввести код подтверждения, который приходит на белорусский номер. А к нему доступа у меня уже давно нет. Пишу в техподдержку, моё сообщение регистрируют:
- по ссылке добавьте данных о себе
- распечатайте заявление, подпишите и пришлите скан
С первым пунктом справились, там есть возможность идентификации через ГосУслуги. У меня даже статус поменялся на "Кошельке" и сервис радостно информировал меня о том, что мне выпущена какая-то карта. Зачем? Я всего лишь пытаюсь поменять номер телефона.
Цимес этой истории начинается на втором пункте. Яндекс хочет, чтобы я прислала данные по паспорту, ИНН или СНИЛСу, указала место регистрации, право на работу и много чего ещё, что даст мне доступ к "Кошельку", в котором я сижу, к слову, по логину и паролю, как и в остальных сервисах Яндекса. + требует прислать скан и паспорта, и второго документа.
А вот теперь не окей. Яндекс.Деньги, дочка Яндекса, которая предоставляет сервис "Кошелёк", не являет банковской организацией (ЮЛ: ООО НКО). Зачем, спрашивается, им мои данные в таком объёме?
И ещё более важный вопрос: если этот сервис привязал номер, взяв его не из Паспорта, а наобум, то есть отнёсся попустительски к чужим персональным данным, то что тогда будет с моими собственными?
Нет, я не готова к такому повороту событий.
Идём дальше: на моё "Нет", техподдержка пишет, что видят операции по Кошельку, а ещё оказывается по ним должны были приходить смс-уведомления. Так что либо весь пакет документов, либо до свидания.
И тут мне стало действительно не по себе:
Дело в том, что оплата как коммуналки, так и других услуг, никогда не требовала от меня смс-подтверждения.
Повторяю, к "Кошельку" привязана моя банковская карта. И после этого сервис хочет ещё и данные паспорта вместе со снилс и инн?
Более того, техподдержка ссылается на закон для банков "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Но опять же повторяю, форма ЮЛ у них ООО НКО.
В общем, как итог, я абсолютно не рекомендую никому пользоваться сервисом Яндекс.Деньги и Яндекс.Кошелёк.
Так вот случайно оказывается, что к вашему аккаунту может быть подключён чужой номер телефона. А какая-либо логика его появления отсутствует.
Что касается меня, то начнём, пожалуй, разговор в офисе Яндекса в Бенуа, а закончим, видимо, исковым судебным заявлением. Потому что так обращаться с персональным данными, Яндекс, к сожалению, нельзя.