Каждый инвестор, подобно Форресту Гампу, мечтает вовремя вложить деньги в «какую-нибудь фруктовую компанию» (Apple Computers). Мне тоже очень захотелось иметь акции, которые когда-нибудь выстрелят и принесут баснословные прибыли.
В увлекательной игре под названием «фондовый рынок» я участвую с 2003 г. Сначала часть денег я вложил в российский паевой фонд акций. Позднее к нему добавился финский ПИФ, который вкладывает деньги инвесторов в индийские активы. Есть в моем портфеле и акции, которые я покупаю сам через брокера. Но со временем идея найти какую-нибудь перспективную бумагу или область вложений стала грызть меня все сильнее. В конце концов я перестал пополнять старые вложения и начал собирать деньги для долгосрочных инвестиций лет на 10—15.
Изначально своей «фруктовой компанией» я представлял предприятие альтернативной энергетики, которое выпускает солнечные батареи, ветряные генераторы или так называемые топливные ячейки. Понятно, что запасы нефти и газа не бесконечны, рано или поздно энергия ветра и солнца по своей себестоимости сравняется с «безальтернативной» энергией. Однако детальное изучение вопроса показало, что инвестировать в альтернативные источники энергии, пожалуй, пока рановато. По сравнению с себестоимостью традиционных способов производства энергии (в среднем $0,09 за 1 кВт ч) $0,25 за 1 кВт ч от солнечной батареи — это дорого.
Пришлось искать другую, не менее сильную и не менее глобальную инвестиционную идею. Я, конечно, знал о том, что многие страны испытывают серьезную нехватку пресной воды, что греки выключают воду, пока чистят зубы, а немцы редко когда принимают ванну. Но прежде я не смотрел на эту проблему с инвестиционной точки зрения.
Первым, кто привлек мое внимание к этой стороне дефицита воды, был инвестиционный гуру Дэвид Фуллер. Его сайт FullerMoney. сom я читаю время от времени. Однажды Фуллер спросил читателей, знают ли они какой-нибудь фонд, инвестирующий активы в воду.
Чтобы ответить на этот вопрос, я набрал в поисковой системе Google слова «water industry + investing» и стал знакомиться с новой для меня инвестиционной темой. Оказалось, в своем желании «пустить деньги на воду» я не одинок. В последнее время этот сектор переживает серьезный подъем, и перспективы у него самые радужные. «Только в США потребность в воде за последние 30 лет утроилась, в то время как население увеличилось лишь на 50%. Если все нынешние тенденции останутся в силе, к 2025 г. треть населения земного шара не будет иметь доступа к достаточно чистой питьевой воде. По этой причине мы все чаще говорим о воде как о топливе грядущего века», — прочел я в отчете аналитиков Goldman Sachs, посвященном водной промышленности.
На сайте компании Summit Global Management я обнаружил очень любопытную статистику. Оказывается, за любой произвольно взятый пятилетний отрезок акции американских водных компаний превосходили по доходности не только индекс S&P 500, но также любую другую отрасль промышленности США. А если брать период с 1989 по 2004 г., то получается, что портфель акций водных компаний вырос на 1219,56%, в то время как индекс S&P 500 поднялся лишь на 373,58%. Увидев эти цифры, я чуть было не поддался искушению купить акции таких компаний, как American Water Works Company (AWK), Philadelphia Suburban Corporation (PSC) или San Jose Water Company (SJW). Но это не совсем соответствовало моим целям — ведь я собирался инвестировать не только в американские активы, но в компании, которые находятся в разных странах мира.
Вскоре мне удалось отыскать несколько подходящих фондов. Но многие из них абсолютно недоступны для инвестора, который хочет вложить суммы до $10 000. Так, например, в швейцарской компании Pictet Asset Management, которая управляет фондом PF-Water-P Cap, мне пояснили, что заказ на покупку паев фонда должен исходить от банка. В российских банках мне сообщили, что эта услуга относится к разряду private banking. «Вот накопите $50 000, тогда и приходите к нам» — таков был смысл ответов.
Следует отметить, что у многих американских «водных» фондов входной билет еще дороже. Консультант по инвестициям в акции водной промышленности компании The Seidler Companies сказал мне по телефону, что минимальная сумма вложений у него составляет $150 000. А управляющий фондом Summit Offshore Water Equity Fund в ответ на мой запрос написал, что для индивидуальных инвесторов сумма вклада должна быть не меньше $250 000.
Но я не стал падать духом, не сложил руки, и вскоре удача улыбнулась мне. Я нашел именно ту инвестиционную возможность, о которой давно мечтал: срочный фонд Global Water Equities Portfolio, которым управляет компания Claymore Securities Inc. 54,68% его активов приходится на акции американских компаний, 7,47% — китайских, 6,92% — сингапурских, 6,08% — английских, а остальное распылено по другим странам мира. Состав инвестиционного портфеля фонда не меняется. Минимальная сумма инвестиций составляет всего лишь $250. Паи этого фонда обращаются на бирже и покупаются через брокера. Я подсчитал, что за все время инвестирования в фонд (а он будет ликвидирован в августе 2008 г.) я заплачу фиксированную комиссию в 4,45% от суммы начальных вложений.
Так что я купил паи Global Water Equities через компанию интернет-брокера Ameritrade, заплатив ей в качестве комиссии $24,99. Надо сказать, поначалу я потерял около 10% вложенных средств, но сейчас дела пошли на поправку. К 7 декабря мои паи подорожали уже на 2,6%.
Любопытно, что с недавних пор мое отношение к воде изменилось. Теперь, когда я чищу зубы, я стал, как и греки, выключать на время воду. Хотя это и противоречит моим интересам как инвестора.
Николай ФЕДЯНИН