«Нужна помощь! Директор заставляет идти на тренинг! Как избежать этого?!», «Как избавиться от последствий деструктивного тренинга? Все катится в какую-то пропасть!», «Пройти тренинг меня убедил коллега, заполнив за меня анкету и заплатив предварительный взнос 4000 руб.» — таких сообщений немало на форуме портала Sektam.net. Подобные групповые тренинги, на которых применяются психологическое давление, манипулирование людьми, создание жесткой стрессовой обстановки, эксперты давно уже относят к психокультам, объясняет психолог Мария Косухина, модератор портала Sektam.net.
Тренинги, включающие программы личностного роста, приобретали в последнее время для персонала многие крупные работодатели: «Мегафон», МТС, DHL, «Евросеть», BBDO, «Уралсиб», «Связной», как рассказали сотрудники этих компаний. Зачастую тренеры обещают изменить психологические установки и «трансформировать» мышление сотрудников, сделать их более «вовлеченными» в работу. Эти тренинги занимают неоправданно большую долю на рынке корпоративного обучения, считает Евгений Волков, руководитель магистратуры управления человеческими ресурсами Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ. Полезность для бизнеса таких программ сомнительна — так считают их участники и эксперты, опрошенные «Ведомостями».
Странные танцы
Алена, дизайнер небольшой компании, сходила на тренинг личностного роста по настоянию своего руководителя в минувшие выходные. Она очень не хотела туда идти, поскольку слышала отрицательные отзывы коллег, и под любыми предлогами переносила «обучение» еще с октября прошлого года. Но сейчас начальник поставил ультиматум — или развивайся, или будут приняты меры: «Одного моего коллегу, который отказался пройти тренинг, уже уволили под предлогом, что он не хочет личностно расти». По словам Алены, директор компании завлек на тренинги немало людей — туда сходили большинство его подчиненных и родственников. Пройдя первую ступень тренинга, Алена почувствовала только смятение. «У меня появилось желание обратиться к специалисту, чтобы тот сказал, все ли в порядке у меня с психикой», — говорит она.
«Мы ползали на четвереньках в темной комнате и собирали ртом бумажки, а потом танцевали на столах в полуголом виде», — вспоминает менеджер сети сотовой связи, прошедший вместе с коллегами тренинг личностного роста. И это только часть странных упражнений, которые пришлось выполнять по воле работодателя. Участники подобных тренингов подписывают «соглашение о неразглашении» того, что происходит на занятиях. Кроме того, собеседник «Ведомостей» продолжает работать в компании, пославшей его на тренинг, поэтому он попросил об анонимности.
Полина Рычалова, работавшая менеджером по обучению и развитию компании «Рольф», сама решила пойти на тренинг личностного роста на базе технологии лайфспринг. Она психолог по образованию и знала, какие методы там используют. «Мне хотелось профессиональных и карьерных перемен, я намеренно стремилась дать себе эмоциональную встряску», — объясняет она. Ей хватило одной ступени, чтобы понять: техники манипуляции и жесткого воздействия в отношении нее не работают, более того — они ей неприятны. Для нее тренинг оказался пустой тратой времени и денег.
У Юлии Пшеницыной было два опыта участия в тренингах личностного роста. Первый раз туда ее направила компания «Амплуа-брокер», где она работала руководителем проектов. Опыт показался Пшеницыной полезным: «Вышла я оттуда с чувством эйфории, многое удалось переосмыслить». Поэтому на следующем месте работы — в компании DHL, где она была руководителем отдела по обучению и развитию, — организовала подобный тренинг для топ-менеджеров. Второй раз показал, что не всем и не всегда этот инструмент подходит.
Человек, вернувшийся с такого тренинга, около двух недель испытывает эйфорию и за это время успевает разрекламировать компанию или тренера, его проводившего, убеждена Вера Елисеева, эксперт в области HR и управления. «Я помню, как мои коллеги и знакомые не раз пытались меня туда заманить», — говорит она. Кроме того, сами тренеры обычно хорошо умеют продавать свои услуги, используя в том числе и манипулятивные методы, добавляет Елисеева.
Мода на личностный рост
Бывает, что сам руководитель компании увлекается подобными тренингами: они дают ему психологическую встряску, помогают
«По сравнению с 90-ми мало что изменилось: кризис лишь усилил тягу работодателей к сомнительным методам совершенствования персонала», — говорит Ростислав Прокопишин, научный сотрудник Психологического института РАО. Он расскаказал, что к нему не раз обращались жертвы таких тренингов, которые жаловались, что на них оказывают психологическое давление авторитарные тренеры или активные участники тренинговых «команд». К Прокопишину обратилась за помощью и дизайнер Алена, которая считает, что пострадала от тренинга, навязанного ей начальником.
Таких пострадавших не счесть. «Гендиректор сначала сам прошел тренинг на базе лайфспринга, потом отправил туда своих замов и начальников отделов», — рассказал Дмитрий, бывший руководитель отдела продаж торговой компании. Всем, кто отказывался идти на тренинг, грозили лишением квартальной премии. Дмитрий отказался по простой причине: на тренингах компании, с которой его руководство заключило контракт, он уже был. «Это никакой не тренинг, а вынос мозга плюс мошеннические способы продвижения своих услуг: с помощью подписания особого документа каждый участник обязуется привести на тренинг несколько человек», — говорит Дмитрий. Первая ступень тренинга длилась три дня, вторая — пять, а третий лидерский курс — три месяца (занятия занимали все выходные). «Мои коллеги стали вести себя очень странно: например, финансовый директор в рабочее время увлекся благотворительными проектами, в моем отделе из девяти человек адекватных осталось четверо: те, кто отказались от тренингов. У тех, кто туда ходил, деловые качества, и в частности показатели продаж, ухудшились: они мало отдыхали, поскольку все вечера и выходные проводили на занятиях, замечает Дмитрий. По его словам, руководство компании оставило его в покое лишь после того, как он пригрозил привести адвоката. Участие в таких тренингах противоречит трудовому договору, который я подписывал, заявил он.
Посылать сотрудников на тренинги личностного роста, на которых используются психотерапевтические методы, — это моветон, по идее работодатель должен подписывать с людьми соглашение, считает Мария Велли, директор по развитию «Института тренинга — АРБ Про». Все личностные изменения происходят постепенно и трудно и при условии высокой мотивации самого человека на эти перемены и формировать такие изменения с помощью тренингов неэффективно, а иногда рискованно, объясняет она. В лучшем случае такое обучение обернется пустой тратой времени и денег. Если после тренинга сотрудник пишет заявление об уходе или впадает в депрессию, то это, безусловно, вредный тренинг, убеждена Велли. Она рассказала, что однажды ее компании пришлось участвовать в тендере со странной задачей. Крупная розничная компания хотела, чтобы сотрудники после тренинга задумались, свое ли место занимают. Те, кто усомниться в этом, должны были уволиться. «Мы отказались участвовать в таком проекте», — заметила Велли.
Вышел в эфир
В январе 2010 г. бизнес-тренер Владимир Герасичев провел в эфире Первого канала групповой тренинг «Контекст, или искусство быть счастливым». Эта передача возмутила психолога Ольгу Шихову, и она написала письмо Константину Эрнсту с призывом прекратить ее показ, которое подписали 185 человек, около трети из них — психологи. Герасичев известен тем, что одним из первых в России стал проводить тренинги по технологии лайфспринг, об этом он сам рассказывает в своем блоге, говорит Шихова. В письме говорилось, что на тренинге используются недопустимые с точки зрения профессиональной этики вещи. «В США против тренеров, работающих по методике лайфспринг, возбуждено несколько уголовных дел, среди которых есть доказанные случаи вины, рассказала Шихова. И привела в пример историю женщины-астматика, которой на тренинге сказали, что она может обойтись без таблеток, и она умерла
Работодатели не жалуются
В тренинге лидерства, который проводится на этой неделе в Самаре, участвуют руководители Поволжского филиала «Евросети», рассказали в компании. Тренинг происходит в форме диалога ведущего с участниками. Сотрудники дают ответы и аудитории, и самим себе, какие цели для них являются первоопределяющими, что движет ими в карьере и личной жизни, есть ли внутренние резервы и потенциал для роста. Участие в тренингах входит в программу обучения кадрового резерва или молодых руководителей. Среди тренеров, которых привлекает «Евросеть», — известные и легендарные специалисты, отметили в компании, например Павел Ромашин, специалист по проведению открытых тренингов личностного роста.
В компании МТС тренинги личностного роста проводили для сотрудников создающейся розничной сети, отметили в компании. Стояла задача быстро объединить этих людей общими целями и настроить на эффективное решение задач, и тренинг помог добиться этой цели.
Совсем недавно сотрудники «Уралсиба» прошли два тренинга — «Управление взаимодействием через знания психотипов и их подсознательное влияние» и «Интегральное развитие лидера».
Благодаря тренингам личностного роста сотрудник приходит к осознанию установок и принципов, ранее скрыто определявших его жизнь и создававших ему различные сложности, говорит Екатерина Успенская, директор по управлению персоналом банка «Уралсиб». На практике получается так, что люди, которые много внимания уделяют личностному росту, чаще оказываются более эффективными и продуктивными и это, как следствие, позитивно сказывается на их карьерном росте, отметила она.
Елена ГОРЕЛОВА