• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Обзор прессы

Эскорт для миллионов

Мониторинг банковской прессы
Дата публикации: 05.12.2011 15:27
2 254
Время прочтения: 8 минут
Источник
Эксперт-Северо-Запад
​

Единицы кредитных организаций из тех, что заявляют о наличии услуг «частного банкира», на самом деле могут предложить полный набор опций, который предполагает классический private banking (РВ). Лимиты по капиталу, которым должен обладать клиент, чтобы претендовать на частное обслуживание, также существенно разнятся.

Во многом разрозненность рынка и отсутствие четких критериев того, какой набор услуг в российских банках можно озаглавить private banking, обусловлены сравнительной молодостью этого бизнеса. Но есть здесь и лукавство самих банкиров: они заинтересованы в обеспеченных клиентах, и ради их привлечения многие склонны употреблять данный термин скорее для красного словца.

«Большинство российских игроков, которые утверждают, что работают в сфере РВ, на самом деле предлагают клиентам некий upgrade услуг своего розничного подразделения. Другими словами, предлагают чуть более привлекательные условия по депозитам, персонального менеджера, более комфортное обслуживание (дорогостоящие апартаменты, более квалифицированный и любезный, чем в рознице, персонал), — рассказывает главный исполнительный директор УРАЛСИБ | Банк 121 Андрей Веклов. — Качественное же отличие от розничного подразделения можно видеть в небольшом количестве случаев». Кроме того, для некоторых российских банков характерно убеждение, согласно которому РВ — это некие дополнительные (адаптированные для VIP-клиентов) услуги, больший фокус на качество обслуживания, но не более, поясняет он.

Порог отсечения

Далеко не все банки, декларирующие наличие РВ, обладают необходимой инфраструктурой, продуктовой линейкой и персоналом, чтобы качественно развивать данное направление. Конечно, private banking — это всегда VIP-обслуживание, но оно далеко не всегда private banking. «Private banking кардинально отличается от розничных и инвестиционных банков и по продуктовому предложению, и по подходу, и по идеологии, — продолжает Андрей Веклов. — В моем представлении РВ — это в первую очередь wealth management (ВМ), управление благосостоянием, что подразумевает большой спектр задач, которые реализуются клиентом совместно с его персональным менеджером на протяжении длительного срока (идеальный вариант — на протяжении всей жизни). Поэтому я ставлю знак равенства между РВ и wealth management». При этом многие банкиры забывают, что управление ликвидностью клиента, консультации по вопросам налогообложения, анализ ситуации для клиента с точки зрения как финансов, так и налогов, оказание помощи в вопросах передачи наследства — неотъемлемые части ВМ, а соответственно, и РВ.

В России не определена планка минимального размера средств, которые клиент должен передать в управление банку, с тем чтобы претендовать на статус наивысшего уровня. Границы по стартовым лимитам сильно размыты. «К сожалению, в России до сих пор в понятие РВ включается чуть ли не любая услуга, которую клиенту предоставляет специально выделенный банком персональный менеджер, что, разумеется, в корне неправильно, — подтверждает директор департамента по работе с VIP-клиентами ВТБ24 Александр Тарасов. — В нашем банке, к примеру, две категории клиентов премиального уровня, которые получают в качестве одной из опций пакета банковских услуг персонального менеджера. Однако лишь третья категория клиентов обслуживается по стандартам РВ мирового уровня — просто потому, что целый ряд банковских продуктов, скажем вклады в континентальном китайском юане, доступны лишь при наличии определенного объема денежных средств. В этом и заключается сегментоориентированный подход». Так, минимальный объем средств, которые необходимо передать в управление ВТБ24, чтобы получить обслуживание по стандартам РВ, составляет 15 млн рублей, или 500 тыс. долларов. В УРАЛСИБ | Банк 121 этот порог повыше — здесь ожидают, что клиент в течение первого года готов разместить с участием банка не менее 1 млн долларов в различных активах.

«Европейский РВ предусматривает работу с клиентами, чье состояние оценивается от 5 млн долларов и выше. В России цифры ниже, — констатирует управляющий филиала Ситибанка в Санкт-Петербурге Руслан Беляев. — Как правило, отечественные банки определяют минимальные требования в размере от 300—500 тыс. долларов, среднестатистический клиент имеет состояние от 1 млн долларов».

Однако есть и более скромные лимиты. Например, в НОМОС-БАНКе нижний уровень составляет 5 млн рублей, к потенциальным клиентам РВ в банке «Зенит» относят российских и иностранных граждан с положительной деловой репутацией, готовых разместить для обслуживания в московском офисе 6 млн рублей или эквивалент в иностранной валюте, а для обслуживания в региональном подразделении — 3 млн рублей.

Не только доверие

Отчасти меньшие запросы отечественных «частных банкиров» объясняются тем, что при более высоком пороге входа они вступают на жесткое конкурентное поле европейских банков, в том числе швейцарских, которые все же считаются более надежными с точки зрения сохранения средств. «Российские миллионеры предпочитают большую часть средств держать на счетах западных банков, преимущественно швейцарских. По расчетам PricewaterhouseCoopers, доля таких активов у отечественных хайнетов составляет примерно 80—90%, — говорит Андрей Веклов. — До финансового кризиса ситуация была иной: такого явного дисбаланса в размещении средств не наблюдалось. Российским частным банкам (private banking) удавалось активнее вовлекать клиентов в средне- и долгосрочные инвестиции в стране».

Решение о том, отдавать средства в управление «частным банкирам» на родине или за рубежом, российский клиент принимает, исходя не только из убежденности, какой банк надежнее, но и из своих целей. Если приоритет — сохранение капитала, то основания доверить деньги иностранцам весомее. Большую доходность способны обеспечить скорее отечественные игроки. «Главное конкурентное преимущество российских банков — лояльная тарифная политика по услугам PB и высокая доходность по депозитной линейке для VIP-клиентов по сравнению с зарубежными конкурентами», — полагает начальник управления развития Банка БФА Нелли Хрыкова.

При этом европейские банки более консервативны и в выборе инвестиционных инструментов. Экспертиза швейцарских банков, как правило, распространяется на голубые фишки, специализированные продукты, высоколиквидные ADR, GDR, ETF. С российским рынком, тем более с компаниями второго эшелона, инвестиции в которые нередко очень прибыльны, они предпочитают не работать. «Сочетание небольшой доходности по консервативным инструментам и высоких комиссий за обслуживание для многих отечественных клиентов непривычно, а для некоторых — неприемлемо», — дополняет Веклов.

Российские банкиры уверены, что могут противопоставить зарубежным конкурентам более клиентоориентированный подход. «На Западе достаточно осторожно относятся к российским клиентам. А есть и так называемая категория РЕР (politically exposed person): они практически в черном списке иностранных банков. Да и в целом, если клиент хочет открыть счет в Лондоне, процесс его проверки у банка может занять два-три месяца, — комментирует вице-президент НОМОС-БАНКа Алина Бисембаева. — У нас, конечно, все более оперативно и клиентоориентировано. Кроме того, в зарубежных банках есть лишь русский desk с русскоговорящим менеджером. А это люди, которые уже давно живут за границей и потеряли связь с Россией. Они могут предлагать продукты и услуги на русском языке, но, как правило, не всегда имеют возможность правильно определить желания и потребности клиента».

На руку отечественным банкирам играет и кризис в Европе — уверенность в исключительной надежности европейских банков у некоторых отечественных клиентов слегка уменьшилась. «Состоятельные клиенты поняли, что надежность банка не всегда зависит от его юридической прописки, и кризис 2008 года это подтвердил. Поэтому они считают, что надежнее хранить свои личные деньги в нескольких банках, в том числе в российских», — отмечает Александр Тарасов.

Эскорт-услуги

Классический PB включает в себя целый ряд направлений: помимо собственно финансовых услуг (банковских и инвестиционных продуктов, управления капиталом) он предполагает нефинансовые опции. Это альтернативные инвестиции (коллекции картин, винные коллекции, вложения в драгоценности, хедж-фонды, структурированные продукты), консультационные услуги по налоговому и валютному законодательству, юридическое сопровождение, консьерж-сервис (заказ билетов, бронирование гостиниц, организация туров и др.). В основном отечественные банки концентрируются на финансовой составляющей услуг.

«В России основными продуктами PB являются вклады и консультационные услуги по вопросам принятия инвестиционных решений для состоятельных клиентов, — комментирует Руслан Беляев. — Однако все большая роль отводится небанковским услугам, таким как налоговое планирование и юридическая поддержка, консультации по инвестициям в недвижимость в России и за рубежом, составление различных коллекций (предметов искусства, антиквариата). В некоторых банках состоятельным клиентам доступны услуги life-style. Чаще всего это договоренности с компаниями-партнерами о скидках, поздравления с праздниками, организационная и информационная поддержка и многое другое».

По мере ужесточения конкуренции банкам, если они всерьез решат развивать услуги «частного банкира», придется задуматься о расширении количества опций. Так, например, далеко не все способны должным образом организовать тот же Family office. «Потребность в Family office возникает, когда состояние преодолевает тот рубеж, за которым системный подход к управлению вкладами, активами, имуществом, юридической защитой, медицинскими сервисами и созданием комфортных условий для жизни состоятельной семьи становится крайне необходимым. Рубежом принято считать сумму 10 млн долларов, — говорит Нелли Хрыкова. — Рынок данных услуг в России практически не развит. Ряд банков предлагают набор сервисов, которые составляют только небольшую часть Family office. Это услуги по организации качественного расходования средств на потребности семьи (отдых, образование, медицина и т. д.). В то время как главной задачей Family office остается приумножение накопленного семейного благосостояния».

Чтобы качественно и в полной мере удовлетворить потребности очень состоятельных людей, кредитным организациям необходимы крупные инвестиции. «Организация частного банковского обслуживания — крайне затратное мероприятие, требующее приобретения выделенного офиса и найма квалифицированных специалистов, дефицит которых на рынке ощущается очень остро», — замечает генеральный директор департамента частных инвестиций банка «Зенит» Андрей Лиховид.

Сегодня, по данным Ситибанка, число состоятельных клиентов в России составляет около 1 млн человек, общий объем денежных средств — порядка 3,4 трлн рублей. В сегменте клиентов, располагающих 1 млн долларов и выше, — 118 тыс. человек и 9 трлн рублей соответственно. И банкиры рассчитывают, что эта аудитория будет расти. Но многим игрокам необходимо существенно поработать над приближением к европейским стандартам, чтобы за вывеской private banking не скрывалось лишь розничное обслуживание с рядом привилегий для клиентов.

Ольга ВЕЛИКАНОВА

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

«Из-за запаха с соседнего участка не могу находиться на даче»: куда жаловаться в такой ситуации
«Из-за запаха с соседнего участка не могу находиться на даче»: куда жаловаться в такой ситуации
07.05.2025
7085
Объяснили, какие постройки на дачном участке надо регистрировать
Объяснили, какие постройки на дачном участке надо регистрировать
07.05.2025
5985
С 1 марта 2025 года у россиян могут изымать запущенные дачи: как избежать штрафов и проблем
С 1 марта 2025 года у россиян могут изымать запущенные дачи: как избежать штрафов и проблем
05.05.2025
7366
Шумные соседи по даче: что делать и когда можно жаловаться в полицию
Шумные соседи по даче: что делать и когда можно жаловаться в полицию
04.05.2025
25830
Снегопад на майские: как защитить растения на даче
Снегопад на майские: как защитить растения на даче
03.05.2025
6704
Цветы, за которые можно получить срок: что нельзя сажать на даче в 2025 году
Цветы, за которые можно получить срок: что нельзя сажать на даче в 2025 году
02.05.2025
11941
Как пожарить мясо, чтобы ничего не нарушить в майские праздники
Как пожарить мясо, чтобы ничего не нарушить в майские праздники
01.05.2025
11495
«Премиально» развели: как под видом вклада оформили страховой полис
«Премиально» развели: как под видом вклада оформили страховой полис
30.04.2025
8676
Вложился в золото и остался в минусе: как не потерять деньги на металлических счетах
Вложился в золото и остался в минусе: как не потерять деньги на металлических счетах
29.04.2025
13172
Под видом вкладов банки оформляют пенсионерам ИИС: что это и как вернуть деньги в полном объеме
Под видом вкладов банки оформляют пенсионерам ИИС: что это и как вернуть деньги в полном объеме
28.04.2025
117723

Материалы по теме

Больше всего займов берут Близнецы, а Весам чаще одобряют крупные суммы: исследование МКК «Срочноденьги»
Валютные проверки ЦБ в банках и ситуация в «Тинькофф». Обзор прессы 19 мая
DB закрыл счета российских банков, а клиенты жалуются на Сбербанк. Обзор прессы 18 мая
Валютный рекорд России и взлет цен на сантехнику. Обзор прессы 17 мая
Главная Новости Обзор прессы Эскорт для миллионов
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+