«Аэрофлот» предпочитает брать самолеты в лизинг у российских компаний. Их условия стали не хуже, чем у иностранных конкурентов.
На внеочередном собрании 15 октября акционерам «Аэрофлота» предстоит одобрить две лизинговые сделки — на 50 Boeing 737 Next Generation у «Авиакапитал-сервиса» («дочка» «Ростеха») и на пять А321—200 у Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК, на 100% принадлежит государству). Об этом говорится в материалах к собранию акционеров. Пять А321—200 заказывал у Airbus сам «Аэрофлот» в 2008 г. Поставка должна была начаться в этом году. Теперь авиакомпания передает контракт ГТЛК, а самолеты возьмет у нее в лизинг.
За каждый самолет по контракту с Airbus «Аэрофлот» должен был заплатить по $58,3 млн. Аванс в $43,7 млн уже уплачен. Остальное производитель получит в момент поставки лайнеров, но уже от ГТЛК, которая вернет «Аэрофлоту» аванс.
Аренда каждого А321—200 у ГТЛК обойдется «Аэрофлоту» в $460 000 в месяц. А за 12 лет (срок лизинга) авиакомпания заплатит $331,2 млн. Бывший начальник службы планирования парка «Аэрофлота» Сергей Колтович отмечает, что ставка лизингового платежа рассчитывается как 0,0075% от поставочной цены самолета. Таким образом, по этой формуле «Аэрофлот» должен был бы платить ГТЛК $437 250 в месяц за аренду каждого самолета. А всего за 12 лет платежи составили бы $314,8 млн.
Представитель авиакомпании парирует, что «Аэрофлот» проводил тендер на этот контракт и ГТЛК предложила «наиболее конкурентные условия, совет директоров одобрил решение конкурсной комиссии».
До 2012 г. «Аэрофлот» брал в аренду самолеты иностранного производства исключительно у зарубежных лизинговых компаний (GECAS, RBS, ILFC и проч.). Но теперь новые контракты подписывает преимущественно с компаниями из России или стран бывшего СССР. В 2012—2013 гг. «Аэрофлот» взял в аренду у «ВЭБ лизинга» три А321—200 и шесть Boeing 777—300ER, а также семь А321—200 у литовской AviaAM Leasing AB.
«Все чаще условия, предлагаемые российскими структурами, оказываются выгоднее», — объясняет представитель «Аэрофлота». «Отечественные компании конкурентоспособны», — уверяет гендиректор лизинговой компании «Ильюшин финанс» Александр Рубцов. Они, как и зарубежные лизинговые компании, занимают деньги у американских и европейских банков, привлекают гарантии экспортно-импортных агентств. Например, для сделки с «Аэрофлотом» по трем А321—200 «ВЭБ лизинг» получил гарантии европейских экспортно-кредитных агентств Euler Hermes (Германия), Coface (Франция) и ECDG (Великобритания).
UTair в ноябре 2012 г. тоже подписала контракт на 20 А321 с «ВЭБ лизингом». Гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов говорит, что «ВЭБ лизинг» действительно дает «хорошие условия — ничуть не хуже, чем западные лизинговые компании, в первую очередь это связано с взаимодействием с экспортно-импортными агентствами».
Авиакомпании действуют «весьма осмысленно», считает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Более высокие лизинговые ставки российские компании могут компенсировать более либеральным отношением к рискам. Россия ратифицировала Кейптаунскую конвенцию, но страна еще не включена в список менее рискованных стран, который составляет ОЭСР. Следовательно, «кейптаунская скидка» для российских компаний при лизинге самолетов пока не действует. Кроме того, говорит Рыбак, у правительства есть программы по компенсации лизинговых платежей, чтобы высокую стоимость денег в нашей финансовой системе привести к зарубежной практике аренды самолетов.
Ирина МОКРОУСОВА