В Издательском доме «Гудок» состоялась деловая встреча «Рынок лизинга подвижного и тягового состава — 2014. Текущие проблемы и перспективные ниши». Участники дискуссии констатировали, что лизинговый сегмент рынка железнодорожной техники переживает не лучшие времена. Однако предполагаемые меры государственной поддержки для популяризации инновационных вагонов, а также востребованность операторами специализированного подвижного состава дают лизинговым компаниям основания для сдержанного оптимизма.
Список участников
Авсейков Сергей Александрович, ОАО «Новая перевозочная компания», начальник департамента маркетинга и развития
Александров Андрей Игоревич, ООО «Газтехлизинг», начальник управления поставок МТР
Барабанщиков Андрей Валерьевич, ОАО «Желдорреммаш», заместитель начальника управления по связям с общественностью
Барков Андрей Владимирович, ООО «Альфа-Лизинг», генеральный директор
Беленкова Марина Вячеславовна, ЗАО «Сбербанк Лизинг», директор проекта
Бойко Михаил Олегович, ОАО «Уралвагонзавод», начальник отдела маркетинга дивизиона железнодорожной техники
Бочаров Андрей, ООО «Райффайзен-Лизинг», старший менеджер проектов отдела лизинга оборудования
Бурова Людмила Сергеевна, ОАО «РЖД», заместитель начальника отдела финансовых вложений и управления рисками департамента корпоративных финансов
Великанов Михаил Валерьевич, ОАО «ФГК», начальник отдела лизинга и страхования подвижного состава
Венерский Денис Владимирович, ООО «Промхимтранс», генеральный директор
Горелов Игорь Михайлович, ЗАО «РейлИнвестМенеджмент», генеральный директор
Дмитриев Сергей Юрьевич, ООО «Лизинговая компания «Базис Лизинг», заместитель генерального директора по работе с финансовыми институтами
Ермаченкова Анастасия, ООО «Райффайзен-Лизинг», заместитель руководителя отдела лизинга оборудования
Ершов Вячеслав Владимирович, ООО «ИнтерРейл», исполнительный директор
Ефремова Лариса Владимировна, Группа БДО, партнер, вице-президент Объединенной лизинговой ассоциации
Исмаилова Мария Арифовна, ООО «Лизинговая Компания Вагонпарк», финансовый директор
Котельникова Татьяна Андреевна, ООО «Транс-Логик Траст», генеральный директор
Кудряшова Ольга Валерьевна, ООО «АТБ-Лизинг», начальник управления по работе с клиентами
Кунгурова Анна Викторовна, ООО «Газтехлизинг», ведущий менеджер отдела лизинговых операций
Лукьянова Ольга Вениаминовна, Некоммерческое партнерство операторов железнодорожного подвижного состава, председатель
Минаев Сергей Анатольевич, ООО «РТ Оператор», начальник отдела логистики
Мокина Галина Макаровна, Gradalogistic Group, директор по развитию и корпоративному управлению
Никифоров Вадим, ООО «БАЛТТРАНССЕРВИС», специалист по внутриэкономическим проектам
Овсянникова Наталья Валерьевна, ООО «Мечел-Транс», заместитель директора департамента вагонного хозяйства
Плютин Александр Иванович, ЗАО «РейлИнвестМенеджмент», заместитель генерального директора
Попов Дмитрий Олегович, ООО УК «ТрансВагонСервис», заместитель генерального директора по экономике
Починок Наталия Александровна, ООО «Транспортный актив», финансовый директор
Рачковский Эдуард Анатольевич, ООО УК «РэйлТрансХолдинг», член правления, директор по экономике и финансам
Ретюнин Александр Сергеевич, Издательский дом «Гудок», главный редактор (ведущий)
Ронкин Александр Борисович, ООО «Лизинговая компания «Базис Лизинг», генеральный директор
Савчук Владимир Борисович, Институт проблем естественных монополий, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта
Торбин Борис Борисович, ООО «Транспортный актив», генеральный директор
Ульянников Александр Сергеевич, ОАО «Уралвагонзавод», начальник управления реализации продукции дивизиона железнодорожной техники
Халилова Анастасия Николаевна, ЗАО «Сбербанк Лизинг», директор департамента по работе с крупнейшими клиентами
Хорошилов Владимир Алексеевич, Brunswick Rail, заместитель генерального директора, директор по развитию бизнеса
Шамсиев Рафаэль Маратович, ООО «БАЛТТРАНССЕРВИС», начальник вагонного отдела
Шаповалов Евгений Вячеславович, ОАО «ВЭБ-лизинг», начальник отдела проектного финансирования лизинговых операций
Сложности выбора
Не всегда ясны критерии, по которым «инновационный» вагон отличается от обычного
Объем рынка лизинга грузовых вагонов в 2013 году по отношению к 2012-му существенно сократился. Эксперты называют разные цифры. Самая скептическая оценка — сокращение на 30%. Тем не менее именно лизинг остается одним из главных инструментов привлечения подвижного состава. И от того, как будет функционировать и развиваться эта отрасль, будут зависеть темпы обновления парка на сети и финансовое положение игроков железнодорожного рынка.
Последние два года, признали участники деловой встречи, были особенно непростыми как для самих лизинговых компаний, так и для игроков «первого плана» рынка грузовых перевозок — операторов и грузовладельцев, пишет «Гудок». И во многом на ситуацию повлияли внешние факторы.
«Мы переживаем системный кризис. Вопрос стоит о том, насколько длительным будет этот период и сколько участников останется на рынке после окончания этого периода, — отметил заместитель генерального директора, директор по развитию бизнеса Brunswick Rail Владимир Хорошилов. — Оценки даются разные, но я считаю, что они во многом зависят от ситуации не у нас в отрасли, а от экономической ситуации в России и мире в целом».
У самой Brunswick Rail, по словам топ-менеджера компании, объем новых клиентов в прошлом году сократился в несколько раз. И эта тенденция продолжится.
«В то же время вагоны нового поколения и специализированный подвижной состав остаются востребованными. В этом году мы приобрели около 2 тыс. новых вагонов и надеемся, что до конца года эта цифра увеличится в несколько раз. При этом очень трудно сегодня спрогнозировать емкость рынка. Но я смотрю позитивно на наши перспективы и надеюсь, мы выйдем из кризиса. То ли это будет начало 2015 года, то ли 2017-го — мы можем долго спорить на этот счет. Единственное, что мы точно можем констатировать, — это то, что нам предстоит достаточно сложный длительный период», — резюмировал Владимир Хорошилов.
Директор департамента по работе с крупнейшими клиентами ЗАО «Сбербанк Лизинг» Анастасия Халилова согласилась с тем, что последние два года были непростыми как для лизингодателей, так и для лизингополучателей. Однако, по ее мнению, в дальнейшем появятся инструменты для прогнозирования количества подвижного состава на сети.
«В целом и для РЖД, и для государства будет понятна ситуация по списанию подвижного состава и четкая регулировка, что делать дальше: как стимулировать производителей и покупателей, — подчеркнула она. — Для «Сбербанк Лизинга» два года были довольно удачными. По сути, на текущий момент мы находимся в выигрышной ситуации по отношению к другим участникам рынка лизинговых услуг. Мы достаточно бодро смотрим на рынок, делая акцент на инновационных вагонах и локомотивах, но при этом не забываем про специализированный подвижной состав».
И все же самый перспективный сегмент для лизингодателей, по мнению представителя «Сбербанк Лизинга», именно инновационные вагоны. Особенно с учетом принятого Правительством РФ постановления № 41 о предоставлении лизинговым организациям субсидий на приобретение такого рода техники.
Напомним, документ предусматривает реализацию двух основных мероприятий. Первое из них — предоставление субсидии российским лизинговым компаниям в течение первого года действия кредитного договора по займам, полученным на приобретение грузовых инновационных вагонов с осевой нагрузкой 25 тс и выше, в размере 90% ставки рефинансирования Центрального банка при условии предоставления скидки лизингополучателю. Второе — предоставление субсидии лизингодателям для компенсации выпадающих доходов при предоставлении скидки по уплате авансового платежа при условии приобретения аналогичных вагонов, а также предъявления покупателем свидетельства о сдаче старого вагона на утилизацию. Таким образом, покупателю инновационного вагона предоставляется право выбора: либо предъявить в лизинговую компанию свидетельство об утилизации старого вагона и получить скидку на оплату авансового платежа по договору лизинга при покупке нового инновационного вагона с осевой нагрузкой 25 тс и выше, либо приобрести инновационный вагон с получением льготных условий лизинга.
Однако нюансы предлагаемых механизмов пока что мало понятны рынку. Это доказывает пул из более чем 40 вопросов от лизинговых компаний и операторов, собранный по инициативе одного из производителей инновационных вагонов — «Уралвагонзавода», — для того, чтобы адресовать их Минпромторгу. В результате на площадке министерства была организована встреча, где чиновники дали разъяснения по всем острым и непонятным участникам рынка пунктам.
По словам партнера финансовой группы аудиторской практики BDO в России, вице-президента Объединенной лизинговой ассоциации Ларисы Ефремовой, еще ни одна лизинговая компания — даже крупная — не рискнула воспользоваться механизмами постановления. «Слишком много непонятных нюансов», — подтвердила она.
«Я думаю, лизинговые компании будут поначалу опасаться, что после предоставления ими скидки им откажут по каким-то причинам в предоставлении субсидий. Ведь механизмы прописаны, но решения принимаются кредитным комитетом.
И неизвестно, как кредитный комитет будет вести себя по субъективным моментам. То есть риск есть, и он очень большой, — предположила она. — Но надеемся, что крупные компании вскоре все же рискнут».
Маргарита МЕНЬШАКОВА
Прямая речь
Анастасия Ермаченкова, заместитель руководителя отдела лизинга оборудования ООО «Райффайзен-Лизинг»:
— Я отношусь к постановлению № 41 как к безусловной поддержке операторских и лизинговых компаний. Это некий шаг навстречу этих двух сторон. Но однозначно сказать, что эта мера будет эффективна, пока очень сложно. В этой связи хочется ознакомиться с мнениями операторов: насколько они оценивают эффективность приобретения инновационного подвижного состава, насколько он даст добавленную стоимость с точки зрения эффективности финансовых потоков. Ведь не будем скрывать, что инновационный подвижной состав стоит дороже, несмотря на его положительные эксплуатационные характеристики. Лизинговые компании, безусловно, будут смотреть на этот актив прежде всего глазами оператора: насколько он видит в этом смысл. И соответственно, ликвидность актива будет оцениваться таким образом. Что касается самой скидки: тоже спорный вопрос, насколько она компенсирует затраты, которые в конечном итоге будут ложиться на плечи грузоотправителей, потому что они будут заложены в ставку.
Ольга Лукьянова, председатель Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава:
— Прошлый год был очень тяжелый, операторы — и малые и крупные — опустили ставки, заработки снизились очень сильно, порой мы работали в ноль. Ситуация осложняется сейчас тем, что обострились неплатежи за наши услуги со стороны грузовладельцев. И на данный момент мы — 50 операторских компаний — анализируем ситуацию и понимаем, что выживают те компании, которые не имеют лизинговых платежей. То есть те, кто уже купил свой подвижной состав или кто имеет параллельный бизнес. Да, есть операторские компании, которые рассматривают на перспективу приобретение подвижного состава через лизинг. Но мы хотим услышать от лизинговых компаний условия снижения ставок, а также снижения первоначального взноса. В этом случае мы еще готовы задуматься о лизинге. В нынешних же реалиях о приобретении нового подвижного состава операторские компании не задумываются, так как мы вынуждены будем закладывать в вагонную составляющую лизинговые платежи, к чему грузовладельцы сейчас не готовы совершенно.
Лариса Ефремова, партнер Финансовой группы аудиторской практики BDO в России, вице-президент Объединенной лизинговой ассоциации:
— Есть данные, что если в 2012 году лизинг железнодорожного транспорта составлял 41,3%, то сейчас он находится на уровне 35,3%. Снижение будет наблюдаться и дальше, и
Особое мнение
Владимир Савчук, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий
— Согласно инерционному варианту, предусмотренному в проекте «Стратегии развития транспортного машиностроения до 2030 года», разработанному ИПЕМ в 2013 году по заказу Минпромторга, в 2015—2020 годах объем рынка грузовых вагонов составит не менее 600 млрд руб. В этот же период объем рынков другого подвижного состава — локомотивы, моторвагонный подвижной состав, путевая техника, пассажирские вагоны — составит около 540 млрд руб., из которых вторым по объемам является рынок локомотивов — более 250 млрд руб., пассажирских вагонов — более 200 млрд руб., путевых машин — более 50 млрд руб. На фоне снижения производства предприятий транспортного машиностроения развитие лизинга может оказать позитивное влияние не только на эту отрасль промышленности, но и на экономику России в целом. Фактически субсидирование лизинговых процентных ставок на несколько миллиардов рублей ежегодно может создавать совокупные эффекты и прирост доходов бюджетной системы в размере нескольких десятков миллиардов рублей. Развитие института лизинга подвижного состава можно назвать одной из антикризисных мер, позволяющей решить проблему сохранения и даже существенного увеличения выпуска продукции по ряду позиций. В то же время применение инструмента лизинга позволит в короткие сроки решить проблему дефицита тягового подвижного состава.
Маневровая техника — один из перспективных сегментов для лизинга. Потребителями в этой сфере являются не только ОАО «РЖД», но и промышленные предприятия, предприятия промышленного железнодорожного транспорта. Несмотря на его относительно небольшой объем, на нем присутствует ряд платежеспособных производственных компаний, предъявляющих спрос на обновление устаревшего подвижного состава. Лизинг является для таких компаний комфортным инструментом, с помощью которого они могут добиться оптимизации инвестиционной и налоговой нагрузки и снизить издержки на транспорт. Положительный опыт лизинга грузовых вагонов способен стимулировать запуск лизинга маневровых локомотивов.
Перспективным также является применение инструментов лизинга при модернизации маневровых локомотивов. Возможны варианты, при которых компания, производящая модернизацию, выкупает локомотив у промышленного предприятия и, проведя глубокую модернизацию, выдает подвижной состав обратно в аренду или лизинг.
В настоящий момент крупнейшие российские производители локомотивов и ремонтные предприятия рассматривают возможность реализации подобных схем. Субсидирование процентных ставок по лизинговым платежам смогло бы эффективно поддержать российских производителей подвижного состава в период снижения объемов выпуска продукции, увеличив выплаты в бюджеты разных уровней. Государственное субсидирование лизинга железнодорожной техники будет способствовать развитию российского машиностроения, в отличие от лизинга в сфере производства авиалайнеров, которое является в большей степени поддержкой зарубежных производителей.