В топ-лист вошли лизинговые региональные компании и филиалы федеральных компаний, которые предоставляют отчетность по филиалам, действующим на территории РТ.
На первом этапе специалисты аналитической группы «ДК» провели экспертный опрос среди топ-менеджеров и руководителей крупнейших лизинговых компаний представительств компаний на территории региона и открытые ресурсы all-leasing.ru , сайты компаний, tatgrant.ru. На втором этапе, на основании полученных данных был определен круг компаний, которым специалистами «ДК» было предложено предоставить информацию в отправленных анкетах для участия в ТОП-листе, в которых запрашивались показатели деятельности по объему и структуре нового бизнеса. Информация, полученная от компаний, была перепроверена.
Основной ранжирующий показатель — Объем новых сделок по филиалу/компании в РТ в 2013 пг (с НДС), Дополнительные показатели — Объем нового бизнеса по видам имущества млн. руб с НДС; Количество заключенных сделок по филиалу, средняя стоимость 1 сделки в 2013. Принятые сокращения: В/Р -вне ранжирования, компания не предоставила данные,но является крупным игроком на рынке. Н/д — нет данных, т. е. компания не предоставила данные.
Автор топ-листа от 17.03.2014 Александрова Александра.
1. 13 марта 2014 года стартовал прием заявок на государственную программу Лизинг-грант 2014 для субсидирования начинающих и действующих субъектов малого и среднего предпринимательства РТ на конкурсной основе. В программе могут принять участие компании по утверждённому перечню отраслей в ОКВЭД, соответствующих требования конкурса. Средства из федерального бюджета на финансирование программы поступят к середине года. Организатором конкурса является Министерство экономики РТ. Первая программа была реализована в 2013. Отметим, что в 2013 году финансирование программы составило примерно 590 млн. рублей, 100 млн. руб. из которых выделил республиканский бюджет. Начинающим компаниям субсидии предоставляли в размере 45% от суммы договора лизинга и не более 1 млн рублей и действующим — 30%, но не более 3 млн рублей.
2. 4 декабря 2013 года заключено соглашение о сотрудничестве между ЗАО «Сбербанк Лизинг» и ОАО «КАМАЗ» в г. Набережные Челны. Документ подписали генеральный директор ЗАО «Сбербанк Лизинг» Дмитрий Ерошок и генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. Стороны договорились об объединении усилий в увеличении объема продаж автомобильной, специальной и пассажирской техники марок КАМАЗ, НЕФАЗ, СЗАП, ТЗА и BRAVIS путем лизингового финансирования. Соглашением предусмотрены, в частности, формирование совместных долгосрочных программ и краткосрочных акций по продвижению продукции завода «КАМАЗ. Также подписано соглашение о намерениях между компаниями «Сбербанк Лизинг», «КАМАЗ» и «ТСМ» расширить и использование автотранспорта газомоторного топлива.
3. 4 декабря 2013 года прошла ХII Всероссийской конференции «Лизинг в России — 2013: преодолеть стагнацию», организованная «Эксперт РА» совместно с Объединенной Лизинговой Ассоциацией. В конференции приняли участие представители более 150 компаний, на долю которых приходится более 60% рынка лизинга в России. Согласно данным экспресс -среди ТОП-менеджеров и финансовых директоров из более 40 лизинговых компаний опроса в рамках конференции, эксперты не ожидают существенного роста рынка лизинга в 2014 году и прогнозируют сохранение трендов 2013 года: низкий уровень спроса, ухудшение платежной дисциплины клиентов, рост стоимости фондирования, продолжение спада на рынке ж/д техники. Драйвером рынка, по — мнению руководителей, выступит сегмент авиатехники, так же не ожидается значительного оживления операционного лизинга.
Тренды рынка лизинга Казани и РТ
1. Объем роста нового бизнеса по компаниям в РТ сократился до 30% за 2013 год и составил 12,8 млрд. руб. Основными причинами эксперты называют как общеэкономическое снижение платёжеспособности клиентов, так и спад масштабной строительной активности после подготовки универсиады. На финансовый лизинг в РТ приходится до 92%. Основной рост объема сделок пришелся на легковой транспорт и с/х технику. Драйвером роста остается программа господдержки малого и среднего бизнеса Лизинг грант.
2. Основной объем новых сделок приходился в 2013 году на транспорт — 78%, вклад в которые принес преимущественно грузовой транспорт, показав рост объем сделок на 17,6% и оборудование — 22%. Не смотря на небольшую долю с/х техники, объем бизнеса по данному виду имущества показал рост в 5 раз.
3. Средняя стоимости новой сделки в 2013 составила 4,6 млн рублей, показав снижение в среднем по рынку от 5 до 20% по разным видам имущества. Средняя стоимость сделки с легковым а/т и оборудованием составила — 5,7 млн руб., грузовым — 5 млн руб., спецтехникой — 4,2 млн руб., с/х техника — 5,5.
4. В 2013 компании предлагали конкурентные условия предоставление лизинга. В среднем по рынку размер аванса составляет от 20%, на оборудование и спецтехнику 25—30% на средний срок 5 лет, (и по отдельным видам имущества до 15 лет) с размером финансирования от 300 тыс руб. и удорожанием 5—12% в год.
Прогнозы рынка лизинга Казани и РТ на 2014 год
Багаутдинова Светлана, директор Казанского филиала «ЦЕНТР-КАПИТАЛ»
Среди основных трендов 2012 и 2013 года в РТ можно выделить увеличение требований к финансовому состоянию лизингополучателей, рост средней суммы договора лизинга, снижение продаж лизинговых услуг в сегменте с/х техники
На наш взгляд, в условиях замедления роста экономики на протяжении 2014 года будет наблюдаться и снижение рынка лизинговых услуг. Высокие валютные риски, неопределенности налогового законодательства, отсутствие новых программ поддержки бизнеса в части компенсации затрат по лизингу — также не будут способствовать увеличению продаж лизинговых продуктов. Вполне возможно, что мы будем наблюдать снижение рентабельности лизинговых компаний в силу возрастающей конкуренции и удорожания заемного финансирования Основной целью лизинговых компаний в данный период должно стать сохранение качества лизингового портфеля, за счет развития отношений с «надежными» лизингополучателями.
Комарова Анна, финансовый директор «Ак Барс Лизинг»
Помня уроки кризисных лет и учитывая ситуацию, которая уже складывается на финансовых рынках с начала 2014 года, логично предположить, что лизинговую отрасль ожидает рецессия. Возможно, что спад не будет таким же глубоким как в 2008—2009 годах, т. к. во-первых, общий уровень состояния экономики в стране сейчас выше, чем это было 5 лет назад, да и сама траектория развития нынешнего кризиса имеет более плавные очертания, во-вторых, государственное стимулирование в таких приоритетных и масштабных секторах как, например, авиализинг будет способствовать выравниванию общего тренда в целом по рынку лизинга.
Современные реалии отечественной экономики таковы, что рынок зачастую неотделим от государственных программ. Так, завершение грандиозных проектов по строительству инфраструктуры Универсиады в Казани и Олимпиады в Сочи, скорее всего, окажет отрицательное влияние на спрос со стороны лизингополучателей на строительную технику, при этом, по тем же причинам, возможен рост предложения на рынке б/у техники, отработавшей свое на «стройках века».
С другой стороны, реализация различных целевых программ как на федеральном, так на региональном и местном уровнях будет оказывать стимулирующее воздействие в таких сегментах как телекоммуникации и информационные технологии, медицинское оборудование, коммунальное хозяйство и дорожное строительство. Кстати, на сайте минэкономразвития размещен подробнейший перечень Федеральных целевых программ, который в сложившейся ситуации может служить неплохим ориентиром для определения перспективности инвестиций в отраслевом и региональном разрезе.
Те же сферы, что не попадают в периметр приоритетных направлений развития экономики, скорее всего, будут вынуждены заморозить свои инвестиционные программы до лучших времен. Ни для кого не секрет, что, несмотря на острую необходимость в модернизации и техническом перевооружении отечественных производств, основная масса оборудования закупается за рубежом. В условиях роста курсов иностранных валют для большинства производителей, работающих на внутренний рынок, импортное оборудование становится практически недосягаемым по цене, а сроки окупаемости инвестиций перестают быть приемлемыми для бизнеса. Это дает основания прогнозировать сокращение спроса на производственное оборудование.
Помимо ожиданий по снижению спроса на лизинг, еще одной угрозой 2014 года представляется ухудшение платежной дисциплины лизингополучателей на фоне общеэкономического спада. Кроме того, процессы, происходящие в банковской системе, при дальнейшем ее раскачивании, неизбежно приведут к тому, что фондирование станет еще более труднодоступным при одновременном росте стоимости привлечения ресурсов.
Маслахутдинов Искандер Дамирович, генеральный директор ГК Лизинг-Трейд
Столь впечатляющей динамики, как в 2011—2012 годах мы не увидим. Учитывая отсутствие устойчивых точек роста в экономике, оптимистичным будет прогноз прироста рынка в пределах 3%. Татарстан является привлекательным и емким рынком, и факт присутствия большинства федеральных и региональных лизинговых компаний подтверждает это. В 2014 году мы прогнозируем объем рынка в регионе в пределах 13—13,5 млрд. руб
Драйверами роста регионального рынка лизинга в 2014 году будут грузовые автомобили, спецтехника и оборудование в случае господдержки.
Если говорить об автолизинге, то мы ожидаем прирост только в сегменте бизнес и премиум. В Татарстане в 2014 году мы будем наблюдать отложенный спрос на автомобили Mercedes-Benz и Infiniti, в связи с недавним появлением на рынке официальных дилеров марок. Делать прогнозы по автолизингу бюджетных автомобилей сложнее, но однозначно мы ожидаем, что в форварде будут только марки KIA, Renault и Hyundai. Ряд ведущих производителей планирует стимулировать продажи обновлением модельного ряда, в частности, Nissan и Toyota.
Темпы прироста лизинга коммерческого автотранспорта и спецтехники, в лучшем случае продемонстрируют рост на уровне 2013 года. В Татарстане также снизится средний чек сделки по данному направлению. Масштабное строительство спортивной инфраструктуры и дорог позади, парки техники и транспорта крупнейших предприятий республики уже обновлены. Хорошим потенциалом для роста обладает лизинг оборудования, но только в случае сохранения прежних объемов финансирования программы «Лизинг-грант».
Негативные ожидания в экономике также окажут влияние на рынок лизинга, мы прогнозируем увеличение размера удорожания на 1—1,5 п. п. Ценовой фактор постепенно отходит на второй план, уступая приоритет клиентскому сервису. Предприниматели лучше других понимают значение формулы «Время-деньги» и предъявляют обоснованные требования к скорости оформления и качеству сервиса лизинговой компании.
Эксперты называют оперативный лизинг драйвером, способным сохранить ударные темпы роста отрасли, но пока доля подобных сделок колеблется в пределах 9% от общего объема рынка. Компания «Лизинг-Трейд» разрабатывает подобный продукт, и уже сейчас ряд клиентов испытывает потребность в нем.
Александра АЛЕКСАНДРОВА, руководитель аналитической группы «ДК»
Комментарии
Благодарны за вашу публикацию исследования рынка Лизинга в Республике Татарстан.
Мы обновили данные по компании Европлан - будем рады, если актуализируйте информацию.
С уважением, Александра Александрова
Руководитель аналитической группы Сеть «Деловой квартал»,
Моб. Тел: 8 908 91 24 558