• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Обзор прессы

Банки совершенствуют розничный бизнес

Мониторинг банковской прессы
Дата публикации: 01.09.2005 09:40
1 688
Время прочтения: 6 минут
Источник
Коммерсант
​

Исчерпав потенциал роста в корпоративном секторе, российские банки обратили пристальное внимание на рынок розничных услуг. Рынок сложный, рискованный, но его потенциал ограничен лишь сохраняющейся боязнью граждан нести свои деньги в банки. Чтобы развеять эти опасения, банки будут стараться достать частного клиента по всем возможным каналам, с максимальным удобством для него и пользой для себя.

Модель доходности клиента

Поделив между собой крупных корпоративных клиентов, российские банки обратили внимание на сектор розницы. Поскольку банковская розница рентабельна лишь при условии низких затрат на операции и перекрестной продажи продуктов, в основе стратегии выхода на этот рынок лежат информационные технологии: единая для всех отделений база данных по клиентам, электронные каналы доступа к счетам, требующие высокого уровня защиты, зато работающие 24 часа в сутки семь дней в неделю.

Как пишут в своей книге «Стратегия информационных технологий предприятия» Николай Ермошкин и Арсений Тарасов, «полного представления об оптимальной модели многоканальной дистрибуции банковских услуг (если таковая модель и существует) еще не сформировалось». «Тем не менее,— продолжают они,— это первая большая тема, которая сегодня волнует банки. Вторая большая тема, которая непосредственно связана с многоканальным распределением услуг,— как должно выглядеть банковское отделение будущего. По-прежнему важной остается тема внутренней эффективности банка, ну и традиционно центральная тема для банкиров — вопросы безопасности. Все эти сюжеты как никогда актуальны для российских банков, которые сегодня наверстывают упущенное за 90-е годы». Заметим, что во всех темах ведущую партию играют современные информационные технологии — портальные, CRM-системы, компьютерная телефония и Wi-Fi, учетные и аналитические системы и т. д.

Расходы на ИТ — одна из крупнейших (для западных банков вторая после затрат на рабочую силу) статей банковских расходов. С конца 70-х годов, когда на рынке появились банкоматы и телефонный банкинг, каналы предоставления банковских услуг постоянно расширяются. Сегодня банки предлагают свои услуги через собственные отделения, банкоматы, телефоны (с живыми операторами и автоматическими голосовыми системами), по почте, через отделения партнеров или агентов, через интернет. Вскоре банковские услуги будут предоставляться и через эфир — по беспроводным каналам связи.

Появление новых каналов постоянно повышает эксплуатационные расходы и не способствует снижению стоимости функционирования банка. Очень непросто управлять множеством продуктов и услуг, предоставляемых через разные каналы в режиме 24x7. Открытие каждого нового канала повышает сложность системы и увеличивает количество устройств, которые необходимо обслуживать и интегрировать. Каналы необходимо строго синхронизировать, чтобы данные везде совпадали. Многоканальность усложняет модификацию банковских продуктов и их взаимодействие. Новые каналы порождают и услуги нового типа (например, консолидацию всех счетов клиента или оплату коммунальных услуг), что нередко создает дополнительные проблемы. Но делать все это необходимо, потому что у клиента должен быть выбор, в том числе в части самообслуживания. А банкирам при многоканальной дистрибуции необходимо переместить акцент от работы с продуктами на работу с клиентами.

Конечно, проще следить за доходностью продуктов, на что и нацелены банковские системы. Но известно, что основную прибыль розничный банк получает от 20% клиентов. То есть большинство клиентов банка не приносят ему никакой прибыли. Кроме того, стоимость продажи нового продукта старому клиенту составляет всего 10% от стоимости продажи продукта новому клиенту. Значит, нужно удерживать наиболее прибыльных клиентов (с постоянной переоценкой их прибыльности). А для этого нужно уметь их выявлять. Измерение же доходности клиента представляет собой нелегкую задачу — нужно учитывать много переменных величин: каналы продаж, продукты, балансы. Но если не научиться этому, не расширять постоянно знания о клиентах, не создавать модель доходности клиента с учетом его полного жизненного цикла, трудно будет организовать перекрестную продажу правильных продуктов правильным клиентам, да и вообще создать сбалансированный портфель продуктов и услуг.

Господа Ермошкин и Тарасов в своей книге выдвигают такую гипотезу: «В течение пяти грядущих лет ведущие банки, по всей видимости, значительно сократят оперативные расходы и повысят удовлетворенность клиентов за счет внедрения web-архитектуры во всех каналах распределения продуктов. Банки объединят традиционные системы отделений и операторов, call-центров, банкоматов и интернет-банкинга единой инфраструктурой с доступом через браузер. В результате значительно вырастет рыночное давление на те банки, которые не последуют примеру лидеров».

Магазин финансовых услуг

В конце 90-х годов банковской филиальной сети предсказывали неминуемую смерть от интернета. Однако этого не произошло. Но и традиционный банковский филиал, унаследованный от предыдущей эпохи банковской деятельности, тоже должен измениться. Основной резерв прибыльности в банковском ритейле — это увеличение доли перекрестных продаж (сейчас 2 продукта на клиента в США, 2,1 — в Англии, 2,8 — во Франции), рост средств на банковских счетах, удержание клиентов за счет повышения качества услуг, улучшения характеристик продуктов и персонифицированный маркетинг.

Соответственно, на розничном рынке финансовых услуг намечается переход от сервисной культуры к культуре розничной торговли, нацеленной на продажи. Для этого банковские отделения, по сути, должны превратиться в «магазины», продающие финансовые услуги, или финансовые «супермаркеты», что требует переосмысления роли персонала, пространственной организации филиала и технологической платформы.

Большинство западных банков стремятся к тому, чтобы весь персонал, включая операционисток, принимал участие в продаже клиенту продуктов и услуг. Для этого убираются стойки с бронированными стеклами, отделяющие сотрудников банка от клиента. Отделение принимает формат открытого пространства с диванами и креслами, «накрытого» сетью беспроводного доступа в интернет (Wi-Fi), тут же могут находиться офисные и копировальные центры, отделения экспресс-почты, даже кафетерий. По периферии отделения располагаются разного рода банкоматы, интернет-киоски, каналы «горячей линии» — все необходимое для самообслуживания.

Сотрудники же сосредоточены на том, чтобы предлагать клиенту наиболее сложные финансовые продукты. А все системы банка помогают им в этом — подсказывая, какие продукты наиболее проходные в данной ситуации именно для этой категории клиентов. Даже экран операционистки, выдающей наличные, может подсказать, что
вот этому клиенту можно продать дебитовую карточку или потребительский кредит. Заставка, возникающая на экране банкомата и интернет-киоска между двумя фазами транзакции, тоже способна навести клиента на мысль о покупке новых банковских услуг.

Процессы бэк-офиса

Внутренняя эффективность банка тоже имеет большое значение, поскольку от скорости и точности обработки клиентских заявок в бэк-офисе зависит то, как банк выглядит в глазах своих клиентов. Более того, условия на рынке сегодня таковы, что банки оказываются в тисках предельно жестких требований к внутренней эффективности их функционирования. Но если западноевропейские банкиры находятся под сильным прессингом снижения затрат (на сленге это звучит cost cutting), то российские банки в первую очередь озабочены потребительскими качествами своих услуг.

Жесткая конкуренция заставляет весьма трепетно относиться к тем конкурентным преимуществам, которые ценятся потребителями и которые уже никак нельзя игнорировать. Если два-три года назад принятие решения по выдаче кредита на покупку автомобиля могло длиться больше двух недель и банк позволял себе поиграть на нервах клиента, то сейчас все изменилось. Уже клиент выбирает банк, в котором он возьмет потребительский кредит, и этот выбор основывается на целом наборе параметров: процентная ставка по кредиту, минимальный первичный платеж, количество обслуживающих страховых организаций, время принятия решения по кредиту, объем необходимых документов, скорость оформления сделки, удобство внесения ежемесячных платежей. И процентная ставка отнюдь не самый главный критерий — все большее значение приобретают одобрительные или ругательные отзывы коллег и друзей. Неоспоримым преимуществом банка в борьбе за клиента становятся скорость и надежность обслуживания. А зависят эти преимущества от того, насколько отработаны, гибки и эффективны внутренние процедуры банка.

Поэтому все больше банков приступают к решению задач совершенствования внутренних процессов. Информационные технологии — лишь один из тех инструментов, с помощью которых можно повысить эффективность работы банка. Главное же средство — комплексный реинжиниринг процессов, направленный на
создание простых, надежных и быстрых процедур обработки банковских продуктов.

Иван ПЕТРОВ

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Как скачать и установить приложение Google Play Market на Android бесплатно: инструкция по установке на телефон
Как скачать и установить приложение Google Play Market на Android бесплатно: инструкция по установке на телефон
19.05.2025
2378
Как платить зарплату сотрудникам — полный порядок выплат по ТК РФ
Как платить зарплату сотрудникам — полный порядок выплат по ТК РФ
18.05.2025
3383
Как оформить самозанятость — пошаговая инструкция и советы
Как оформить самозанятость — пошаговая инструкция и советы
17.05.2025
7434
Готовы ли вы к дачным испытаниям в 2025 году: тест
Готовы ли вы к дачным испытаниям в 2025 году: тест
16.05.2025
2480
С 2025 года россиянам запретили продавать участки земли без межевания: что делать в такой ситуации
С 2025 года россиянам запретили продавать участки земли без межевания: что делать в такой ситуации
16.05.2025
6703
Страховая после смерти застрахованного отказала семье в выплате: что делать и как получить деньги
Страховая после смерти застрахованного отказала семье в выплате: что делать и как получить деньги
16.05.2025
4073
«Выплатили лишь гарантийную сумму»: что делать, если инвестиционная часть ИСЖ обнулилась
«Выплатили лишь гарантийную сумму»: что делать, если инвестиционная часть ИСЖ обнулилась
15.05.2025
5868
Как создать ООО
Как создать ООО
15.05.2025
2053
Как зарегистрировать ИП
Как зарегистрировать ИП
14.05.2025
2457
«Сосед поставил забор на моем участке»: как правильно проводить межевание в 2025 году
«Сосед поставил забор на моем участке»: как правильно проводить межевание в 2025 году
12.05.2025
45737

Материалы по теме

Больше всего займов берут Близнецы, а Весам чаще одобряют крупные суммы: исследование МКК «Срочноденьги»
Валютные проверки ЦБ в банках и ситуация в «Тинькофф». Обзор прессы 19 мая
DB закрыл счета российских банков, а клиенты жалуются на Сбербанк. Обзор прессы 18 мая
Валютный рекорд России и взлет цен на сантехнику. Обзор прессы 17 мая

Главная Новости Обзор прессы Банки совершенствуют розничный бизнес
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+