На просторах Facebook* нашел почти афоризм: «В российской банковской системе две беды: синяя и зеленая». Синий и зеленый — корпоративные цвета ВТБ и Сбербанка. Экспансия госбанков стала одной из ключевых проблем банковского сектора России. Пользуясь дешевым госресурсом, госбанки выдавливают «с поляны» частные банки.
«Синие» и «зеленые» бушевали не только в Третьем Риме, но и во втором — в Византии, и в первом. Однако в Вечном городе и в Царьграде это были не банки, а фан-клубы команд, соревновавшихся в гонках на колесницах. Эти Монтекки и Капулетти, враждовавшие друг с другом, превратились в подобие политических партий и преступных синдикатов, не брезговавших грабежами и убийствами. В 532 году в Константинополе
У нас до византийских безобразий дело не доходит, но наши «зеленые» и «синие» тоже противоборствуют друг с другом. Хотя и принадлежат одному хозяину — государству. Например, не успел Сбербанк приобрести Cetelem для экспансии на рынке экспресс- и POS-кредита, как ВТБ тут же заявил о выводе на этот рынок Лето Банка.
У Сбербанка тотемное животное — слон, хотя зеленая мутация и не водится. Какое тотемное животное у ВТБ — неведомо. Из животных с синей или голубой окраской кит явно не подходит — кит все-таки в народном сознании больше слона. Вот удав — в самый раз. Он проглотит жертву и долго ее переваривает. ВТБ — чемпион на национальном рынке банковских слияний и поглощений, в его меню Банк Москвы, Транскредитбанк, Промстройбанк (Санкт-Петербург), Гута-Банк и др.
Зеленый слон сильнее синего удава, что проявляется и в динамике акций: если текущая цена обыкновенных акций Сбербанка 93,1 рубля ненамного, но все-таки выше цены SPO 1997 года (89 рублей с учетом сплита), то текущая цена акций ВТБ в 5,5 копейки существенно ниже цены «народного» IPO (13,6 копейки). Хотя период 2010—2013 годов на дорожной карте ВТБ и обозначен как «Дорога к 15».
Да и таких скандалов, которые с завидным постоянством генерирует ВТБ, за Сбербанком не водилось. Ни скандала с приобретением Банка Москвы, ни с IPO, ни с буровыми — ничего подобного. Греф просто работает. Не без огрех, конечно: очереди уменьшаются, но остаются, сбои системы обслуживания клиентов поражают масштабами… Но прогресс налицо.
Рентабельность капитала у Сбербанка за 2011 год составила 28,0% против 15,0% у ВТБ, рентабельность активов — 3,2% против 1,7%. Если же отбросить 150 млрд рублей дохода, полученного ВТБ благодаря госпомощи (заем АСВ в размере 295 млрд рублей под 0,51% годовых сроком на 10 лет), то у ВТБ за 2011 год обнаружится убыток — 34,5 млрд рублей.
Так что я ставлю однозначно на «зеленых». Но и зеленый слон, и синий удав — две больших беды банковского сектора России. Развлекающиеся зверушки вытаптывают поляну.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
*Сервис/сервисы, принадлежащие Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ