На днях ЦБ утвердил перечень десяти системно значимых банков, на которые распространятся требования к соблюдению показателя краткосрочной ликвидности и дополнительные требования к достаточности капитала в соответствии с «Базелем III». Курс государства на дальнейшее сокращение количества банков очевиден. Но сколько банков и каких именно нужно России?
Чтобы ответить на этот вопрос, важно понимать: структура банковской системы страны – вопрос не только и не столько экономический, сколько несущий на себе отпечаток исторических традиций и национальных особенностей. Если взять две сходные по уровню своего развития и культуре страны, США и Канаду, мы увидим две разные банковские вселенные – децентрализованная система США с несколькими тысячами банков и несколько десятков крупных банков, функционирующих в банковской системе соседней Канады. Вопрос, сколько и каких банков должно быть в стране, поднимается давно и часто. Для России, где нынешней банковская система всего четверть века, вопрос ее оптимизации остается насущным. Посмотрим, что мы имеем на сегодняшний день.
По состоянию на 1 октября 2015 года в Российской Федерации действовало 774 кредитные организации, в том числе 721 банк. При этом более двух третей чистых активов банковского сектора приходится сегодня на долю менее чем 20 банков. Более половины — зарегистрированы в Москве. В марте 2013 года в центральном аппарате Банка России был создан департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями. Включение банков в число «бессмертных» производится в соответствии с указанием № 3174, где определены критерии отнесения кредитных организаций к числу социально значимых. Обновление списка системно значимых банков 20 октября 2015 года еще раз демонстрирует приверженность регулятора курсу на дальнейшее сокращение числа кредитных организаций.
К чему может привести полный отказ от нескольких сотен мелких и средних банков, замена их на местах? Во-первых, к ослаблению конкуренции в банковской сфере. Во-вторых, может лишить некоторые «неперспективные» регионы адекватного банковского обслуживания, так как крупнейшие банки просто не захотят туда идти. Кроме того, мелкие банки находятся ближе к клиенту, там быстрее принимаются решения. Такие банки хорошо знают специфику региона и его потребности.
Таким образом, налицо дилемма: какой вопрос решать в первую очередь? Повышать капитализацию и надежность банковской системы или стимулировать охват всех отраслей и регионов клиентоориентированными банковскими структурами? Думаю, можно говорить о возможности создания в России трех- или даже четырехуровневой кредитно-банковской системы.
При этом на втором уровне будут находиться крупнейшие банки федерального значения с генеральными лицензиями и разветвленной филиальной сетью, на третьем – небольшие банки с ограниченными лицензиями и, возможно, на четвертом – небанковские структуры, призванные решать задачи микрофинансирования, экспресс-платежей и т. д., куда попадут кредитные кооперативы, а также специализированные финансовые институты. Возможен и такой подход, что третий уровень будет объединен с четвертым.
Роль небанковских финансовых организаций в этой схеме неоценима. Они способны заполнить ниши, не всегда доступные федеральным банкам. Ограничение лицензий небольших кредитных организаций можно компенсировать им более мягкими требованиями к капиталу.
Пытаясь разобраться, сколько банков должно быть в стране, какие банки нужнее – крупные или мелкие, нельзя обойти вопрос о социальной роли банков. Сегодня можно говорить не только о социальной ответственности отдельных кредитных организаций, но и социальной ответственности банковской системы в целом. Роль мегарегулятора в решении социальных задач понятна – повышение надежности банковской системы и сопряженные с этим моменты. Что касается коммерческих банков, то имеет смысл, в зависимости от их размера и роли, распределить между ними социальную нагрузку.
Что должны делать крупные системообразующие банки?
Во-первых, участвовать в финансировании и софинансировании крупных социально-экономических проектов. На практике софинансирование выражается в том числе в перераспределении ресурсов Банка России для реализации государственных приоритетных кредитных программ. К таким программам относится, например, программы финансирования жилищного строительства или малого и среднего бизнеса. При этом крупные банки становятся кредиторами второго уровня и берут на себя дополнительные риски, связанные с кредитованием более мелких банков-заемщиков, зачастую в рамках «чистых» беззалоговых линий.
Во-вторых, в рамках поддержания стабильности банковской системы системообразующим банкам могут ставиться задачи по прямому приобретению проблемных банков (как это уже было в случаях с Гута-банком или Банком Москвы). Крупные банки могут также напрямую участвовать в уставных капиталах региональных банков, существование которых способствует выполнению государственных программ поддержки определенных территорий и/или отраслей. Такие мероприятия повышают уровень капитализации банковской системы в целом.
В-третьих, крупным банкам больше, чем мелким, доступно внедрение новых технологий. А это позволяет решать такие социально значимые задачи, как повышение качества банковских продуктов и услуг с одновременным снижением их стоимости.
Наконец, системообразующие банки чаще, чем мелкие, могут позволить себе прямое финансирование социальных проектов. При этом нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что благотворительность и спонсорство способствуют повышению социального статуса банка в регионе. Это увеличивает доверие к банку со стороны существующих и потенциальных клиентов и дает долгосрочный экономический эффект.
Мелким и средним региональным банкам может быть отведена своя роль в решении социально-экономических вопросов.
Небольшим банкам доступно проникновение в самые дальние регионы и охват мелких населенных пунктов. Это повышает доступность финансовых услуг организациям и населению на всей территории страны.
Для таких банков характерны гибкость и быстрота в принятии решений. Это, как правило, создает комфортные условия для клиентов и побуждает их к сотрудничеству с банковским сектором.
Мелкие и средние банки выполняют роль «подлеска» для банковской системы. Зачастую такие банки представляют собой будущие крупные финансовые структуры. Кроме того, небольшие банки позволяют сохранить конкуренцию в банковской сфере, особенно на местах, что также способствует повышению качества банковских продуктов и услуг. А это, как говорят многочисленные опросы, является одной из главных социальных задач банковского бизнеса.
Местные банки охотнее принимают участие в решении муниципальных и региональных социальных задач.
Дифференциация банков по решаемым ими социально-экономическим задачам – вопрос не одного дня. Но, на наш взгляд, уже сейчас заслуживающий широкого обсуждения и последующих законодательных инициатив.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Она заключает: «Дифференциация банков по решаемым ими социально-экономическим задачам … уже сейчас заслуживает широкого обсуждения и последующих законодательных инициатив»
1) Однако это самое «широкое обсуждение» в современной России невозможно. Население доведено до исступления государственной пропагандой при практически полном отсутствии независимых, неангажированных СМИ. Оплачиваемым за народный счет государственным СМИ, манипуляторам «общественного мнения» ничего не стоит протолкнуть «единогласным» любое мнение.
2) Все решают государственные любимцы, «тяжеловесы» типа господ Грефа и Костина, которые по этому вопросу уже высказались.
3) А как о компетентности «экономического» блока в правительстве? Никому в голову не придет назначить учителя на должность хирурга/акушера-гинеколога - космонавтом. Однако у нас экономистами "успешно???" функционируют юристы и лица без практического опыта в реальной экономике.
4) Более того, даже если будут одинокие голоса в пользу мелких и средних банков, где в этой стране условия для успешного существования субъектов МСБ?
Оборонный бюджет РФ составляет примерно 145 млн долларов в день (это если пересчитать на сегодняшний курс) или 220 млн долларов в день (по курсу доллара на момент формирования бюджета на 2015 год). Эти 2,5%, которые тратятся на сирийскую операцию, пожалуй, самое эффективное расходование средств. Ни одни учения и испытания не дают такого эффекта, как реальные действия в боевой обстановке.