Антиводительская методика

Дата публикации: 11.07.2016 00:00
11 250
18 Время прочтения: 7 минут
Источник
Banki.ru

Единая методика по ОСАГО, по внушаемому страховыми компаниями мнению, создавалась в благих целях. А именно — для достижения единообразия в расчетах, увеличения выплат по обязательному автострахованию, уменьшения нагрузки на суды. И до сих пор некоторыми автовладельцами, которые лично еще не столкнулись с выплатой по ОСАГО, она так и воспринимается. Но таких становится все меньше.

Ежегодно количество недовольных системой ОСАГО и страховыми выплатами увеличивается в среднем на 2,5 млн человек. Именно столько автовладельцев в год получают выплату по ОСАГО, мягко говоря, не в полном размере.

Я с коллегами — профессиональными юристами и экспертами разобрался, в чем же недостатки единой методики.

Во-первых, единая методика, как любая методика вообще, должна иметь свои реквизиты, то есть название, цели, авторов и т. д. Это необходимо для того, чтобы пользователь имел представление об уровне подготовки авторов, их заинтересованности и прочем. В случае недостаточности профессионализма или наличия заинтересованности у авторов такая методика могла бы быть признана недействительной или хотя бы потребовала тщательной проверки. Однако РСА и Банк России не раскрывают ее авторов. А ведь именно авторам персонально могли бы предъявить претензии более 40 млн автовладельцев.

Во-вторых, при обсуждении методики до ее утверждения в 2014 году представители правозащитных и экспертных организаций направляли свои замечания и предложения, но Банк России на них не отреагировал.

К замечаниям относились, в частности, недопустимость передачи права формирования справочников стоимости запасных частей, материалов и работ Российскому союзу автостраховщиков — организации, по сути являющейся одной из сторон при урегулировании страховых споров. РСА, согласно уставу, защищает интересы своих членов, то есть страховых компаний.

В результате разработки справочников мы получили несоответствие стоимости запасных частей, работ, материалов, в основной массе — занижение цен по всей территории России. Оспорить такие несоответствия не представляется возможным, так как Единая методика не позволяет эксперту корректировать эти цены, за исключением случая их отсутствия в справочнике.

Нельзя делать неправильно — и получить правильный результат. Так и произошло в случае с Единой методикой. Справочники цен для нее Банк России доверил составлять самим страховым компаниям в лице их объединения — Российского союза автостраховщиков. То есть Банк России предложил самим страховым компаниям определить, сколько они хотят платить автовладельцам. Страховые компании сделали свой выбор: выплачивать минимальный минимум.

В-третьих, цены в справочниках разбиты на экономические регионы. При этом установлена единая цена во всех субъектах, входящих в регион. Например, к Поволжскому экономическому региону относятся Республика Калмыкия, Республика Татарстан, Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области. Однако такой подход неверен, так как цены — рыночные и в каждом из этих субъектов значительно различаются. Примером необоснованности цен является дело, заведенное УФАС Татарстана, где РСА обвинили в несоответствии цен в справочниках фактическим ценам в Республике Татарстан и нарушении прав граждан.

В-четвертых, цены справочников, согласно Единой методике, не учитывают расценок официальных дилерских станций, что нарушает права владельцев автомобилей, находящихся на гарантии. Зато при формировании справочников используются цены заменителей (китайских, турецких и т. д.), а также восстановленных деталей, а не оригинальных запасных частей, установленных на автомобиле. Данный факт, помимо занижения выплат, приводит к увеличению числа ДТП из-за использования неоригинальных запчастей и влияет на безопасность дорожного движения.

В-пятых, при обсуждении методики Банку России предлагали взять за основу рекомендованные цены производителей (то есть цены на оригинальные запасные части, которые есть у производителей транспортных средств и содержатся как в открытом доступе, так и в специализированных программах, например Audatex). Некоторые производители (Mitsubishi, Renault) были готовы передавать данные цены Банку России или РСА. В этом случае были бы соблюдены и принцип независимости разработчика справочника, и интересы автовладельцев. Но предложение сделать разработку справочника независимой поддержки не получило.

В-шестых, чтобы сделать методику незыблемой и, что нарушает принцип состязательности, еще и неоспоримой, ст. 12.1 Закона об ОСАГО была дополнена положением, согласно которому не только независимая досудебная, но и судебная экспертиза транспортного средства проводится в соответствии с Единой методикой, что означает проведение расчетов исключительно по справочникам РСА. В результате автовладелец фактически потерял право на защиту своих прав в судебном порядке, а система лишилась последних ограничений, сдерживающих возрастающие аппетиты страховых компаний. Судебные эксперты теперь не имеют возможности использовать иные цены на запасные части, материалы и работы, кроме цен, содержащихся в справочниках РСА. Этим был нарушен принцип независимости эксперта, поскольку он, как калькулятор, обязан применять цены, диктуемые ему страховыми компаниями.

В-седьмых, Единая методика содержит нормативы на проведение кузовного ремонта иностранных автомобилей. И это противоречит федеральному закону «О безопасности дорожного движения», согласно которому правила и процедуры ремонта устанавливаются заводами-изготовителями, а не Банком России или РСА. Нормативы, приведенные в Единой методике (Приложение 3), значительно занижены, что влечет занижение выплаты. Например, норматив по устранению среднего перекоса кузова (перекоса передних лонжеронов), согласно Единой методике, составляет 3,8 нормо-часа. При стоимости нормо-часа, согласно справочнику РСА, 800—900 рублей цена работ по устранению перекоса передних лонжеронов составит 3 000—3 500 рублей. По факту стапельные работы в Москве обойдутся автовладельцу в сумму не менее 10 тыс. рублей.

В-восьмых, справочники утверждаются РСА, и внесение в них изменений в режиме онлайн или по конкретному случаю невозможно. Таким образом, даже если РСА признает ошибку, то исправлена она будет при актуализации — утверждении следующей версии справочника, а «косячная» цифра так и будет отображаться в справочнике за предшествующий период.

В Интернете можно найти немало информации о таких «косяках» методики. Например, биксеноновая фара на BMW по справочнику РСА стоит 7,61 рубля, в интернет-магазине Exist эта же фара стоит в десять тысяч раз дороже — от 70 тыс. до 90 тыс. рублей. Двигатель Audi по справочнику РСА стоит 383 тыс. рублей, а в интернет-магазине Exist цена этого же двигателя оказывается в семь раз выше — от 2 млн 700 тыс. до 3 млн рублей.

Таких примеров много. При этом, согласно федеральному закону об ОСАГО, расчеты производятся на момент ДТП. То есть даже если в последующем «косяк» будет исправлен, в своих расчетах независимый, и даже судебный эксперт обязан использовать «косячную» цифру на дату ДТП.

В-девятых, справочники актуализируются РСА не реже двух раз в год. Страховые компании для себя решили, что и не чаще двух раз в год. Первые справочники утверждены 16 октября 2014 года, далее — 16 апреля и 16 ноября 2015 года и 16 мая 2016-го. То есть всего три актуализации за почти два года. Мы уже больше 15 лет живем в третьем тысячелетии, а нам предлагают смириться с внесением изменений в базу данных два раза в год! При этом такие справочники у независимых составителей, заинтересованных в объективности оценки, могут меняться ежедневно и даже ежесекундно — в режиме онлайн. Но российские страховщики пошли своим путем. Хотя цены и соответствуют реальным, зато полностью подконтрольны страховым компаниям.

В-десятых, рост курса валют вообще никак не учитывается методикой. Возьмем, к примеру, справочники от 16.10.2014 года: курс доллара на эту дату составляет 40,74 рубля, следующую актуализацию РСА делает только через полгода — 16.04.2015-го. Поэтому по ДТП, произошедшему 15.04.2015 года, автовладелец получает выплату по старым справочникам, а курс доллара уже вырос и равен 51,97 рубля. Сами же участники страхового рынка рассказывают, что цены в справочниках, утвержденных в ноябре 2014 года, формировались по состоянию на май, а в мае 2014 года курс был и того меньше — около 34 рублей за доллар.

Это означает, что владелец иномарки, попавший в ДТП 15 апреля 2014 года, только на разнице курса и очевидном росте стоимости запчастей получил выплату, заниженную в 1,5 раза.

Но ситуация, хотя и кажется безнадежной в части противодействия страховому лобби, все же легко разрешима, если на то будет организованный запрос автомобилистов и воля законодателя.

Первые шаги по возвращению привлекательности ОСАГО для автомобилистов, на мой взгляд, таковы:

— Сохранить единые справочники как в целом хорошую идею.

— Забрать у РСА функцию по подготовке справочников стоимости материалов, запасных частей и нормо-часа работ и передать ее независимым от страховых компаний разработчикам.

— Обеспечить возможность автовладельцам и любым заинтересованным лицам (независимым экспертам, автопроизводителям и другим) в прозрачном режиме онлайн оспаривать стоимость запчастей и нормо-часа в справочниках. При этом цена сразу после изменения вносится в справочники и тут же применяется ко всем новым расчетам.

В итоге справочники довольно быстро станут отражать реальные рыночные цены на запасные части, материалы и нормо-час работ, а автовладельцы будут получать страховое возмещение, которое станет справедливой компенсацией ущерба, причиненного транспортному средству в ДТП.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

18
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

MaxHo
11.07.2016 10:15
Совсем плохо дела у автоюристов со справочником?

Обеспечить возможность автовладельцам и любым заинтересованным лицам (независимым экспертам, автопроизводителям и другим) в прозрачном режиме онлайн оспаривать стоимость запчастей и нормо-часа в справочниках.
Если не можем цену завысить из-за справочника - будем завышать её в справочнике

Забрать у РСА функцию по
Вы бы, господа автоюристы, функцию страхования на себя забрали. И было бы вам счастье. И всем автомобилистам. Ведь вы бы им платили по полной программе, а сами сказочно богатели!!

Не? Убытки вам не нужны, вы согласны только паразитировать на чужих бизнесах? Понимаю

Расскажите еще раз, как вы бескорыстно радеете за автомобилистов, только берегитесь депутатов - это их поляна, за народ всей душой болеть, о России думать, и ходить бессеребренником
0

ViSlav
11.07.2016 10:59
Роман (MaxHo) пишет:
Если не можем цену завысить из-за справочника - будем завышать её в справочнике

Для начала докажите, что в справочнике она не занижена. Автор статьи указывает вполне справедливые замечания к методике оценке цен и приводит конкретные примеры.
Не? Убытки вам не нужны, вы согласны только паразитировать на чужих бизнесах? smile Понимаю smile smile
Может быть сами страховые для начала перестанут паразитировать на автовладельцах? Какой процент выплат от собранных средств должен быть по закону об ОСАГО? А каков он по факту? Про навязывание всяких дополнительных "услуг" даже говорить не буду, всем и так известен этот способ мошенничества со стороны страховых.
6

dnvitas2
11.07.2016 11:07
А потом "криминальные" страховые компании удивляются, почему у них юристы професииАнально деньги взыскивают. А у нас еще осаго например привязана к авто, а не к водителю, что в принципе неправильно! Страхуется ответственность водителя, а не машины.
5

MaxHo
11.07.2016 11:12
Для начала докажите, что в справочнике она не занижена. Автор статьи указывает вполне справедливые замечания к методике оценке цен и приводит конкретные примеры.
У нас есть организации, которые этот справочник и методику утверждают. Идите в ЦБ и доказывайте там что хотите. Объясните ЦБ, что они очень предвзяты.

Автор статьи почему-то не указывает массовую практику завышения цен в заключениях "независимых" экспертиз в судах.
У любой медали - две стороны.
Какой процент выплат от собранных средств должен быть по закону об ОСАГО? А каков он по факту?
Сейчас он по факту больше 100%. Бизнес убыточен. Ссылаться на прошлые года не нужно, оперировать двумя цифрами тоже. Кто в состоянии анализировать отчетность СК - тот это увидит, кто не в состоянии - может поверить. Кто не в состоянии увидеть или поверить - верьте автоюристам, которые почему-то не хотят заниматься страхованием, несмотря на кажущуюся им прибыльность. Особо сильно верующим в прибыльность ОСАГО, рекомендую срочно заняться этим бизнесом. Особенно в проблемных регионах. Искать клиента не придется, он сам придет.
0

navy-one
11.07.2016 11:35
Роман (MaxHo) пишет:
У нас есть организации, которые этот справочник и методику утверждают. Идите в ЦБ и доказывайте там что хотите. Объясните ЦБ, что они очень предвзяты.

Вы вообще чинили машину через ОСАГО, представление имеете? По-нормальному, страховая должна починить машину и вопрос снимется навсегда, но они предпочитают отдать бапки, за которые машину гарантировано не починишь. Сам судился 8 месяцев, узаконенный рэкет.
2

Обучение

Материалы по теме