С 1 января 2017 года банки не смогут запрашивать кредитную историю заемщика без номера СНИЛС. Большинство кредиторов к этой ситуации не готовы технически. Большинство заемщиков… не знают, что такое и где лежит их СНИЛС.
О том, что страховой номер индивидуального лицевого счета станет обязательным документом при запросе кредитной истории, известно с 2014 года. Тогда закон «О кредитных историях» изрядно модифицировали и дополнили. СНИЛС – хороший идентификатор. Его номер не меняется в течение всей жизни гражданина. В отличие, например, от паспорта. Однако, когда подошло время Ч, выяснилось, что к работе со СНИЛС не готовы ни банки, ни заемщики.
Первые не оборудовали для заемщиков «рабочих мест» с доступом на портал госуслуг, где заемщики могли бы запросить в Пенсионном фонде России свой номер СНИЛС, чтобы потом передать его банку. Вторые в большинстве своем лишь смутно догадываются, что такое вообще страховой номер индивидуального лицевого счета, и начинают припоминать «что-то такое» только после формулировки «маленькая зеленая штучка» или «пенсионное».
И вот складывается переживательная ситуация.
БКИ не располагают данными о корректных номерах СНИЛС (у них есть около 2 млн номеров, притом что заемщиков не менее 80 млн, а кредитных историй и того больше – около 250 млн). Это территория ПФР, и он ни с кем информацией не делится. Только с самим гражданином. А это значит, что кое-какие банки, желая ознакомиться с кредитной историей заемщика, номер паспорта будут вводить корректный, а номер СНИЛС – «какой-то похожий». Потом это все придется корректировать и исправлять самому бюро. Банки не готовы отказывать только из-за отсутствия номера СНИЛС. Заемщики же не готовы отказываться от кредита.
И все чувствуют, что как-то с новым законом надо ужиться, желательно с минимальными потерями для всех сторон. Идеально было бы, чтобы ПФР все-таки открыл доступ банкам к номерам СНИЛС через систему межведомственного электронного взаимодействия (СВЭМ), хотя он пока и не хочет. В качестве альтернативного решения, пусть и технически более сложного, – единовременное уведомление всех хотя бы экономически активных граждан о номерах их СНИЛС (по СМС, адресу регистрации) и местах, где они могут получить «маленькие зеленые штучки», если они еще этого не сделали.
На первое время это помогло бы избежать прямо уж такого «коллапса» в потребительском кредитовании, о котором предупреждают скептики, и свести его максимум к «периоду легкого дискомфорта». Ну а дальше придется просто как-то привыкать к тому, что надо запоминать, где лежит СНИЛС среди прочих документов, и не забывать прихватывать его с собой, когда идешь подавать заявку в банк.
Ну или что? В качестве фантастической и слегка бредовой альтернативы: надо прямо сейчас становиться «золотым» клиентом каких-нибудь одной-двух кредитных организаций и заводить себе карточку, чтобы они имели доступ к кредитной истории «по умолчанию». И в дальнейшем решать задачи по привлечению дополнительного финансирования только с этими двумя банками.
Ну уж нет. Все-таки проще запомнить, где лежит твой СНИЛС.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
С какой стати?
Идеально для банков было бы лечь и расслабиться, но с какой стати.
С какой стати мне делать работу банков проще, при этом лишая себя комфорта и делясь приватной информации.
Я не хочу, что бы банк знал о моих пенсионных накоплениях, о полных моих доходах, о всех источниках дохода и пр. пр. пр.
Давайте обяжем ТОПов банков повесить у себя по всей квартире онлайн-вебки и еще обязательно одну себе на лоб, ну мне так удобней оценить надежность банка.