Часто и в публичных выступлениях, и в соцсетях я говорю, что у меня нет машины, а передвигаюсь я только общественным транспортом. Обычно на меня обрушивается шквал критики, мол, как же такой финансист — и не за рулем, а также что своя машина — это комфорт и т. д. И вот я решила поделиться своими мыслями на тему того, когда имеет смысл покупать автомобиль, а когда это может быть излишним.

Стоимость

Для начала нужно просто посчитать, как часто вам требуется транспорт, для каких целей и во сколько вам обойдутся разные варианты.

Автомобиль — это:

· разовые вложения, в среднем от 700 тыс. рублей. Если же с кредитом, то даже если брать в среднем на три года где-то под 12% на 50% от стоимости, то это будет уже около 770 тыс. рублей;

· ОСАГО, в среднем около 10 тыс. в год (очень усредненно);

· каско, в среднем, если не очень крупная и дорогая машина, то около 50 тыс. в год или выше;

· ТО, мелкий ремонт, запчасти, штрафы и т. д., допустим, около 50 тыс. в год;

· бензин. Зависит от эксплуатации машины, но если каждый день ездить на работу — с работы, а в выходные тоже выезжать в город, то в среднем может быть около 90—100 тыс. рублей в год;

· транспортный налог, в среднем около 5 тыс. в год;

· аренда гаража, парковка в городе — около 50 тыс. рублей в год.

Итого разово 700—770 тыс. рублей + ежегодно 215 тыс. рублей. Еще раз, это все крайне примерно. Или, если пересчитать в амортизацию примерно 10% от стоимости в год, то годовые расходы составят около 290 тыс. рублей в месяц — около 25 тыс. рублей.

А теперь сравниваем эту величину с альтернативами:

· годовой проездной на все виды транспорта — 18 200 рублей (Москва). Если без электричек. С ними и с аэроэкспрессом может получиться 40—50 тыс. рублей в год, если ежедневно, но все равно это около 4 тыс. в месяц. Конечно, самый дешевый вариант;

· стоимость автомобиля на день по каршерингу — это 2 тыс. рублей. Если вы ездите часто и почти каждый день, то в месяц эта опция будет дороже личного автомобиля. Если же это поездки 2—3 раза в день и не ежедневно, то каршеринг может быть дешевле;

· такси. Здесь средняя поездка стоит 400—800 рублей, пусть будет даже 500 рублей. Две поездки в день — и уже дороже, чем иметь свою машину. Но если это 2—4 поездки в неделю, то, безусловно, выгоднее.

Важно: расчет сделан на одного человека! Если в вашей семье машиной пользуются хотя бы два человека, то расходы на общественный транспорт будут вдвое выше, а расходы на автомобиль лишь немного могут возрасти по бензину, но в целом несущественно. Если же в семье дети, то машина может в итоге обойтись в месяц семье в ту же сумму, что и каждому члену семьи оплачивать проездной на общественный транспорт. Так что машина имеет эффект масштаба и становится выгоднее в семье.

Не только деньги

Да, можно было бы тут же вскрикнуть: «Ну вот, я же говорила!» И радостно сделать вывод о том, что нужно использовать общественный транспорт, так как это явно дешевле как минимум для одного человека. Но не все так очевидно. В частности, есть ситуации, когда общественный транспорт не является единственным подходящим решением или не подходит в принципе:

· если вы должны возить с собой множество вещей или тяжелые вещи: например, множество документов по работе, ноутбук, сумку для спорта, детские вещи и т. д. На себе в общественном транспорте это не увезти, а перекладывать из такси в такси или из одной машины каршеринга в другую — нереально.

· если у вас есть дача / загородный дом, куда вы регулярно ездите и отвозите семью, либо вы часто путешествуете за город, особенно с дополнительным снаряжением. Везти на себе все в электричке — удовольствие сомнительное;

· если вам важно постоянно быть на связи, вы можете многие рабочие моменты решить удаленно, но опять же при этом возите с собой мобильный офис: ноутбук, планшет, документы и проч. Тогда машина частично заменяет вам офис, чего не позволят иные варианты;

· когда точки вашего маршрута расположены неудобно, так что вместе с общественным транспортом приходится брать такси;

· когда в вашей семье есть близкие, которым требуется помощь в перемещении (дети, пожилые родители, люди с ограниченными возможностями), причем помощь требуется регулярно, а не 1—2 раза в месяц.

Список, конечно, можно дополнять. Я намеренно не включала в него «статусность», так как статус формируется не автомобилем, о чем свидетельствует стиль жизни многих моих клиентов — долларовых миллионеров без автомобиля в собственности.

Таким образом, делать однозначный вывод и давать рекомендации использовать общественный транспорт потому, что это дешевле, будет неверным. Нужно смотреть на стиль жизни, потребности и оценивать все в комплексе. И превращаться в Плюшкина ради экономии 2—3—4 тыс. рублей в ущерб всем членам семьи — явно не лучшее решение. Но и шиковать там, где можно без проблем использовать общественный транспорт, — тоже спорно. Подходите к автомобилю с позиции разумности и целесообразности, как и к управлению финансами в целом.