Рынок лизинга по итогам 2014 года: продолжаем снижение

Дата публикации: 31.03.2015 14:31
14 057
Время прочтения: 22 минуты

В исследовании «Рынок лизинга по итогам 2014 года: продолжаем снижение» рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») отразило основные тенденции в сегменте и его годовую динамику, а также прогнозы на текущий год. В обзоре также представлен рэнкинг лизинговых компаний РФ по итогам 2014-го.

Объем нового лизингового бизнеса в РФ за 2014 год сократился на 13% и составил 680 млрд рублей. Причина — в сокращении ж/д и авиасегментов, которое подтолкнуло лидеров рынка к наращиванию сделок с МСБ. Рынок продолжит падение и в 2015 году: согласно базовому прогнозу агентства, новый бизнес сократится на 20%. Крупнейшие сегменты продемонстрируют сжатие, а точкой поддержки станет автолизинг с нулевыми темпами прироста. Сокращение бизнеса и ухудшение макроэкономической ситуации уже привели к росту доли проблемных активов (с 6% до 10% в совокупном лизинговом портфеле), и мы ждем сохранения этой тенденции в 2015 году.

Впервые за пять лет новый бизнес (стоимость имущества) на рынке лизинга сократился и достиг минимального объема с 2011 года. По итогам 2014 года сумма новых договоров лизинга сократилась на 23% и составила 1 трлн рублей, а объем нового бизнеса снизился на 13% и составил 680 млрд рублей. Сжатие рынка было вызвано, в первую очередь, сокращением крупнейших сегментов – железнодорожной техники и авиатранспорта – на 40,2% и 44,3% соответственно. Кроме того, давление на динамику рынка оказали снижение доступности и рост стоимости заемных средств вследствие западных санкций, повышение ключевой ставки Банка России, а также устойчивый рост проблемной задолженности.

Темпы прироста объема полученных лизинговых платежей превысили темпы прироста объема профинансированных средств. За 2014 год произошло сокращение объема профинансированных средств (-15,4%). Лизинговый портфель на 01.01.2015 составил 3,2 трлн рублей, темп прироста – 10,3% – стал наименьшим за последние пять лет. Отчасти росту портфеля способствовало увеличение платежей к получению по валютным лизинговым договорам вследствие девальвации.

Доля госкомпаний в сумме новых договоров лизинга за 2014 год выросла до 48% (годом ранее – 42%). Увеличение доли связано с активным наращиванием сделок госкомпаниями в сегменте малого и среднего бизнеса вследствие сокращения крупных лизинговых договоров на рынке. Так, без учета крупных сделок доля госкомпаний в сумме новых договоров лизинга выросла на 10 п. п., до 36%, при этом доля отечественных частных банков сократилась почти на 8 п. п., до 14%. По мнению «Эксперта РА» (RAEX), доля госкомпаний в сумме новых договоров лизинга в 2015 году может превысить 50%.

По оценке «Эксперт РА» (RAEX), доля проблемных активов с учетом вынужденных реструктуризаций на рынке составляет не менее 10%. За 2014 год доля проблемных активов выросла с 6% до 10% в портфеле компаний, в 2015 году она может достигнуть 14%, по мнению «Эксперта РА» (RAEX). Доля реструктурированных сделок в совокупном портфеле лизингодателей в среднем по рынку составляет не менее 15% на 01.01.2015. При этом доля реструктуризации по крупным сделкам (прежде всего ж/д техника) достигла порядка 40% на ту же дату. Не менее трети таких реструктуризаций сделок агентство считает вынужденными и относит к проблемным активам.

На фоне сокращения крупных сделок в 2014 году лизингодатели активно наращивали бизнес с представителями МСБ (+27%). Впервые с 2009 года доля сделок с МСБ составила более трети от суммы новых договоров лизинга за год. Ключевая причина роста доли сделок с МСБ – более активная работа госкомпаний в сегменте автолизинга. Благодаря высокой ликвидности вторичного рынка автомобилей этот сегмент остается привлекательным для лизинговых компаний даже в текущих условиях.

Около 10% лизингодателей имеют в портфеле валютные договоры, однако задержки по платежам наблюдаются только у трети из них. После кризиса 2008 года лизингодатели снизили объемы валютных сделок и стали более консервативно относиться к займам в валюте. В то же время у некоторых компаний, имеющих значительные валютные обязательства, по итогам 2014 года появятся убытки. Однако зачастую эти убытки будут «бумажными» из-за действующих стандартов российского бухучета в финансовой отчетности: как правило, обязательства клиента перед лизингодателями фиксируются также в валюте, поэтому валютный риск переходит от лизинговой компании к лизингополучателю.

Согласно прогнозам «Эксперт РА» (RAEX), в 2015 году объем нового бизнеса сократится даже при оптимистичном сценарии. В случае его реализации сокращение может составить 10%, а объем нового бизнеса снизится до 610 млрд рублей. Данный прогноз предполагает сокращение ж/д и авиасегментов на 30% и 20% соответственно. Рост автолизинга составит не менее 5%, а падение прочих сегментов – около 8%. Согласно пессимистичному (базовому) сценарию, объем нового бизнеса сократится до 540 млрд рублей (-20%). В этом случае падение сегментов ж/д и авиатехники составит не менее 40%, а сегмент-лидер прошлого года – автолизинг – на фоне удорожания автомобилей и спада автопродаж продемонстрирует нулевые темпы прироста.

Методология

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» (RAEX) проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года, полугодия и девяти месяцев.

В проекте «Российский лизинг» может принять участие любая лизинговая компания (или группа аффилированных компаний), зарегистрированная как юридическое лицо на территории РФ, осуществляющая деятельность по предоставлению оборудования и других объектов в финансовую аренду. Исследование проводится на основе анализа анкетных данных, предоставленных лизингодателями – участниками исследования.

В исследовании по итогам 2014 года приняли участие 112 лизинговых компаний, общий объем сделок которых, по нашему мнению, составляет около 93% всего лизингового рынка. (Участие в исследовании по итогам 2013 года приняли 138 лизинговых компаний, объем сделок которых превысил 95% всего рынка). По нашей оценке, в текущем исследовании не приняли участие около 60 компаний, на которых в совокупности приходится около 7% лизингового рынка. При расчете объемных показателей рынка мы сделали корректировки в соответствии с этими предпосылками.

К компаниям, которые, по нашим оценкам, могли бы попасть в топ-30 крупнейших по итогам 2014 года, но не предоставили свои данные, относятся «Росагролизинг», лизинговая компания «Уралсиб», «Брансвик Рейл», «МТЕ Финанс», ARVAL, «Дойче Лизинг Восток» и «Авангард-Лизинг», что было учтено при экстраполяции объемов нового бизнеса в оба периода.

В исследовании мы не учитывали долю рынка, приходящуюся на компании, чья деятельность ориентирована исключительно на распределение ресурсов внутри холдингов с использованием возможностей налоговой оптимизации. Информация об этих компаниях обычно недоступна, а их деятельность находится вне тенденций, характерных для «рыночных» лизинговых компаний.

В составе лизинговых сделок мы считаем необходимым выделить оперативный лизинг. Кризис 2008–2009 годов привел к увеличению объемов изъятого оборудования и ускоренному росту сегмента оперативного лизинга, который в России юридически реализуется через договоры аренды из-за особенностей правового поля. В настоящее время мы не корректируем расчет новых сделок на сумму договоров оперативного лизинга, хотя и отмечаем, что их экономическая суть и технологии осуществления различны.

Необходимо обратить внимание на то, что с 1 полугодия 2014 года в исследованиях «Эксперта РА» (RAEX) показатель «новый бизнес» рассчитывается как стоимость имущества (без НДС) по новым заключенным сделкам. До первого полугодия 2014 года под «новым бизнесом» понималась вся сумма договоров лизинга, включая НДС; данный показатель останется в исследованиях в качестве второстепенного и будет называться «сумма новых договоров лизинга». При этом критерии учета новых сделок для обоих показателей одинаковы – должны выполняться одно или оба условия: в рассматриваемый период получен ненулевой аванс от клиента для осуществления сделки, либо лизингодателем приобретен предмет лизинга для его передачи клиенту. Рэнкинги лизинговых компаний по видам имущества и по географии деятельности, начиная с исследования по итогам первого полугодия 2014 года, строятся по «новому бизнесу», согласно обновленной трактовке (по стоимости имущества без НДС).

В новые сделки оперативного лизинга (арендные сделки) включаются сделки, по смыслу являющиеся оперативным лизингом, но юридически оформленные как договор аренды, по которым в рассматриваемый период получен первый арендный платеж.

Другие основные термины, используемые в исследовании, не подверглись изменению. Под ними мы понимаем следующее.

Объем профинансированных средств – средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы, произведенные лизингодателем).

Объем полученных платежей – это общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода.

Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) – объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам за вычетом задолженности, просроченной более чем на 2 месяца.

Показатели объема полученных лизинговых платежей и объема текущего портфеля характеризуют эффективность деятельности компании в предыдущих исследуемому периодах.

Все показатели по компаниям, кроме «нового бизнеса», указываются с учетом НДС.

Для проверки правильности предоставляемых компаниями данных используются процедуры сравнения запрашиваемых показателей с данными финансовой отчетности и результатами предыдущих периодов. В процессе обработки данных из анкет показатели анкеты соотносятся с показателями баланса, в результате чего выявляются компании с нехарактерными соотношениями, у которых запрашиваются уточнения и разъяснения. Кроме этого, сопоставляется динамика развития компании за несколько временных периодов, что тоже показывает нехарактерные сдвиги в объемах деятельности. Также соотносятся показатели портфеля, нового бизнеса и полученных платежей. Очевидно, что рост или падение объемов деятельности в предыдущих периодах влекут соответствующее изменение в денежных потоках (полученных платежах). Данные изменения также анализируются нами как критерий оценки достоверности предоставляемой информации.

Мы благодарим за интервью и комментарии к исследованию следующих спикеров:

Агаджанов Максим, генеральный директор «Газпромбанк Лизинг»;

Грабилова Елена, начальник сектора по развитию лизинга «Межрегиональной инвестиционной компании»;

Добровольский Владимир, заместитель генерального директора ГТЛК;

Долгих Алексей, коммерческий директор «Лизинг-Трейд»;

Енькова Ольга, управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг»;

Царев Кирилл, и. о. генерального директора «Сбербанк Лизинг»;

Лопатина Марина, генеральный директор «Газтехлизинг»;

Лысенко Александр, начальник отдела маркетинга «Сибирской лизинговой компании»;

Осетковская Елена, заместитель директора «Лизинговой компании «Дельта»;

Смирнов Алексей, генеральный директор «CARCADE Лизинг»;

Тимофеев Дмитрий, генеральный директор «КОНТРОЛ лизинг».

Развитие рынка за 2014 год

Объем и динамика рынка

После фазы стагнации 2012–2013 годов объем нового бизнеса (стоимости имущества) продемонстрировал падение на 13,2% в 2014 году. По оценке «Эксперта РА» (RAEX), номинальный объем нового бизнеса (стоимости имущества) составил 680 млрд рублей (годом ранее – 783 млрд рублей). Несмотря на переориентацию лизинговых компаний на сделки с МСБ, компенсировать сокращение крупных договоров лизинга им не удалось: сумма новых договоров лизинга за прошедший год упала на 23,1% и составила около 1 трлн рублей. Подобное сокращение (около четверти) суммы новых лизинговых договоров наблюдалось на лизинговом рынке в 2008 году. За 2014 год объем профинансированных средств показал отрицательные темпы прироста (-15,4%), что в последний раз отмечалось также в 2008–2009 годах. Лизинговый портфель на 1 января 2015 года составил 3,2 трлн рублей, темп прироста — 10,3% – наименьший за последние пять лет.

Из-за сокращения крупных сделок на протяжении последних трех лет произошло ослабевание сезонности рынка лизинга. Ранее более трети лизинговых договоров заключались в IV квартале года, теперь на три последних месяца года приходится только около четверти заключенных сделок (246 млрд рублей за IV квартал 2014 года). Помимо этого, в прошедшем году сумма новых договоров лизинга распределилась поровну между полугодиями, что раньше было нехарактерно для российского лизингового рынка.

Сумма новых договоров лизинга, очищенная от сегментов ж/д и авиатехники, за прошедший год сократилась всего на 5%, в отличие от суммы лизинговых договоров с учетом всех сегментов (-23,1%). Более сильного падения суммы новых договоров лизинга удалось избежать за счет сохранения объема сделок с автотранспортом (за 2013 год – 323,7 млрд рублей, за 2014 год – 331 млрд рублей).

В структуре финансирования сделок за 2014 год доля кредитов снизилась почти на 10 п. п. по сравнению с 2013 годом. Причина кроется в росте кредитных ставок на протяжении всего 2014 года. Отдельно стоит отметить шоковое повышение ключевой ставки Банком России в середине декабря 2014 года с 10,5% до 17%, последствия которого сегодня все больше ощущает лизинговый рынок. По данным анкетирования, не менее 95% лизинговых компаний столкнулись с пересмотром банками процентных ставок по уже выданным до 17 декабря кредитам. Повышение ставок составило от 2 п. п. до 13 п. п. Не менее 10% опрошенных лизингодателей отмечают, что одними из первых ставки стали повышать крупные государственные банки, несмотря на то, что они имеют доступ к источникам дополнительной ликвидности. Интересным фактом является то, что некоторые кредитные организации пересматривали ставки по действующим договорам даже для своих дочерних лизинговых компаний (повышение в среднем было аналогичным, как и для рыночных компаний).

Несмотря на удорожание средств на долговых рынках, доля облигаций в структуре финансирования сделок за прошедший год выросла на 8,1 п. п. Помимо крупных госкомпаний, облигации размещали и частные российские лизингодатели: так, в IV квартале 2014 года компания «ТрансФин-М» разместила облигации на 3 млрд рублей (срок погашения – 15.12.2017, размер купона – 10,5% годовых).

Однако в источниках финансирования лизингодателей без учета крупных сделок1 доля долговых ценных бумаг снижается (с 4,6% за 2013 год до 1,4% за 2014 год), а доля собственных средств выросла на 5,2 п. п. и составила почти 17%: в условиях дорогих кредитов рыночные лизинговые компании активнее стали использовать собственные средства для финансирования сделок. Пока у лизингодателей существует небольшой запас по капиталу, повышение авансов происходит гораздо реже (рост менее 1 п. п.). Стоит отметить, что в финансировании деятельности лизинговых компаний без учета крупных сделок произошло снижение доли авансов (-2,6 п. п.). По мнению агентства, рыночные компании для сохранения объемов нового бизнеса старались при возможности не повышать размеры авансовых платежей.

Средняя сумма сделки на рынке за 2014 год составила не более 6 млн рублей, годом ранее – 8,6 млн рублей. Это было обусловлено ростом общего количества заключенных сделок с малым и средним бизнесом (не менее 10% за 2014 год) по рынку: объем нового бизнеса с МСБ за 2014 составил 321 млрд рублей (годом ранее – 252 млрд рублей).

Лидеры рынка

Лидером рынка, как и годом ранее, стал «ВЭБ-лизинг», второе и третье место занимают ВТБ Лизинг и «Сбербанк Лизинг» соответственно. В совокупности доля тройки лидеров составила около 37% всего объема нового бизнеса (за 2013 год – 35%). Стоит отметить, что активное заключение крупных сделок компанией «Сбербанк Лизинг» в IV квартале 2014 года удержало рынок от более сильного падения (около 18%). «В четвертом квартале 2014 года компания заключила несколько крупных контрактов, – отмечает Кирилл Царев, и. о. генерального директора «Сбербанк Лизинг». – В их числе финансирование компании «УВЗ-Логистик» на 10 тысяч вагонов (общая стоимость лизингового проекта – 40 млрд рублей) и компании «Аэрофлот» на 10 самолетов Sukhoi Superjet 100 (стоимость проекта в каталожных ценах – 354 млн долларов)».

Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров лизинга немного выросла и составила 66,4% по итогам 2014 года против 65% в 2013 году (в 2012 году – 63%, в 2011-м – 66,5%). Доля лидера рынка, «ВЭБ-лизинга», в 2014 году увеличилась на 6,4 п. п. и составила 15% (в 2013 году – 8,6%). Продолжающийся рост концентрации на крупнейших лизингодателях в новом бизнесе и сумме новых договоров лизинга также сказался на увеличении доли топ-10 в совокупном лизинговом портфеле. Так, на 01.01.2015 около трех четвертей лизинговых платежей к получению приходится на десять крупнейших лизингодателей.

В структуре рынка по видам собственности произошли заметные изменения: без учета крупных сделок доля госкомпаний в сумме новых договоров лизинга выросла на 10 п. п., при этом доля отечественных частных банков сократилась почти на 8 п. п. Заметно выросла доля дочерних компаний иностранных производителей оборудования (почти на 3 п. п.), что объясняется ростом сделок с легковым и грузовым автотранспортом иностранных марок до начала девальвации рубля.

См. инфографику по показателям развития рынка в 2014 году на сайте источника

Структура рынка

Структура сделок по регионам

По сравнению с 2013 годом в территориальном распределении лизинговых сделок за прошедший год произошло снижение доли Санкт-Петербурга на 5,6 п. п. (обусловлено крупной разовой сделкой в 1 полугодии 2013 года), первые (пилотные) сделки во 2 полугодии были заключены в Крымском ФО, а доля Центрального ФО за 2014 год выросла почти на 3 п. п. Крупнейшим регионом по объему заключаемых новых договоров лизинга по-прежнему остается Москва (43,1% за 2014 год).

Стоит отметить, что значительная часть нового бизнеса за пределами РФ обусловлена сделками с клиентами из стран, входящих в Таможенный союз. Основная доля таких сделок пришлась на лизингополучателей из Республики Казахстан и Республики Беларусь. В лизинг передавалось различное оборудование, автотранспорт, ж/д техника и прочее.

Без учета крупных сделок в территориальном распределении новых договоров лизинга концентрация на Москву выросла на 6 п. п., вторым ФО по сумме заключенных лизинговых договоров остается Приволжский, а третье место удерживает Уральский ФО.

Структура сделок по отраслям

2014 год ознаменовался значительным падением прежних лидеров среди сегментов по сумме новых договоров лизинга – ж/д и авиатехники. Сокращение объема сделок с железнодорожной техникой за прошедший год составило 40,2%, а с авиатранспортом – 44,3%. Если стагнация в первом сегменте началась с 2012 года, то авиационная отрасль столкнулась с заметными проблемами в 2014 году. Падение курса рубля негативно отразилось, во-первых, на объемах международных авиаперевозок, которые, в отличие от внутристрановых, давали значительную часть прибыли для авиакомпаний, а во-вторых, на росте суммы лизинговых платежей, так как подавляющая часть лизинговых договоров заключена в иностранной валюте. С наибольшими проблемами столкнулись авиаперевозчики, приобретавшие самолеты в финансовый лизинг, так как для его погашения авиакомпании использовали краткосрочные банковские займы, выдачу которых иностранные кредитные организации стали сворачивать после введения санкций западными странами.

С позитивной динамикой год закончил автолизинг, ставший крупнейшим сегментом по доле в сумме новых договоров лизинга (33,1% за 2014 год против 24,9% за 2013 год) и нарастивший абсолютные объемы (с 323,7 млн рублей за 2013 год до 331 млн рублей за 2014 год). Основной рост в сегменте автолизинга продемонстрировал легковой автотранспорт (+25,5%), а сделки с грузовыми автомобилями, несмотря на рост доли (+1,8 п. п.), в стоимостном выражении сократились почти на 13%. Данная динамика объясняется тем, что продажи грузовых автомобилей за прошедший год падали сильнее, чем легковых. Кроме того, девальвация рубля позитивно сказалась на продажах легковых автомобилей в IV квартале 2014 года, так как клиенты пытались приобрести технику до пересмотра цен продавцами. В целом причиной роста автолизинга стала ликвидность автотранспорта, что является важным аспектом при реализации изъятого имущества у неплатежеспособного клиента, а также активный выход госкомпаний за последние два года в сегмент МСБ. Всего по рынку из 17 крупнейших сегментов, выделенных «Экспертом РА» (RAEX) в рамках исследования, положительные темпы прироста продемонстрировали только 4 (таблица 3). Годом ранее рост наблюдался в 9 сегментах.

Среди топ-10 сегментов по сумме новых договоров лизинга помимо автолизинга доли увеличили строительная техника (+1,2 п. п., в абсолютном выражении сегмент сократился на 12,1%) и недвижимость (+1,7 п. п., в абсолютном выражении сегмент вырос на 105,9%). Изменения долей остальных сегментов менее существенны для рынка лизинга.

Рост доли авиасегмента (+6,8 п. п.) в совокупном лизинговом портфеле на 01.01.2015, несмотря на падение суммы новых договоров лизинга (-44,3%), объясняется ростом курсов доллара США и евро по валютным лизинговым договорам с авиатехникой.

Структура сделок по размеру бизнеса клиента

Сокращение крупных сделок (прежде всего ж/д и авиасделок) на рынке в 2014 году отразилось и на структуре сделок с точки зрения размеров лизингополучателей. Наращивание сделок с автотранспортом позволило укрепить позиции лизинга в малом и среднем бизнесе: впервые с 2009 года доля сделок с МСБ составила более трети от всей суммы новых договоров лизинга за год.

Согласно структуре нового бизнеса (стоимости имущества) по размеру деятельности клиента, малым бизнесом больше востребован финансовый лизинг, а средним бизнесом – оперативный.

См. инфографику по структуре рынка на сайте источника

В выжидательной позиции

Главными вызовами для рынка в прошлом году выступили сокращение объемов и рост стоимости заемных средств на рынках капитала, а также увеличение проблемной задолженности. Агентство отмечает, что доля проблемных активов с учетом вынужденных реструктуризаций на рынке составляет не менее 10% на 01.01.2015. Так, согласно анкетированию, доля реструктурированных сделок в лизинговом портфеле компаний в среднем по рынку продолжает также расти и составляет не менее 15% на 01.01.2015, при этом доля реструктуризации по крупным сделкам (прежде всего ж/д техника) достигла порядка 40%. Не менее трети таких реструктурированных сделок агентство считает вынужденными и относит к проблемным активам. Дальнейшие реструктуризации крупных сделок и сокращение нового бизнеса будут все больше сказываться на поступлениях лизинговых платежей в 2015–2016 годах.

В 2014 году темпы прироста объема полученных лизинговых платежей впервые за последние пять лет превысили темпы прироста объема профинансированных средств. При этом объем профинансированных средств сократился на 15,4% по сравнению с 2013 годом, а прирост полученных лизинговых платежей составил всего около 6%. Это свидетельствует о том, что большинство лизингодателей вынуждены обслуживать только текущий портфель, не наращивая объем своей деятельности. Сегодняшняя макроэкономическая ситуация дает все основания полагать, что в 2015 году темпы прироста полученных лизинговых платежей будут также отрицательными (подобная ситуация наблюдалась в 2008–2009 ггодах).

Позитивным моментом на сегодняшний день является гораздо меньший объем валютных обязательств у лизинговых компаний, чем в предшествующий финансовый кризис, что снижает давление на качество лизингового портфеля. Согласно анкетированию, около 10% лизингодателей имеют в портфеле валютные договора, причем задержки по платежам наблюдаются только у трети из них. Лизингодатели во избежание роста просрочек по валютным договорам стали после полной оплаты поставщику стоимости имущества фиксировать цены по договорам в рублях до конца срока аренды. Объем сделок с валютной составляющей, очевидно, продолжит сокращаться в текущем году. Исключение лизинговые компании готовы будут сделать для клиентов-экспортеров, имеющих валютную выручку. При этом объемы и сроки по новым сделкам с импортным оборудованием будут сокращаться. В то же время из-за девальвации рубля возросла рыночная стоимость импортного имущества. «Рост стоимости уже поставленных предметов лизинга в рублях, особенно импортной техники, приведет к тому, что вырастет рыночная стоимость переданных предметов лизинга и, как следствие, улучшится обеспечение», – подчеркивает Кирилл Царев. В связи с этим вторичный рынок иностранного оборудования, по оценкам «Эксперта РА» (RAEX), в ближайшие годы будет востребован, так как из-за удорожания нового оборудования клиенты будут вынуждены приобретать более дешевое б/у имущество. Препятствием для лизинга импортной б/у техники может стать удорожание комплектующих, цены на которые также выросли.

В результате действующих стандартов РСБУ девальвация рубля вновь привела к появлению убытков в финансовой отчетности лизингодателей, имеющих валютные обязательства. Порядок учета валютных обязательств в РСБУ нередко игнорируется банками, в итоге лизинговым компаниям с валютными пассивами кредитные организации отказывают в предоставлении займов, ссылаясь на отрицательный финансовый результат в отчетности.

Помимо мероприятий по снижению валютных рисков, лизингодатели вынуждены в 2015 году пересматривать продуктовые линейки: повышены требования к клиентам и допобеспечению, сокращается число видов оборудования по экспресс-продуктам, происходит переориентация на отечественных производителей, пересмотр региональных программ, ряд ранее разработанных пилотных проектов будет замораживаться. Сегодня нередко дилеры вынуждены пересматривать условия своих спецпрограмм, что также приводит к уменьшению количества совместных лизинговых продуктов.

Работа в текущих условиях идет в основном с постоянными клиентами, только немногие компании ставят планы по агрессивному привлечению клиентов от конкурентов. Количество компаний, желавших еще в начале 2014 года приобрести портфели других лизингодателей, снизилось, так как многие сегодня озабочены качеством собственного портфеля и нацелены на работу с проблемной задолженностью и повышение эффективности бизнес-процессов.

Для абсолютного большинства лизингодателей главным критерием выживания на падающем рынке в 2015 году является эффективная работа с дебиторской задолженностью. «Основной критерий выживания лизинговых компаний в 2015 году, на наш взгляд, это получение лизинговых платежей в полном объеме, с учетом повышения ставок по кредитам и повышения ставок по лизинговым договорам. Здесь крайне важна планомерная работа с просроченной дебиторской задолженностью», – подчеркивает Владимир Добровольский, заместитель генерального директора ГТЛК.Не менее важным критерием в текущих условиях является гибкость продуктовой линейки компаний и оперативное реагирование на изменяющиеся условия рынка. Для рыночных компаний ключевым фактором выживания будет запас прочности по капиталу и невысокая закредитованность краткосрочными заемными ресурсами.

Еще одним существенным критерием успешности для компаний будет ориентация бизнеса на оборудование, востребованное при текущих макроэкономических и внешнеполитических условиях. На 2015 год наибольшие надежды участники рынка возлагают на автолизинг, принимая во внимание ликвидность имущества. Лизинг легковых автомобилей может привлечь часть клиентов, отказавшихся от дорогих банковских автокредитов. «Главным ресурсом для развития лизинга грузового транспорта и спецтехники являются инфраструктурные проекты, реализуемые за счет бюджетного финансирования. Многое будет зависеть от того, какое количество проектов попадет под секвестр и будет «заморожено», – добавляет Алексей Смирнов, генеральный директор «CARCADE Лизинг».

Сельскохозяйственная техника также имеет шансы увеличить свою долю в объеме нового бизнеса 2015 года: компании отмечают спрос на данное имущество после введения Россией ответных санкций в виде ограничения поставок сельскохозяйственной продукции из западных стран. В разрезе производителей оборудования предпочтение будет отдаваться российским поставщикам, предлагающим аналог подорожавшего иностранного оборудования. Кроме того, реализация госпрограмм по созданию импортозамещающих производств также подстегнет спрос на российское оборудование (в особенности на оборудование, связанное с обработкой и реализацией на экспорт сырьевых ресурсов). Однако отечественному оборудованию придется выдержать конкуренцию с азиатскими производителями, которые активизировались и рассчитывают занять долю рынка, оставленную западными дилерами. В отличие от прошлых лет азиатские поставщики стали больше обращать внимание на сервисное обслуживание техники и доступность комплектующих для нее. Так, уже сейчас с китайской техникой работают лизинговые компании из топ-20, а их клиенты активно интересуются оборудованием из Гонконга, Сингапура, Южной Кореи и Тайваня.

Прогноз развития рынка на 2015 год: без перспектив роста

Текущая экономическая конъюнктура, подкрепленная нестабильностью на кредитном и валютном рынках, не дает оснований для роста нового бизнеса в лизинговой отрасли. В связи с этим подавляющая часть компаний избрала выжидательную позицию, что отразилось на планируемом объеме нового бизнеса на 2015 год. Компании, в капитале которых не участвует государство, ожидают сокращения нового бизнеса в пределах 10–15%, и, наоборот, значительная часть госкомпаний ожидает положительных темпов прироста. Планы частных лизинговых компаний на 2014 год были гораздо оптимистичнее (рост от 5 до 40%).

По мнению агентства, в 2015 году рынок ждет продолжение роста концентрации. Госкомпании будут наращивать свои доли, а дочерние компании частных банков, вынужденные сокращать издержки на поддержание аффилированных структур, станут проводить реорганизацию путем слияния связанных юридических лиц или продаж портфелей. В результате, по нашей оценке, доля госкомпаний в сумме новых договоров лизинга в 2015 году может превысить 50%.

Многое в 2015 году будет зависеть от финансового состояния крупнейших лизингополучателей, концентрация на которых у компаний достаточно высока (сумма платежей к получению, приходящаяся на 10 крупнейших клиентов, на 01.01.2015 составила в среднем по рынку не менее 60%). «В 2015 году ожидается большое количество дефолтов компаний-лизингополучателей. Поэтому крайне важно организовать оперативное изъятие техники и ее последующую реализацию. Это позволит получить средства, которые необходимы для погашения кредитов», – отмечает Владимир Добровольский. Лизингодатели, столкнувшиеся с нехваткой ликвидности, будут вынуждены уходить с рынка в текущем году.

Согласно негативному прогнозу «Эксперта РА» (RAEX), новый бизнес составит в 2015 году около 540 млрд рублей. Данный сценарий учитывает усиление кризисных явлений в крупнейших сегментах – ж/д и авиатехники, падение которых может составить 45% и 42% соответственно. Строительная отрасль, являющаяся одним из самых активных пользователей лизинговых услуг, будет испытывать сложности с продажей недвижимости и финансированием долгосрочных проектов. Сегмент-лидер прошлого года – автолизинг – на фоне удорожания автомобилей и спада автопродаж 1 продемонстрирует нулевые темпы прироста. Прочие сегменты рынка сократятся на 16%. В пользу пессимистичного сценария выступает падение инвестиций в основной капитал 2, высокая стоимость заемных средств 3, волатильность курса национальной валюты и общее ухудшение макроэкономических условий в сочетании с высокими внешнеполитическими рисками. «Эксперт РА» (RAEX) рассматривает пессимистичный прогноз как базовый. Реализация данного прогноза наиболее вероятна в случае снижения ВВП России в 2015 году на 1–3%, при этом, по ожиданиям агентства, волатильность курса рубля будет в пределах 60–65 рублей за доллар, а ключевая ставка ЦБ РФ составит порядка 13% из-за высокой инфляции (не менее 13–15%).

Позитивный прогноз подразумевает сокращение объема нового бизнеса на 10%, при этом его объем составит не менее 610 млрд рублей. В этом случае предполагается сокращение сегмента ж/д техники на 30%, авиализинга – на 20%, прочих сегментов – суммарно на 8%. Рост автолизинга может составить не менее 5%. Реализация позитивного прогноза, по мнению агентства, возможна при незначительном падении реального ВВП (не более 1%), укреплении рубля до 55 рублей за доллар, снижении инфляции со 2 полугодия до 10–12% и, как следствие, понижении ключевой ставки Банком России ниже 13%.

Агентство прогнозирует сокращение объема нового бизнеса и при позитивном, и при негативном сценарии. Темпы прироста полученных платежей и профинансированных средств в 2015 году продемонстрируют динамику, схожую с 2009 годом.

См. инфографику по прогнозам развития рынка в 2015 году, на сайте источника

См. интервью с партнерами исследования Кириллом Царевым («Сбербанк Лизинг») и Владимиром Добровольским (ГТЛК) на Банки.ру или на сайте RAEX («Эксперт РА»)

Рэнкинг лизинговых компаний России по итогам 2014 года
Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме


Все продукты