Сейчас лизинговым компаниям необходимо притормозить инвестиционную деятельность, понаблюдать за тем, какие меры примут для выживания конкуренты. Такое мнение высказал в интервью рейтинговому агентству RAEX («Эксперт РА») заместитель генерального директора Государственной Транспортной Лизинговой Компании Владимир ДОБРОВОЛЬСКИЙ, ставший одним из партнеров исследования рынка лизинга за 2014 год.
– Какие значимые события произошли на рынке в IV квартале 2014 года?
– Самыми значимыми событиями на рынке в IV квартале 2014 года стали рост курса иностранной валюты, повышение ЦБ РФ ставки рефинансирования и практически полное прекращение в связи с этим инвестиционного финансирования реального сектора. Данные обстоятельства привели к остановке рынка.
Отдельно можно отметить локальный всплеск продаж российской техники в конце декабря 2014-го – январе 2015 года, который был вызван опасениями скорого подорожания. Рынок лизинга данное событие обошло стороной.
– Как, на ваш взгляд, будет развиваться лизинговый рынок в 2015 году? Какой вид оборудования, по вашему мнению, будет востребован в текущих макроэкономических условиях?
– Мы считаем, что в 2015 году на рынке лизинга будет востребована в первую очередь российская техника. Ее стоимость вырастет, но этот рост не сопоставим с ростом цен на импортные аналоги. В целом рынок лизинга будет тормозиться низким спросом на лизинговые услуги. При таких ставках, которые сейчас существуют в банковском и финансовом секторе, ни один проект окупиться не может. Особенно с учетом того, что ставки на услуги (на перевозки, на строительные работы) не выросли. Ситуацию может изменить только большая инфляция или же снижение ставок.
Как уже говорилось выше, в 2015 году будет наблюдаться тенденция к усилению импортозамещения. Какой конкретно вид оборудования будет востребован, сказать сложно. Ситуация может измениться в любую сторону, и прогнозировать в сложившихся условиях нет возможности. Скорее всего, будет востребовано оборудование, которое применяется в отраслях, ориентированных на экспорт. В любом случае, пока финансовый рынок не сдвинется с места, спрос на лизинговые услуги будет низким.
– Рассматривает ли ваша компания возможности покупки ЛК или их портфелей в текущем году?
– Мы считаем, что покупка лизинговой компании в данной ситуации чревата большими рисками. Покупая сейчас любую ЛК или портфель, ты получаешь кота в мешке. Состояние большинства лизингополучателей, которым выдавались деньги год-два назад, сейчас сомнительное.
– Пересматривали ли банки ставки по уже действующим договорам с вашей компанией? Если да, то насколько процентных пунктов в среднем выросли кредитные ставки после пересмотра их банками? Какая доля банков-партнеров из общего их числа провела пересмотр ставок по уже действующим кредитам?
– Практически все банки пересмотрели ставки. В среднем, в зависимости от банка, ставки выросли на величину от 3 до 5 процентных пунктов.
– Какими, на ваш взгляд, будут критерии выживания и успешности лизинговых компаний в 2015 году? Каким вы видите развитие своей компании в 2015 году?
– Мы выделяем три критерия. Основной критерий выживания лизинговых компаний в 2015 году, на наш взгляд, – это получение лизинговых платежей в полном объеме, с учетом повышения ставок по кредитам и повышения ставок по лизинговым договорам. Здесь крайне важна планомерная работа с просроченной дебиторской задолженностью. Вторым важным критерием выживания для большинства компаний станет возможность договориться с банками по поводу реструктуризации кредитных договоров. По нашему мнению, многим выжить без этого будет сложно. В связи с этим наибольшую выживаемость покажут лизинговые компании при банках или при производителях. Независимые же компании ожидает тяжелый год. Третий важный критерий – реализация изъятой техники. В 2015 году ожидается большое количество дефолтов компаний-лизингополучателей. Крайне важно организовать оперативное изъятие техники и ее последующую реализацию. Это позволит получить средства, которые необходимы для погашения кредитов, плюс обеспечит ЛК дополнительную прибыль.
В целом всем участникам рынка стоит задуматься над понижением затрат и увеличением общей эффективности работы организации. Планы по привлечению нового бизнеса стоит отложить на II–III кварталы. Сейчас лизинговым компаниям необходимо притормозить инвестиционную деятельность, понаблюдать за тем, какие меры предпримут для выживания конкуренты.
В текущих условиях наша компания планирует развиваться в соответствии с озвученными выше критериями. Процедура отбора лизингополучателей, скорее всего, ужесточится. Компания будет ориентироваться в первую очередь на отрасли, которые покажут наибольший потенциал выживаемости в 2015 году.
– Как кризис повлиял на продуктовую линейку компании? Был ли отказ от существующих продуктов или от введения новых?
– На продуктовую линейку ГТЛК кризис не повлиял. Розничным лизингом компания не занималась, а все остальные сегменты по-прежнему в том же объеме представлены в линейке наших лизинговых продуктов.
– Какие изменения происходят в компании в связи с девальвацией рубля?
– По большому счету девальвация рубля нас почти не затронула. Мы работаем с клиентами, которые действуют на территории Российской Федерации и имеют рублевую выручку, соответственно, лизинговые продукты реализовывались также в рублях.
– Какова платежная дисциплина клиентов по валютным договорам?
– Валютных договоров у компании немного. Платежная дисциплина клиентов по таким контрактам находится на высоком уровне.
– Сократился ли объем сделок с поставщиками-нерезидентами во втором полугодии 2014 года? Производителям оборудования из каких стран компания (или клиенты компании) сейчас отдает предпочтение?
– Работая с импортной техникой, мы никогда не завозим ее напрямую. Наша работа строится через официальных дилеров. Мы придерживаемся мнения, что если компания-производитель не имеет представительства в России, ее технику сдавать в лизинг не стоит. У такого оборудования могут возникнуть проблемы с гарантией и техническим обслуживанием. Для ГТЛК основными параметрами импортного оборудования для поставки в лизинг являются: качество изготовления, возможность технического обслуживания на территории РФ, достаточно высокая остаточная стоимость. Страна-производитель не имеет значения, так как обычно оборудование выбирает сам клиент.
Отдельно хотелось бы отметить, что объемы продаж импортного оборудования во втором полугодии по вполне понятным причинам упали.