Банк России поддерживает идеи Национального совета финансового рынка (НСФР) об исключении давления на собственных сотрудников — комплаенс-офицеров — со стороны менеджмента, акционеров и клиентов банков. В ЦБ отметили, что рекомендации не противоречат законодательству и требованиям к деловой репутации комплаенс-офицеров, пишут «Известия».
«Банки могут следовать указанным рекомендациям в работе», — говорится в письме директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Юрия Полупанова.
По данным НСФР, полностью независимы в работе комплаенс-офицеры только в 6% банков. В 68% организаций такие сотрудники как административно, так и функционально подчиняются менеджменту, в 25% — только отчитываются перед руководителем, в 4% кредитных организаций подчинение формально. В 50% случаев решения комплаенс-офицера должны подтверждаться вышестоящим руководством. В 32% случаев комплаенс-офицеры испытывают давление со стороны вышестоящего руководства, в 1% — со стороны сотрудников банков.
Еще 24% банков публикуют данные комплаенс-офицеров, в том числе контактные (Ф. И. О., почта, сфера ответственности), в открытом доступе, и только у 6% кредитных организаций введены санкции за разглашение соответствующей информации. В 54% случаев сотрудников, которые разглашают данные о комплаенс-офицерах, штрафуют или лишают премии, в 2% случаев — понижают в должности, в 36% случаев — объявляют выговор, в 11% случаев — увольняют.
Рекомендации по сохранению принципа независимости комплаенс-офицеров были разработаны НСФР и направлены в ЦБ в конце августа этого года. В документе отмечено, что комплаенс-офицеры должны принимать решения независимо. Банки должны исключать любые проявления воздействия на комплаенс-офицеров — со стороны акционеров, руководителей или иных сотрудников, а также клиентов.
Кроме того, необходимо исключить практику, когда комплаенс-офицер выносит решение о закрытии вклада клиента или об отказе совершения операций по его поручению, а потом продолжает взаимодействие с ним по факту исполнения решения. Комплаенс-офицерам следует вообще ограничить непосредственное общение с клиентами.
Согласно рекомендациям, банки не должны размещать в открытом доступе контактные данные комплаенс-офицеров, а за их разглашение предлагается ввести для персонала меры дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения. Денежное вознаграждение комплаенс-офицеров не должно зависеть от финансового результата деятельности банка. А основным критерием при определении размера вознаграждения и компенсаций таких сотрудников должно быть снижение регуляторных и репутационных рисков банка.
Зампред НСФР Александр Наумов считает, что нужно пойти дальше и приравнять комплаенс-офицеров к чиновникам, обеспечив им необходимую поддержку в случае утраты трудоспособности или угрозы уничтожения имущества в связи с исполнением должностных обязанностей.
«Сейчас эти сотрудники по антиотмывочному законодательству рискуют своим положением при отзыве банковской лицензии наряду с президентом или предправления банка, — пояснил Наумов. — Компенсация за их труд не соответствует не только их профессиональным знаниям, но и рискам, которые они на себя принимают».