Уровень финансовой грамотности клиентов микрофинансовых организаций повысился за 2020 год — более половины заемщиков стали внимательнее изучать условия кредитного договора. К такому выводу пришли эксперты компании «Лайм-Займ» в ходе исследования, проведенного в январе 2021 года.

В процессе анализа трафика сайта были изучены показатели времени, которое клиенты проводят на странице договора займа в личном кабинете. Если в первый месяц 2020 года заемщик в среднем тратил 6 минут на изучение условий предоставления кредита, то сейчас среднее время составляет около 8 минут.

Как показал опрос 5 тыс. клиентов на сайте компании, заемщики также стали лучше разбираться в терминологии финансовых сервисов. Так, 55% клиентов отметили, что они знают о пролонгации займа, правилах и возможностях данной процедуры. Дать определение реструктуризации могут 60% пользователей, а перечислить условия кредитных каникул — 42%. О внесудебном банкротстве, ставшим возможным с 1 сентября 2020 года, осведомлены 30% заемщиков.

По сравнению с январем прошлого года данные показатели, за исключением определений внесудебного банкротства и кредитных каникул, выросли минимум на 5%. Тогда дать толкование пролонгации могли 44% клиентов, а реструктуризации — 53%.

Как отмечает Олеся Киселева, управляющий директор компании «Лайм-Займ», в 2020 году у заемщиков появились дополнительные стимулы пополнить знания о финансовых сервисах. Во-первых, положительный эффект оказал новый порядок взаимодействия клиентов и МФО: до подачи иска к кредитору заемщики, оспаривающие плату за дополнительные услуги или сумму начислений, сначала должны обратиться к финомбудсмену. Кроме того, в IV квартале 2020 года у должников, не способных выполнить свои финансовые обязательства, появилась возможность проведения внесудебного банкротства. Это также способствовало тому, что клиенты МФО стали чаще погружаться в специфику начисления процентов и более ответственно подходить к своей долговой нагрузке. Наконец, кризисные события 2020 года в целом привели к более осторожному поведению клиентов в использовании финансовых сервисов и оформлении кредитов.