Столкнувшись со стагнацией онлайн-платежей физических лиц в 2015 году, банки стараются повысить активность пользователей. Ключи к успеху — автоматизация наиболее востребованных клиентских операций, распространение мобильного банкинга и интеграция с базами органов власти.
Рынок онлайн-платежей в 2015 году стагнировал, что связано как с краткосрочным шоком из-за падения доходов населения, так и со структурными изменениями. Совокупный объем интернет-платежей физлиц за 2015 год вырос менее чем на 1% и составил 1,7 трлн рублей, в то время как с 2010 по 2014 год средние темпы прироста составляли 44%. Причиной слабой динамики является общее снижение на 9% объемов операций физлиц в 2015 году — это реакция клиентов банков на шоки, связанные с девальвацией национальной валюты и снижением реального дохода. Количество интернет-платежей физлиц за 2015 год упало на 5%, до 88 млн единиц. Уменьшению количества операций отчасти способствовало структурное изменение рынка: по итогам 2015 года доля количества платежей, совершенных через Интернет, упала с 40% до 35% (см. график 1). Число платежей, совершенных клиентами посредством СМС-сообщений, выросло более чем в три раза, а их доля в общем количестве трансакций физлиц за год увеличилась с 2% до 5%. Клиенты банков стали чаще использовать СМС-банкинг вместо классического интернет-банкинга для переводов и оплаты услуг на небольшие суммы. Причина — активная работа банков и операторов сотовой связи по проведению ряда операций, осуществляемых через СМС-сообщения. По оценкам RAEX («Эксперт РА»), в 2016 году объем онлайн-платежей покажет скромный прирост на уровне 6—9% за счет работы банков по автоматизации части клиентских операций и роста доли активных пользователей.
Несмотря на прогресс в развитии систем ДБО, сохраняется большой потенциал по переводу в онлайн клиентских операций. В 2015 году, по данным участников исследования, доля активных пользователей в совокупной клиентской базе ФЛ составила 18%, что на 5 процентных пунктов превышает данные 2014 года. Рост показателя на падающем рынке связан с активной работой участников анкетирования по продвижению интернет-банкинга за счет перевода клиентских операций из отделений на онлайн-каналы. Большинству пользователей систем уже доступно оформление вкладов и обслуживание кредитов. Погашение кредитов возможно у 94% респондентов, что на 6 п. п. больше показателя 2015 года (см. график 2). Увеличить долю активных пользователей также позволит упрощение интерфейса и повышение удобства систем ДБО. Например, в 37% ДБО пользователи могут перевести средства на счет другого клиента банка по номеру мобильного телефона без длительного заполнения реквизитов. Ряд участников исследования уже заявили о планах внедрить сервис онлайн-переводов по номеру мобильного телефона между всеми банками-партнерами.
Большие возможности для автоматизации пользовательских функций также связаны с интеграцией с информационными базами органов власти. Например, автоматизация рутинных операций по оплате штрафов ГИБДД и налогов возможна при взаимодействии банков с системой ГИС ГМП. На текущий момент свыше 600 банков подключены к системе. Однако лишь треть банковских ДБО из числа принявших участие в исследовании позволяют, единожды заполнив идентификационные данные (ИНН, номер водительского удостоверения и т. д.), получить информацию о новом платеже (см. график 3). Это связано с тем, что для реализации данного функционала необходимы дополнительные инвестиции. Этим летом в работу запускается единая платформа с информацией обо всех поставщиках коммунальных услуг — ГИС ЖКХ. Большинство провайдеров уже заявили о желании интегрировать свои системы с ГИС ЖКХ, что позволило бы увеличить наполняемость интернет-банка поставщиками услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Функционал мобильного банкинга практически сравнялся с классическим интернет-банкингом, что привлекает все больше пользователей. Пользователи свыше 80% систем ДБО могут совершать операции через приложения для мобильных устройств, тогда как в 2011 году только треть банков имели мобильные приложения. Как и годом ранее, лидером являются приложения на платформе iOS, однако только 18% систем имеют доступ ко всем основным мобильным платформам (Android, iOS и Windows Phone). Привлекательность мобильного банкинга связана с более простыми способами идентификации пользователя по сравнению с классическим интернет-банком, но при этом выше и риски информационной безопасности. Одним из безопасных и удобных способов доступа является аутентификация по отпечатку пальца. Часть провайдеров ДБО уже реализовали данную опцию для приложений на платформе iOS, что в сочетании с проверкой смартфонов на наличие вирусов дает пользователю высокий уровень защиты.
За счет внедрения большинства наиболее востребованных клиентами функций конкуренция среди провайдеров ДБО уже второй год находится на пике. Разница в баллах между лидером рейтинга и системой, находящейся на пятой строчке, за прошедший год сократилась на четверть. Лидером рынка, как и годом ранее, остается система HandyBank, внедрившая ряд новых функциональных решений. Сохранить за собой первое место системе позволили внедрение функции по выставлению платежей и новый дополнительный способ защиты — контроль смены сим-карты. Значительным изменением в топ-5 рейтинга стало вхождение в него системы от Тинькофф Банка. Четвертое место банку обеспечил новый функционал. Среди новшеств в системе — мгновенное открытие виртуальной карты, выставление платежей и персональный бюджет для клиента. Улучшил свои позиции МДМ Банк, заняв пятое место. В 2015 году банк провел серьезную работу по обновлению своей системы ДБО. В частности, им реализована возможность дистанционного оформления кредита, система теперь может осуществлять автоплатеж по заданному графику и выставлять счета на оплату услуг.
На фоне увеличения объемов и количества несанкционированных операций регулятор планирует ввести единые требования информационной безопасности. В 2015 году, по данным Банка России, было осуществлено свыше 31 тыс. несанкционированных операций в системах ДБО для физлиц объемом 1,2 млрд рублей (см. график 4). Введение регулятором единых требований к уровню безопасности систем ДБО позволит повысить защиту онлайн-операций и, как следствие, доверие пользователей к ИБ. Однако это приведет к росту расходов банков, не соответствующих новым требованиям, что станет для них серьезным вызовом на фоне общего снижения рентабельности банковского сектора. Законодательные новации ЦБ РФ должны простимулировать банки к внедрению систем антифрода, позволяющих выявить и блокировать несанкционированные операции при помощи ряда индикаторов. На сегодняшний день более половины опрошенных банков уже имеют возможность отслеживать и предотвращать нетипичные трансакции, отсеиваемые при срабатывании таких индикаторов, как несвойственный для клиента IP, аномальное время платежа и т. д. Шесть провайдеров ДБО из топ-10 рейтинга по информационной безопасности уже внедрили системы антифрода, тогда как среди десяти аутсайдеров рейтинга таких только три.
Алексей СУЧКОВ (аналитик, банковские рейтинги)
Александра ИОНОВА (ведущий аналитик, банковские рейтинги)
Руслан КОРШУНОВ (ведущий аналитик, банковские рейтинги)
Станислав ВОЛКОВ (управляющий директор, банковские рейтинги)