Есть ли жизнь после сорока? Ответ на этот вопрос искали эксперты в ходе круглого стола Банки.Ру и НРА. Очень быстро, благодаря курсовым колебаниям и историческим рекордам падения отечественной валюты, выяснилось, что и после 40, и после 50 рублей за доллар жизнь есть. Но какая? Изменится ли привычная действительность? Когда валюта растет по отношению к рублю больше чем на 30%, у людей возникает резонный вопрос: как теперь оценивать свои доходы? Значит ли это, что наш уровень жизни пропорционально упадет?
Виктор Четвериков, генеральный директор Национального рейтингового агентства:
«В данной ситуации, если дело касается доходов, то нужно оценивать по покупательской способности рубля, а не по курсу. Конечно, мы видим, что цены растут. Не только на импортные продукты, но и на энергоносители, на транспорт… Потери будут, но не столь значительные по сравнению с ростом курса доллара».
Не зная, как лучше поступить с накоплениями, люди пытаются действовать проверенными способами. А именно: покупать недвижимость или… валюту. Еще несколько месяцев назад мы не верили, что евро перешагнет отметку в 50 рублей, косо смотрели на тех, кто фанатично скупал валюту. Но к сегодняшнему дню евро побывал и за отметкой в 65 рублей. Теоретически купившие валюту «до 50» сейчас в выигрыше.
Константин Корищенко, профессор, д. э. н., заведующий кафедрой РАНХ и ГС:
«Сейчас мы имеем рынок, который находится на коротком поводке у ЦБ в отношении ликвидности. Пока ставки высоки и ликвидность невысокая, народ будет опасаться спекулировать. Это будет угнетающе действовать на экономику, роста не приходится ожидать. А для естественного роста нужно 10–12%, это минимум. В денежном эквиваленте это 100 миллиардов долларов. ЦБ эти деньги каким-то образом должен дать, поскольку валюту он не будет покупать. Остается открытым вопрос: если эти деньги выйдут на рынок, то как сделать, чтобы эти деньги пошли в продуктивную сферу, а не в спекуляцию валютой?»
Уж если что-то и могло переломить ситуацию, то только действия Центрального банка. И мы их ждали, даже надеялись. Но с 10 ноября наш отечественный рубль отправился в свободное плавание. То есть и спрос, и цена рубля уже месяц как формируются только рынком.
Иван Литвинцев, управляющий директор UFG Private Equity:
«Насколько было своевременно отпускать рубль в свободное плавание в такой ситуации тяжелой, когда на рубль есть огромное давление. Если посмотреть опять же на мировую практику, все центральные банки сейчас в мире играют достаточно активную роль – на финансовых рынках и на политических. Говорить, что ЦБ должен исполнять только рыночную роль, наверное, в текущей ситуации сложно».
Вадим Кораблин, руководитель казначейства МДМ Банка:
«На мой взгляд, решения ЦБ, безусловно, сыграли позитивную роль, хотя лично мое мнение, было бы более полезным принять именно систему решений. В настоящий момент ЦБ сосредоточился на ценовой политике, на управлении процентной ставкой, было бы полезно не сосредотачиваться именно на процентной ставке, а думать еще над рядом мероприятий, которые позволили бы стимулировать банки и клиентов к созданию и увеличению рублевых активов в противовес валютным. Меры как снижение нагрузки на капитал банков, при вложении».
Зима преподнесла нам и еще один неприятный сюрприз – существенное снижение цены на нефть. Цифры ниже 70 долларов за баррель ничего хорошего нашей нефтезависимой экономике не сулят. При этом эксперты прогнозируют, что снижение цен на нефть может быть длительным. ЦБ уже разработал и представил стрессовый сценарий при цене на нефть 60 долларов за баррель, причем не только на 2015 год, а на перспективу трех ближайших лет.
Наталья Новопрудская, главный редактор ИА «Банки.ру»:
«Безусловно, российская экономика очень зависит от нефтяных котировок. Отток капитала негативно влияет на российскую экономику. Однако не стоит забывать о том, что есть возможность для экономического роста. Нужно восстанавливать внутренний спрос. Нужны внутренние инвестиции».
Эксперты считают, что даже при цене в 40 долларов за баррель сама добыча нефти будет оставаться рентабельной. Но для страны, 70% экономики которой зависят от нефтегазовых доходов, это катастрофа. Многие уже не воспринимают как шутку повторение сценариев 1998 и 2008 годов.
Вернемся к доллару. Недавно в соцсетях появились шутки: «я видел доллары по 25», «мой психологический курс доллара 30 рублей». А когда курс в обменниках всерьез перевалил за 40, стало не до шуток.
Иван Литвинцев, управляющий директор UFG Private Equity:
«Есть ли жизнь после 40? Жизнь есть всегда, вопрос только в том, какая и у кого? Основная проблема в России – это тотальное недоинвестирование всех секторов, недокапитализирование банковского рынка. Когда идет такая девальвация, ситуация нестабильна, то тяжело привлекать инвестиции. В России нехватка длинных денег. В предыдущие годы надо было более активно инвестировать деньги, а не только их копить.
Эффекта для национальных производителей ожидать не приходится от девальвации. Если вспомнить 1998-й, рост был за счет загрузки производственных фондов, оставшихся с советских времен. Сейчас, так как фондов особо создано не было, нечего и загружать. Курс играет на руку в первую очередь экспортерам и бюджету. Все остальные, получается, проигрывают».
Вадим Кораблин, руководитель казначейства МДМ Банка:
«Если посмотреть на ситуацию, которая была в Европе и в Америке, очень важную роль играет политика ЦБ. Наш рынок в России менее развит, внутренних ресурсов на нашем рынке гораздо меньше, нежели на развитых рынках, которые могут прийти в равновесие, наш рынок сам в равновесие не придет. Нужно какое-то управляющее воздействие на систему. Необходимы меры, которые стимулировали бы банковскую систему России, клиентов инвестировать средства в рублевые ресурсы. Меры, которые дестимулировали бы инвестиции в валюту».
В таких экономических условиях бегство капитала если и не оправданно, то, во всяком случае, объяснимо. Как заставить людей верить в рубль, если большая часть наших сограждан все равно упорно считает все в долларах? Мы живем в России, рубль – наша национальная валюта. Мы получаем доходы в рублях, ходим в магазины и покупаем товары и услуги за рубли. Но вот сколько товаров и услуг мы сможем позволить себе при неизменных доходах в ближайшее время – предсказывать никто не берется.
Внимательно следим за новостями и ждем перемен… к лучшему. Юлия Нагорная, Юрий Кулаков, Георгий Худадян, Банки.ру
Комментарии
Поэтому поем песенки как у нас хорошо всем вместе.
А там как госдеп решит.
Хотя в этом есть очень большой смысл.
Если бы не росли цены на внутренним рынке.
Самая первая задача от которой бы все это прекратилось.
Назначить процент по кредитам 3%.Тогда бы вся воровская схема бы рухнула.
И началось реальное производство.