21.07.16 г. я заключила с банком Сетелем договор о предоставлении целевого потребительского кредита в «М.Видео». Для предварительного расчета я обратилась к кредитным экспертам 4-х банков, присутствующих в торговой точке, озвучила свои условия (мне требовался кредит на 3 месяца и без подключения к Программе страхования). Сотрудник банка Сетелем (кредитный эксперт), предложила оформить кредит без страховки. Была заполнена анкета, заявка отправлена на рассмотрение в банк. Когда ответ был получен, кредитный эксперт озвучила решение: «Кредит Вам одобрен сроком на 6 месяцев, но Вы сможете закрыть его досрочно без комиссии в любое время, начиная с завтрашнего дня. Кредит одобрен со страховкой, но Вы сможете от нее отказаться в любой момент, банк сделает пересчет суммы и вернет деньги». Для меня была важна минимальная переплата по кредиту, поэтому я делала акцент на возможности досрочного погашения и отсутствии страховки. Озвученные кредитным экспертом условия меня устроили, и я подписала кредитные документы.
18.08.16 г. я полностью досрочно погасила кредит по данному договору и позвонила в банк на «горячую линию» с тем, чтобы узнать, как мне вернуть деньги за страховку. На что оператор ответила: «Для того, чтобы претендовать на возврат суммы страховки, вы должны были в течение 21 дня с момента подписания кредитных документов направить в адрес банка заказное с уведомлением письмо, более того, в этот 21 день оно должно было успеть до банка дойти, иначе вы лишаетесь права на возмещение суммы страхования.» На мое возражение, что в кредитных документах, предложенных мне на подпись при оформлении кредита, данной информации не было, оператор ответила: «Все есть на сайте, надо было там искать». Также информация про 21 день не была озвучена мне кредитным экспертом при оформлении договора, хотя для меня это было важно, и я заранее об этом поставила в известность кредитного эксперта. Из чего делаю вывод, что либо кредитный эксперт банка Сетелем не обладал данной информацией, либо умолчал об этом умышленно. И первый, и второй вариант, на мой взгляд, недопустим, т.к. заемщики теряют деньги, а банк при этом зарабатывает на таких ситуациях.
Согласно пункту 1 статьи 958 Гражданского кодекс РФ, договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала, и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай (в моем случае, досрочное погашение кредита). Т.о. погасив кредит досрочно, я создала условие для прекращения и договора страхования. Согласно пункту 3 статьи 958 ГК РФ, при досрочном прекращении договора страхования по обстоятельствам, указанным в пункте 1, страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование. То есть, страховая компания вправе оставить себе часть страховой премии, а остальные деньги должна возвратить страхователю (в нашем случае, Банку «Сетелем»).
В пользу этой позиции высказывается и Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (п. 7 ст. 10), ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору, а также Письмо Министерства финансов РФ от 08.05.2013 г. № 03-04-05/4-420. Нет сомнения, что сумму моей неиспользованной страховки банк от страховой компании получил. А я, как заемщик, который изначально страховку оплатил, обязательства перед банком выполнил досрочно и в полном объеме, имею право на получение остатка неиспользованных денег за данную страховку.
Прошу:
1. Банк Сетелем и ООО СК «Сбербанк страхование жизни» пересчитать сумму страховки, которая мне фактически была навязана и включена в сумму кредита, по формуле «общая сумма страховки минус сумма за период времени, когда действовал договор страхования (т.е. с 21.07.16 г. по 18.08.16 г.)», и вернуть мне остаток денежных средств.
2. Исключить правило "21 дня" из Условий страхованиякак нарушающее права заемщиков. Локальные нормативные акты компаний не должны ущемлять права граждан, закрепленные в государственных законах.
3. Условия страхования выдавать заемщику на ознакомление в распечатанном виде для ознакомления ДО подписания кредитных документов (как это было раньше).
В случае отказа я буду вынуждена обратиться в суд для защиты своих интересов и ущемленных прав.
P.S. Несколько лет назад я работала кредитным экспертом в Банке Сетелем, и помню, как нас учили продавать страховку, какие были планы по продаже этого продукта. Поэтому заявляю со всей ответственностью - отказ банка вернуть сумму неиспользованной страховки - это незаконно!