С некоторых пор (примерно с ноября 2012) сотрудник банка при внесении наличных денежных средств стал требовать сообщить свой номер мобильного телефона. Почему паспорта недостаточно? 9 февраля в Люберецком отделении возникла конфликтная ситуация, когда с меня вновь потребовали номер мобильного телефона. Сотрудник объяснил это тем, что для моего же удобства они проверяют номер моего мобильного телефона, не изменился ли он. Однако по причине того, что я отказался сделать это (сотрудник не смог предоставить никаких правил или законов, согласно которым теперь требуется сообщать номер телефона), приходно-кассовый ордер выписан не был и возникла просрочка платежа. Я написал претензию, и сегодня получил ответ примерно следующего содержания:
"В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 161-ФЗ от 27.06.2011 г. «О национальной платежной системе» оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием
электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом. В Банке предусмотрен единый порядок информирования клиентов – путем направления SMS
– сообщения о проведенной операции.
К электронным средствам платежа относятся система электронного дистанционного банковского обслуживания «Абсолют On-Line», пластиковые карты, банкоматы и другое.
В соответствии с Договором о предоставлении услуг с использованием системы «Абсолют On-Line», Договором об использовании пластиковой карты «VISA – Абсолют Банк» Банк имеет право запрашивать у клиента информацию для
обновления сведений о клиенте.
Поскольку Вы имеете в Банке действующий договор о предоставлении услуг с использованием системы «Абсолют On-Line», а также пластиковую карту и подключенную услугу SMS – информирования, Банк на законном основании запрашивает у Вас сведения для обновления данных, необходимых для соблюдения Федерального закона № 161-ФЗ".
Какие электронные средства? Какие обязательства предоставлять информацию? Что за обновления данных?
1. Часть 4 статьи 9, на который ссылается банк, вступает в силу с 1 января 2014 года (см. часть 4 статьи 39 данного закона). Поэтому ссылка на нее в данном контексте неуместна.
2. Внесение наличных денежных средств через кассу в отделении банка не является электронным средством платежа (если я неправ - пожалуйста, предоставьте ссылку на соответствующую норму законодательства).
3. Я ничего не имею против запроса банком информации для обновления сведений, однако данный запрос должен подаваться в письменном виде и регистрироваться для дальнейшей обработки (как, например, банк просит предоставить сведения о доходах в соответствии с условиями договора). Моего устного ответа о том, что сведения не изменились, должно вполне достаточно оператору. Если банк располагает сведениями, которые позволяют ему подозревать недостоверность предоставленной информации, почему бы не направить письменный запрос в установленной банком форме для ответа и дальнейшего учета.
4. Статья 5 закона, на который вновь ссылается Банк, говорит:
"4. Внесение наличных денежных средств на свой банковский счет или получение наличных денежных средств со своего банковского счета у одного оператора по переводу денежных средств не является переводом денежных средств".
Кстати, ссылка на часть.13 ст. 5 этого же закона, также неприменима в моем случае - я не осуществляю перевод.
В целом банком доволен, хотя бы потому, что предоставил ипотечный кредит. Однако в связи с совершенно не приспособленной к реалиям рынка, жутко неудобной интернет-системой банкинга, а так же такого вот отношения к клиенту - планирую перекредитоваться в другом банке.