Выручка и прибыль Tesla (TSLA) за третий квартал впервые за несколько лет оказались хуже консенсус-прогнозов. Хотя замедление роста продаж в целом не стало сюрпризом, его темпы оказались ниже ожидаемых.
18 октября после закрытия рынка крупнейший американский производитель электромобилей Tesla Inc. (TSLA) отчитался за третий квартал текущего года. Результаты недотянули до консенсуса, а маржинальность автомобильного сегмента в очередной раз продемонстрировала ухудшение.
Рост продаж заметно замедлился. Выручка компании увеличилась на 8,8% г/г, до $23,35 млрд, при консенсусе FactSet на уровне $23,9 млрд. Для сравнения: за апрель-июнь показатель увеличился на 47,2% в годовом выражении. Рост выручки основного для корпорации автомобильного сегмента за отчетный период составил лишь 5% г/г, доходы от производства энергетического оборудования (солнечные панели и накопители) повысились на 40% г/г. Мы прогнозируем продолжение тенденции к замедлению роста выручки Tesla в четвертом квартале текущего года с началом восстановления в первом квартале следующего.
Поставки электромобилей за квартал оказались ниже ориентиров самой компании. За июль-сентябрь Tesla произвела 430 тыс. автомобилей (+17,6% г/г и −10% кв/кв) и поставила покупателям 435 тыс. (+26% г/г и −6,6% кв/кв) при консенсусе 461 тыс. Замедление роста производства сама компания объясняет плановой модернизацией сборочных линий в Китае под выпуск обновленного поколения электромобилей. Tesla подтвердила свой прогноз на текущий год, предполагающий поставку 1,8 млн электромобилей (+31% г/г). Для осуществления этого плана в текущем квартале компании необходимо вывести в продажу 475 тыс. авто. Мы прогнозируем, что объемы реализации в октябре-декабре составят около 490 тыс. единиц при поддержке появления на рынке обновленной Model 3 и дебюта Cybertruck.
Снижение маржинальности становится устойчивым трендом. По данным FactSet, средняя цена реализации электромобиля Tesla в отчетном периоде составила $44,1 тыс. против примерно $45,02 тыс. в апреле-июне. Средняя цена электромобиля снизилась на 2,1% квартал к кварталу, а по сравнению с уровнем на конец декабря 2022-го она упала на 14,2%. В результате операционная маржинальность опустилась с 9,6% во втором квартале до 7,6% в третьем. Последовательное падение операционной маржинальности продолжается четвертый квартал подряд. Глава компании Илон Маск, комментируя квартальный отчет, снова отметил, что продолжит повышать ценовую доступность продукции Tesla для потребителей.
Прибыль за квартал оказалась ниже ожиданий аналитиков. Чистая прибыль по GAAP за июль-сентябрь упала на 44% г/г, до $1,85 млрд. Скорректированная EPS составила $0,66 при консенсусе FactSet на уровне $0,7. Свободный денежный поток сократился на 74% г/г, до $0,84 млрд, против $1 млрд кварталом ранее. Объем денежных средств на балансе компании увеличился на 24% г/г, до $26 млрд.
Первые поставки Cybertruck могут начаться в этом году. Уже в ноябре в продажe могут появиться электропикапы Tesla. Текущие мощности, по заявлению менеджмента, способны обеспечить выпуск около 125 тыс. машин этой модели в год. В то же время Маск предостерег инвесторов от излишнего оптимизма. Глава Tesla прогнозирует, что в
ближайшие 12–18 месяцев Cybertruck не принесет компании значительного положительного денежного потока. Также Маск достаточно осторожно высказался относительно строительства нового завода в Мексике, намекнув, что его мощности могут оказаться меньше, чем изначально планировалось. Это объясняется опасениями относительно повышения ставок по автокредитам, которые продолжают давить на спрос.
Из представленной отчетности следует, что стратегия стимулирования продаж через снижение цен пока не принесла Tesla ощутимых позитивных результатов. Осторожные комментарии менеджмента в отношении ситуации на автомобильном рынке и выхода новых моделей не позволяют прогнозировать возобновления роста операционной маржинальности в обозримом будущем. Мы сохраняем по акции TSLA рекомендацию «продавать» с целевой ценой $202.
Акции TSLA фундаментально выглядят лучше аналогов. Лидерство компании на рынке США позволяет ей проводить активную политику по снижению цен, стимулируя спрос, но растущие ставки по автокредитам и падающая маржинальность на фоне более низких цен могут привести к значительному снижению темпов роста прибыли и выручки в ближайшие 12 месяцев.
Дмитрий Поздняков, аналитик Freedom Finance Global
Настоящее сообщение содержит мнение специалиста инвестиционной компании или банка, полученное Банки.ру. Такое мнение предоставляется исключительно для целей ознакомления и не является рекомендацией для покупки, продажи ценных бумаг, принятия (или непринятия) каких-либо коммерческих или иных решений. За содержание сообщения и последствия его использования Банки.ру ответственности не несут.