Чиновники придумали, как гарантировать туристам спокойный отдых. С нового года отменяется лицензирование туроператоров. Вместо лицензий им придется получать банковские гарантии или страховые полисы. Это очистит туристический рынок от недобросовестных операторов, рассчитывает правительство. Рынок может вообще опустеть
Вчера правительство одобрило поправки к закону об основах туристической деятельности. В ближайшие дни законопроект поступит в Госдуму, говорит замруководителя Федерального агентства по туризму Натэла Шенгелия. Ее ведомство было разработчиком документа. Поправки должны защитить туристов от недобросовестных участников рынка, объясняет она. С 1 января 2007 г. отменяется обязательное лицензирование туроператоров. Вместо этого вводятся обязательные банковские гарантии: туроператора внесут в федеральный реестр, только если он предъявит страховой полис или банковскую гарантию, которые в случае форс-мажора компенсируют вред, нанесенный туристам. Для компаний, работающих в нише международного туризма, размер гарантии составит 10 млн руб., для специализирующихся на внутреннем туризме — 1 млн руб. Условия, на которых будут предоставлены гарантии, определят банки. По мнению опрошенных «Ведомостями» банкиров, стоимость банковской гарантии для туроператора составит 4—5%.
Введение фингарантий обеспечит прозрачность турбизнеса, что повысит к нему доверие и клиентов, и зарубежных партнеров, рассчитывает Шенгелия. По ее словам, сейчас операторы нередко обманывают своих клиентов. Даже в случае положительного решения суда клиент не может получить от турфирмы деньги, поскольку она либо вообще исчезает, либо является финансово несостоятельной. «А лицензия в существующем виде никак не решает проблему махинаций в турбизнесе», — объясняет чиновница.
Зампред комитета по экономической политике Госдумы Юрий Барзыкин говорит, что сумма гарантий рассчитывалась на основе усредненного единовременного оборота туроператоров. «Но дискуссия об объеме гарантий еще не завершена», — говорит Барзыкин. Главная проблема — региональные туроператоры. Объем гарантий должен быть таким, чтобы региональным туроператорам не пришлось уходить в тень, поясняет он.
Авторы законопроекта предполагают, что в большинстве случаев деньги не будут изъяты из оборота компании, поскольку у многих из них сложились давние отношения с банками. Но зампред Оргрэсбанка Андрей Мальцев считает, что такая привилегия будет предоставлена только добросовестным туроператорам, которые регулярно берут банковские кредиты на оплату услуг авиакомпаний и гостиничные брони. «С мелких и недобросовестных туроператоров банки будут требовать заморозки денег на депозите», — предупреждает он.
Крупные туроператоры не видят проблем с получением фингарантий. «Мы и сейчас заключаем с банком договор о предоставлении гарантии на покупку авиабилетов на сумму $5—6 млн», — рассказывает гендиректор «Инна тур» Дмитрий Горин. При этом стоимость такой гарантии составляет всего 1—2% от всей суммы. Но гендиректор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов полагает, что таких счастливчиков окажется немного — около 20 компаний, чей оборот приближается к $1 млн. А на рынке работает 7000 туроператоров, отмечает он. К тому же в проекте закона есть юридическое противоречие: по банковскому законодательству гарантия не может предоставляться неопределенному кругу лиц.
Еще больше проблем с получением страховых полисов. «В законопроекте не прописано, что является страховым случаем, нет критериев его оценки, мы просто не знаем, что страховать», — делится сомнениями директор департамента страхования путешествий «Наста» Константин Харакоз. Нет и статистики подобных страховых случаев, поэтому сложно рассчитать цену полиса по страхованию ответственности туроператора, добавляет представитель другой страховой компании. По его оценке, страховой полис на 10 млн руб. может стоить 3%. Даже если закон будет принят, его можно будет смело игнорировать, говорит Мохов: в документе не предусмотрено наказание за непредоставление фингарантии, а лицензию уже никто не сможет отнять. К тому же фингарантии могут не спасти туристов от недобросовестности туроператоров. Договор с клиентом часто заключает не туроператор, а турагентство, которое своими деньгами ни за что не отвечает, добавляет Мохов.
Екатерина Шохина, Дмитрий Казьмин