«Я устроился на работу!», «Занимаюсь шопингом, дома буду в четыре» — подобные обновления в статусах социальных сетей могут привлечь не только дружеское внимание в случае, если у владельца странички есть долги. Социальные сети в последнее время стали объектом повышенного внимания коллекторов, находящихся в поиске безответственных должников. И часто сборщики долгов таким образом находят нужных им людей — но не для того, чтобы мило пообщаться, а чтобы взыскать долги.
Недружелюбные «друзья»
Сборщикам задолженностей отсутствие номеров неплательщиков в телефонных книгах не помеха. Многие коллекторы в поисках ключевой информации просто изучают базы таких социальных веб-сайтов, как Facebook*, Twitter и LinkedIn. Поскольку, согласно данным исследования Pew Research, большинство американцев (72% молодых людей и 40% тех, кому за 30) пользуются подобными сервисами, то эти меры вполне себя оправдывают.
«Нам часто приходится искать людей и проводить расследования, и использование данных социальных сетей — обычная для нас практика», — подтверждает адвокат Томас Дж. Симион из Вашингтона.
Его сотрудники сопоставляют информацию о кредитах клиентов с данными, которые те публикуют в Сети. «Быстрый поиск в Google, как правило, тут же выводит нас на личную страничку клиента, где содержатся данные, при помощи которых его можно выследить — место работы, учебное заведение, дату рождения (с годом рождения либо без него), сведения о членах семьи. Все эти данные можно использовать, чтобы вычислить местонахождение человека либо непосредственно в соцсети, либо на иных пересекающихся сайтах», — поясняет Симион.
Личные характеристики клиента и то, какие долговые обязательства за ним числятся, влияют на тип веб-ресурса, которым пользуются сборщики долгов, отмечает бывший коллектор Мишель Данн. «Для поиска должников по потребкредитам используется Facebook*, более молодых клиентов можно отыскать с помощью Myspace, а должников по бизнес-займам следует разыскивать на LinkedIn», — подтверждает она.
Даже если настройки дневника неплательщика находятся в приватном режиме, его «друзья» по соцсети — важнейший инструмент поиска для сборщиков долгов — об этом говорится в отчете частной сыскной фирмы Lemieux & Associates. Данные о родных, друзьях и знакомых помогают «сделать результаты поиска более точными и подтвердить личность разыскиваемого человека», говорится в отчете.
После идентификации должника социальные сети становятся для сборщиков долгов настоящей сокровищницей в плане рабочей, финансовой и контактной информации.
Что ищут коллекторы?
Что нужно опубликовать в Сети, чтобы привлечь внимание сборщиков задолженностей? В общем-то, ценность представляют любые данные — обновления статуса, фотографии и публичные записи. Настоящая находка для коллекторов, если они хотят застать неплательщика дома, — это данные о его рабочем расписании. Многие владельцы страничек в социальных сетях оставляют в публичном доступе номера своих сотовых телефонов.
Кроме того, посредством социальных медиа коллекторы могут узнать, какими активами владеет должник или его супруг (который тоже может нести ответственность за задолженности). Посты в блогах о работе также представляют ценность для кредиторов, которые хотят начать изымать задолженности из заработка должников.
Помимо этого, по словам Мишель Данн, информация в соцсетях может как подтвердить, так и опровергнуть предположения коллекторов относительно должников. «Когда я работала коллектором, мне всякое приходилось слышать.
Законны ли такие методы?
Симион утверждает, что поиск людей подобным образом — практика вполне легальная и оправданная: «Все виды информации, опубликованные на таких сайтах, общедоступны на законных основаниях».
Мишель Данн подтверждает слова Симиона и говорит, что законодательством США не предусмотрено каких-либо официальных запретов на поиск людей в соцсетях, однако она отмечает и неясные моменты. Постановление о законных коллекторских практиках (Fair Debt Collection Practices Act) было утверждено в 1978 году, задолго до массового распространения Интернета, поэтому там ничего не говорится о том, что должны и чего не должны делать сборщики задолженностей в Сети.
Впрочем, согласно этому постановлению, оглашение ложной информации незаконно, а следовательно, коллекторы не должны притворяться знакомыми или коллегами клиента с целью войти в круг его «друзей» в соцсетях. Подобные действия также могут нарушать политику самих веб-сайтов, уточняет адвокат и специалист по интернет-законодательству Бенджамин Райт.
«К примеру, политика MySpace запрещает пользователям притворяться кем-либо другим. И если коллектор решит представиться неплательщику давно потерявшимся дядюшкой, то это будет истолковано как нарушение условий пользования сайтом и привести к определенным взысканиям».
Однако в том, чтобы попроситься к кому-либо «в друзья», не раскрывая своих личных данных, нет ничего противозаконного. И это довольно легкий способ добычи информации, поскольку многие пользователи добавляют и незнакомцев в свои контактные списки.
Кроме того, постановление о законной коллекторской деятельности запрещает агрессивные действия в отношении клиентов. Поэтому, даже если коллектор нашел в Сети личную страничку неплательщика, он не вправе размещать на ней оскорбления, напоминания о задолженности или писать о размере долга. Данн рекомендует коллекторам «контролировать свои слова, пользуясь телефоном и электронной почтой. Не стоит на страничке неплательщика вывешивать пост о том, что он по уши в долгах».
Стоит отметить, что далеко не все коллекторские агентства одобряют методику отслеживания неплательщиков посредством Интернета. Глава коллекторского агентства из Калифорнии Алексис А. Мур выступает за повышение степени защищенности финансовой информации: «Подобные практики вызывают у меня крайнее неприятие и сомнения в их необходимости, поскольку на сегодняшний день существуют гораздо более практичные методы взимания задолженностей и выяснения данных об имуществе и местонахождении неплательщиков».
Держите своих друзей близко, а кредиторов — еще ближе
По словам Данн, в 2011 году коллекторы все чаще будут пользоваться социальными сетями. Она предлагает заемщикам зарегистрироваться в социальной сети Accountrecovery.com. «Это своеобразный Facebook* для коллекторов», — поясняет эксперт. Пользователи данной соцсети могут создавать свои странички, объединяться в группы, обмениваться профессиональными секретами и обсуждать изменения в законодательстве. Такая инсайдерская тактика может стать полезным источником информации и для заемщиков.
Однако если коллекторские агентства всерьез принимаются за неплательщиков, то, как правило, пользуются любыми законными методами войти в контакт с должником. Поэтому участникам социальных сетей следует быть особенно осторожными: публикуемая ими информация доступна не только их «друзьям».
Можно ли избежать этого, закрывая свои данные в приватном просмотре или фигурируя в Сети под псевдонимом? «Даже если вы присутствуете в Интернете анонимно, это не означает полной безопасности, особенно если вы задолжали крупные суммы. Продвинутые технологии поиска могут раскрыть гораздо больше сведений о вас, чем вы можете себе представить», — предупреждает Бенджамин Райт.
Решение для заемщиков не в том, чтобы позакрывать все свои сетевые странички, а в том, чтобы профилактически предупреждать возможные проблемы. Тогда кредиторы точно не заинтересуются ни «друзьями», ни фотографиями клиентов в Интернете.
Перевела Наталья ЧЕРКАШИНА, Banki.ru
*Сервис/сервисы, принадлежащие Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ