Большинство хедж-фондов в России показывают сейчас отрицательную доходность — уходят в минус вслед за падением фондового рынка. Так быть не должно: ведь, по идее, хедж-фонды направлены на получение абсолютной доходности, независимо от динамики фондовых индексов (слово hedge в названии как раз говорит о том, что управляющий фондом страхуется от возможных потерь). «На Западе хедж-фонды — это способ диверсификации, инвестор получает доход, что бы ни происходило с индексом; приемлемый уровень — 15—20%», — отмечает управляющий партнер Europa Finance Евгения Случак.
В мире сейчас 10—13 тысяч фондов, а объем средств под их управлением — 2,5 трлн долларов. Россия находится на уровне США 1984 года: тогда там тоже было около 60 фондов. Поэтому можно считать, что рынок только зарождается. В последние годы как в мире, так и в России, управляющие и трейдеры уходят из крупных инвестбанков и создают свои хедж-фонды. 75% инвестиций в хедж-фонды — это институциональные деньги, а инвесторы — квалифицированные. Как правило, порог входа в хедж-фонды — от $100 000.
По российскому законодательству, хедж-фонд — по сути, один из вариантов паевого инвестиционного фонда. Чтобы хедж-фонды были «настоящими», то есть с широким кругом инструментов для инвестиций, российские управляющие регистрируют их в офшорной юрисдикции (примерно половина всех фондов зарегистрирована на Каймановых островах). Есть также западные управляющие, предлагающие здесь свои услуги.
«До кризиса мы мониторили деятельность более 200 хедж-фондов, ориентированных на Россию, — рассказывает генеральный директор K&S Capital Management Олег Капитонов. — Прохождение кризиса сильно разочаровало инвесторов в возможностях индустрии хедж-фондов. Когда РТС упал более чем на 70%, не было практически ни одного фонда, который бы не повторял его динамику. Были даже фонды, которые упали и на 92%».
Сейчас хедж-фондов, работающих в России, зарегистрировано около 100, рейтинги выдают данные о 60 работающих фондах. С начала года индекс MICEX снизился на 13%. Финансовые результаты большинства хедж-фондов коррелируют с динамикой рынка, а некоторые фонды «просели» еще больше, чем биржи. По словам управляющего партнера Moneyball Asset Management Артема Лукашина, сейчас в России всего пять фондов показывают доходность за 12 месяцев выше нуля.
Почему хедж-фонды не радуют своих инвесторов? Есть две основные причины. Во-первых, управляющие фондами, привыкнув к докризисным сверхприбылям, не смогли работать в новых реалиях. «Многие фонды до кризиса 2008 года зарабатывали на стратегии long-only (средства инвесторов вкладываются в недооцененные активы в расчете на их рост в долгосрочной перспективе. — Slon), сейчас такая модель не работает, необходимо разрабатывать новые стратегии, искать рыночную неэффективность, инвестировать в инфраструктуру», — считает Лукашин.
Вторая проблема — в плохом инвестиционном климате, который практически не оставил инструментов для вложений внутри страны. «Результат, который показывают хедж-фонды, грустный и плохой не только для менеджеров, но и для всей страны, — констатирует глава представительства компании Diamond Age Investment Advisors в России Слава Рабинович. — Инвестиционный климат в России ухудшается, все меньше инвесторов хотят сюда приходить, в результате сейчас оценочные показатели компаний очень низки, сравнимы с показателями, которые были в период больших катаклизмов — арест Ходорковского, обвал рынков в 2008 году». К тому же могут возникать ограничения — например, требование, чтобы иностранные компании, в акции которых инвестирует фонд, имели существенную долю бизнеса в России.
Так есть ли будущее у хедж-фондов в России? Не станут ли они экзотическим продуктом? Ежегодно в России стартуют 5—7 новых фондов, что, конечно, мало. Охладели к ним и частные инвесторы, которые, по словам Олега Капитонова, в последние годы предпочли индивидуальное управление средствами либо вообще вывели деньги с финансового рынка, перенаправив их в реальный сектор.
Тем не менее управляющие настроены оптимистично. Артем Лукашин считает, что будущее у хедж-фондов в России есть, оно обусловлено поэтапным развитием индустрии в нашей стране. Будут развиваться фонды фондов, которые предложат инвестору портфель из диверсифицированных фондов. Рабинович предлагает не смотреть на нынешние финансовые результаты хедж-фондов, напоминая, что это инструмент не для тех, у кого короткий инвестиционный горизонт. «Хедж-фонды могут показывать хорошую доходность на протяжении длительного периода времени. Если начнутся положительные изменения, то переоценка активов будет очень быстрой, и если ты не в рынке, то не получишь этой доходности», — заключает он.
Slon публикует данные по доходности хедж-фондов, работающих в России (с актуальными данными в Bloomberg)
Татьяна АЛЕШКИНА
Таблицу к статье можно посмотреть на сайте источника.