• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Золото
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Обзор прессы

Грузы пошли вплавь: новые перспективы лизинга морских и речных судов

Мониторинг банковской прессы
Дата публикации: 02.10.2013 17:00
1 549
Время прочтения: 6 минут
Источник
Коммерсант
Темы
ВЭБ-лизинг
​

Доходы операторов в сегменте железнодорожного транспорта существенно снизились в связи с уменьшением перевозок. Речные и морские перевозчики, напротив, наращивают объемы транспортируемых грузов. Поэтому у них есть стимулы для обновления и пополнения собственного флота. В «Газпромбанк Лизинге» считают, что данная отрасль имеет большие перспективы для лизингополучателей.

Сегмент речных и морских судов пока не составляет существенной доли рынка лизинга, но может быть быстро увеличен за счет стремления крупных компаний-грузоотправителей минимизировать риски и оптимизировать себестоимость доставки. В связи с увеличением потребности в грузовых перевозках и одновременно быстрым износом сухопутного транспорта растет интерес к более дешевым перевозкам грузов по воде и, соответственно, к услугам компаний, которые могут предоставить в лизинг суда для таких перевозок.

Разветвленность речной сети России обусловливает высокое значение водного транспорта для нашей страны. Понятно, что его развитие играет существенную роль в экономике и несет в себе огромный потенциал для участников данного сегмента рынка процесса. Речная сеть на территории России расположена преимущественно меридионально, что в соотношении с преимущественно широтным расположением дорожной сети создает обширные возможности для развития бизнеса речных грузовых и пассажирских перевозок на всей территории России. Стоит также упомянуть о том, что себестоимость грузоперевозок водным транспортом на 10—15% ниже по сравнению с железнодорожным и на 40% дешевле автомобильного транспорта. Есть и ряд других преимуществ: большая грузоподъемность, незначительные ограничения по объему и габаритам грузов. Поэтому столь востребован такой транспорт, как сухогрузы, нефтеналивные танкеры и буксиры.

Также очень перспективно использование судов смешанного типа «река-море». Из-за того что реки в холодное время года замерзают и становятся непригодными для судоходства, речные суда простаивают в доках до полугода. А суда класса «река-море» могут работать круглый год.

Яркий пример этого: заключенный контракт между ЗАО «Газпромбанк Лизинг» и Средне-Невским судостроительным заводом (входит в ОСК) на строительство шести буксиров для ООО «П. ТрансКо» (партнер «Северстали»). Буксиры предназначены для толкания сухогрузных барж, строительство которых ведется на заводе «Красное Сормово» (ОСК) также с участием «Газпромбанк Лизинга». Потребность в грузовых толкаемых составах судов класса «река-море» постоянно возрастает, в РФ судов данного типа практически нет. Перевозка грузов толкаемыми составами стоит значительно дешевле, чем перевозка традиционными сухогрузами и танкерами, и, по прогнозам специалистов, в ближайшие годы российскому и зарубежному рынкам потребуется от нескольких десятков до нескольких сотен толкаемых составов для эксплуатации не только на реках с малыми глубинами, но и на море.

Другая причина роста популярности речного и морского транспорта — активное развитие туристического бизнеса в России. С увеличением числа иностранных и российских туристов увеличивается спрос на морские путешествия и речные круизы по России. В связи с этим многим туристическим компаниям требуется обновить парк теплоходов и речных катеров.

По прогнозам экспертов, развитие транспортного сектора России до 2017 года будет характеризоваться обновлением основных фондов. В частности, речь идет о речных судах, износ парка которых на настоящий момент составляет около 83%, а средний возраст более 30 лет.

Что касается грузооборота, то объемы перевалки контейнеров в российских портах продолжают расти в среднем на 4,6% в год. Также стоит упомянуть о хороших перспективах добычи и потребления природного газа и связанных с ним продуктов нефтехимии, которые потребуют перевозки водным путем. Два основных фактора, приводящих к серьезным изменениям в поставках газа,— это разработка сланцевого газа в США и исследование Северного морского пути. Бум разработки месторождений сланцевого газа в США, который начался в конце 1990-х, продолжит менять картину добычи газа в мире. Сегодня мощностей по сжижению/регазификации/транспортировке все еще недостаточно для существующего спроса.

Нынешняя цена доставки сжиженного природного газа (СПГ) из США в Азию позволяет ему конкурировать с газом из Персидского залива, что в итоге меняет маршруты поставок и формирует маршрут из Мексиканского залива в Азию. Здесь нужно упомянуть о том, что в 2012 году была совершена первая поставка СПГ из Норвегии в Азию через Арктику, которая доказала эффективность северного пути, экономящего 40% времени. Так что маршрут поставки норвежского газа (до сих пор его возили через Суэцкий канал), вероятно, изменится.

Спрос на сжиженный газ вырастет не только за счет общего роста потребления энергии, но и за счет спроса со стороны заводов PDH в Китае, роста потребления газа в Японии, снижающего зависимость от атомной энергетики, а также перехода автомобильного сегмента Южной Кореи на газ.

С учетом всего вышесказанного становится понятно, почему все больше грузоотправителей стремится оптимизировать свою транспортную составляющую путем перехода к речным и морским перевозкам. Можно предположить, что в ближайшие годы лизинговым компаниям, судостроителям и операторам будет о чем договариваться.

Алексей СТРИГИН

См. инфографику на сайте источника

Приплыли

На сегодняшний день рынок лизинга морских и речных судов занимает незначительную долю в объеме российского рынка лизинговых услуг. Его доля в новом бизнесе лизинговых компаний по итогам 2012 года составила немногим более 1,5%, что несколько меньше по сравнению с 2011 годом. Объем новых сделок в сегменте лизинга водного транспорта в прошлом году составил порядка 20 млрд руб., опять-таки показав незначительное падение.

Причина подобного положения дел заключается в достаточно сложной финансовой ситуации, в которой пребывают как потенциальные заказчики водных судов, так и их производители. Этот сегмент достаточно узок, специализирован. Меры государственной поддержки пока не соответствуют имеющимся потребностям. Существует «Программа развития лизинга морских и речных судов отечественного производства», оператором которой является ОАО ОСК, однако масштабы ее реализации пока далеки от требуемых. В соответствии с условиями программы ОСК предоставляет лизинговым компаниям, участвующим в сделке по лизингу судов, финансирование по ставке рефинансирования ЦБ РФ на срок до десяти лет. Однако особенность лизинга судов заключается в том, что срок их окупаемости составляет в среднем 20—30 лет, что значительно превышает допустимые сроки заключения лизингового контракта. На практике подобная проблема решается следующим образом: на протяжении действия всего договора лизинга выплачиваются приемлемые для клиента ежемесячные платежи по договору лизинга, так что выкупной платеж в итоге составляет чуть ли не половину стоимости судна. По окончании срока лизинга возможна реструктуризация договора или привлечение лизингополучателем банковского кредита, из которого и выплачивается выкупной платеж. Теоретически после оплаты выкупного платежа возможна реализация перешедшего в собственность к лизингополучателю судна по схеме возвратного лизинга, то есть лизинговая компания может выкупить это судно у клиента и опять передать его в лизинг тому же лизингополучателю.

Вячеслав СОЛОВЬЕВ, генеральный директор ОАО «ВЭБ-лизинг»

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Откажут из-за долгов: с июля 2025-го банки станут строже
Откажут из-за долгов: с июля 2025-го банки станут строже
24.06.2025
504
Мошенники на Wildberries: что спасло от потери денег
Мошенники на Wildberries: что спасло от потери денег
23.06.2025
5330
Сбережения в золоте: стоит ли покупать драгметалл в 2025 году
Сбережения в золоте: стоит ли покупать драгметалл в 2025 году
22.06.2025
14996
«Потеряла работу и не тяну кредит: как оформить ипотечные каникулы и взять финансовую передышку в 2025 году
«Потеряла работу и не тяну кредит: как оформить ипотечные каникулы и взять финансовую передышку в 2025 году
21.06.2025
6902
МРОТ растет: как  малому бизнесу адаптироваться
МРОТ растет: как малому бизнесу адаптироваться
20.06.2025
16872
Новая утечка данных: что делать владельцам  iPhone
Новая утечка данных: что делать владельцам  iPhone
20.06.2025
7942
Что делать, если в путешествии перестала работать связь: подробная инструкция
Что делать, если в путешествии перестала работать связь: подробная инструкция
19.06.2025
4202
Что такое нейросеть простыми словами: как работает и как ей пользоваться
Что такое нейросеть простыми словами: как работает и как ей пользоваться
17.06.2025
5526
«Больше не могу платить ипотеку»: что делать, чтобы не остаться без квартиры
«Больше не могу платить ипотеку»: что делать, чтобы не остаться без квартиры
16.06.2025
16280
Назвали самые опасные инвестиции. Тест: сможете ли вы избежать ошибок?
Назвали самые опасные инвестиции. Тест: сможете ли вы избежать ошибок?
12.06.2025
6882

Материалы по теме

Лизингозаниматели
ЦБ разъяснил порядок реструктуризации кредитов для лизинга с МСП
Льготы перекредитовались
Перспективный сегмент

Главная Новости Обзор прессы Грузы пошли вплавь: новые перспективы лизинга морских и речных судов
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+