• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Золото
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Обзор прессы

Скоринг: прогностическая сила

Мониторинг банковской прессы
Дата публикации: 08.09.2008 09:40
3 148
Время прочтения: 8 минут
Источник
Секрет Фирмы
​

Способность предсказывать будущее всегда ценилась дорого. Сейчас прогнозирование поставлено на твердую математическую почву. И банки пользуются этим, внедряя системы автоматизированного скоринга, предназначенные для оценки кредитных рисков физических лиц.

Кредитный скоринг

Разговоры о возможности нового финансового кризиса не мешают российским банкам развивать розничное направление бизнеса. Хотя новый кризис связывают как раз с потребительским кредитованием. «От розничного направления никто не собирается отказываться,— уверен советник председателя правления Русского банка развития (РБР) Александр Олейник.— Я не знаю банков, которые даже в условиях кризиса стали бы его сворачивать. Оно наиболее доходное и ликвидное. Уйти из розницы можно, но потерю позиций восстановить практически нереально».

РБР открыл розничное направление три года назад, и сейчас оно занимает 10% всего оборота банка. Это направление считается стратегическим, и банк его активно развивает. Очень важную роль в розничном кредитовании играет способность банка максимально точно оценивать кредитоспособность заемщика и предсказывать его поведение в рамках кредитного договора. Делается это с помощью скоринговых карт (таблиц), в которых каждому клиенту ставится определенный балл, рассчитанный на основе имеющейся о нем информации и характеризующий его в качестве заемщика. Разработку таких скоринговых карт РБР раньше отдавал на аутсорсинг: отсылал сведения о своих клиентах сторонней компании и получал от нее готовые карты. Однако розничное кредитование быстро развивалось: росла клиентская база, появились новые продукты, и банку стало тесно в рамках аутсорсинговой схемы. «Хотелось больше мобильности,— говорит Александр Олейник.— К тому же закупать на стороне все скоринговые карты, какие хотелось иметь, стало дорого. И мы поняли, что выгоднее выполнять эту задачу самим».

В сентябре 2007 года РБР запустил в эксплуатацию систему оценки розничных кредитных рисков SAS Credit Scoring. Теперь, по словам начальника управления контроля рисков розничного бизнеса РБР Игоря Мичурина, аналитики банка строят скоринговые модели и карты для каждого продукта и каждого регионального филиала. «Мы играем в наиболее интересные для нас игры с клиентом и присутствуем там, где нам выгодно»,— замечает Мичурин. За год работы системы, утверждает он, в банке снизился процент ошибочных решений — по выдаче кредита «плохим» заемщикам и, наоборот, по отказам «хорошим». Соответственно, уменьшился и процент невозврата кредитов. Клиентам в свою очередь стало удобнее общаться с банком: срок выдачи кредита сократился до двух-трех дней. Так, для получения потребительского кредита (до 1,5 млн руб.) клиенту нужно прийти в банк всего один раз — за деньгами. «Руководство банка, конечно, оценило проект как успешный»,— резюмирует Александр Олейник.

За последние год-полтора не только РБР, но и многие другие крупные игроки рынка банковской розницы реализовали проекты по внедрению автоматизированных скоринговых систем. Из совсем свежих примеров — релизы банка «Траст» и Собинбанка о внедрении системы оценки кредитных рисков физических лиц на базе аналитического комплекса KXEN. Поставщики подобных решений не могут пожаловаться на нехватку клиентов. На определенном этапе развития розничного бизнеса руководство банка достаточно охотно дает «добро» на проекты по автоматизации кредитного скоринга. Это ключевой бизнес-процесс, определяющий реальные конкурентные преимущества розничного банка, и скоринговые системы, возможно, как никакие другие системы автоматизации, обеспечивают зримый экономический эффект.

Теория

Первые скоринговые карты появились в 1940-е годы в США. Баллы в картах проставлял кредитный эксперт, основываясь на собственном опыте. Оценивал он обычно не более десятка характеристик потенциальных заемщиков (аппликантов). В 1990-е годы для построения скоринг-карт (выявления скрытых закономерностей) стали использовать современные математические методы и универсальные аналитические инструменты. Это позволило принимать во внимание десятки и даже сотни характеристик аппликанта, сведя к минимуму влияние человеческого фактора при принятии решений. От этого экономический эффект использования скоринга существенно вырос. Сейчас, по данным американской компании Fair Isaac, более 90% банков в развитых странах разрабатывают и регулярно обновляют скоринговые модели с помощью специализированных инструментов.

Скоринговая модель строится на основе накопленных в банке сведений (заполненных анкет от потенциальных заемщиков, истории платежей), макроэкономической информации и демографических данных. Наибольшая детализация достигается, когда для всех кредитных продуктов и регионов используются отдельные модели (и карты).

Скоринг бывает двух типов: application — для оценки кредитоспособности аппликантов, чтобы сразу отсеять «плохих» заемщиков, и поведенческий — для прогнозирования вероятности дефолта со стороны заемщика и потерь от этого. В первом случае скоринговая карта разбивается на «белую», «черную» и «серую» зоны. С первыми двумя все понятно: «хорошим» заемщикам кредит дать, «плохим» — нет. Решения по клиентам из этих зон можно принимать автоматически. С «серой» зоной сложнее — здесь требуются «ручные» методы проверки и принятия решений.

Где проводить границы зон, кого считать «хорошим» заемщиком, кого «плохим», зависит от кредитной политики и общей стратегии банка. От соотношения желаемой доходности кредитного портфеля и того уровня риска, который банк готов на себя принять. Работа аналитиков — строить модели, прогнозирующие доходность за определенный период в зависимости от того или иного уровня отсечения. Ответственность руководства — принимать решение, с каким уровнем по каждой скоринговой карте работать.

В общем случае банк должен стремиться к тому, чтобы «серая» зона была как можно более узкой. «Чем она уже, тем меньше затрат в процессе выдачи кредитов и тем быстрее он выполняется»,— поясняет старший менеджер по работе с финансовым сектором компании SAS Россия / СНГ Иван Новоселов. Впрочем, для некоторых продуктов может быть иначе. «Обычно банк, работающий в сфере экспресс-кредитования, старается иметь как можно меньшую «серую» зону,— комментирует глава российского подразделения компании Experian по аналитической поддержке кредитных решений Даниэль Зеленский.— Банк же, специализирующийся на ипотеке, наоборот, будет заинтересован, чтобы «серая» зона была больше». «Серую» зону можно разбить на категории и применять к ним разный подход, например, устанавливая стоимость кредита в зависимости от степени риска. Такая политика нацелена на увеличение объема кредитного портфеля и прибыли банка.

Точно так же поведенческий скоринг позволяет не только прогнозировать будущие дефолты, но классифицировать «плохие долги». За счет этого банк может выбирать наиболее подходящие схемы работы для каждого случая задержки платежей или дефолта по кредиту. Что считать дефолтом и какие долги называть «плохими», опять же определяет сам банк, исходя из своих бизнес-целей.

Еще один важный момент связан с качеством скоринговых моделей и карт. Их прогностическая сила описывается специальными коэффициентами. И значение этих коэффициентов — это, по сути, заработанные банком деньги. Зависимость тут самая прямая: у кого качественнее карты, у того лучше поставлен кредитный риск-менеджмент и в конечном счете лучше бизнес. Даниель Зеленский по этому поводу цитирует профессиональную поговорку: «Лучшее, что может сделать плохой риск-менеджер, это выдать ноль кредитов, хороший же риск-менеджер будет искать возможности выдать их как можно больше».

Современные аналитические системы проводят постоянную диагностику качества скоринговых моделей, оценивая их по таким параметрам, как стабильность, эффективность, точность. И сигнализируют, когда наступает момент для их корректировки. А делать это необходимо хотя бы потому, что в банке постоянно накапливаются новые данные. Как часто? «В западной практике раз в год,— говорит Иван Новоселов.— Но в России хорошо бы раз в полгода или чаще». Даниель Зеленский тоже рекомендует дважды в год пересчитывать скоринговые карты: «В большинстве случаев этого достаточно».

«В нынешней макроэкономической ситуации скоринговые карты можно обновлять один-два раза в год, но при выводе на рынок новых продуктов банку имеет смысл чаще вносить изменения в скоринговые схемы»,— добавляет Диана Рахмани, директор департамента автоматизации розничного банковского обслуживания компании EGAR Technology.

И практика

Экономический эффект от внедрения автоматизированных скоринговых систем может быть весьма существенным и быстрым. «Мы рассчитывали эффект на примере кредитного портфеля одного российского банка, который эмитировал за год 90 тыс. рублевых кредитных карт,— иллюстрирует Иван Новоселов.— Благодаря сокращению числа дефолтов и отказов в выдаче дополнительная прибыль составила $2 млн — при средней стоимости внедренческого проекта в несколько сотен тысяч».

И все же в необходимости таких проектов банкиров порой приходится долго и настойчиво убеждать. Как это делал по поводу внедрения системы Experian Реваз Бухрадзе, когда работал ИТ-директором Урса-банка: «Созревали очень долго, и долго занимались формализацией бизнес-процессов, которые нужно было положить на эту платформу. Когда эти вопросы были решены, проект по внедрению системы прошел быстро. И это проблема многих российских банкиров, которые сами, без западного капитала доросли до определенного уровня капитализации и доходили до всего своим умом и опытом. Любые технологии, тем более такие как скоринг или CRM, они воспринимают как «черный ящик», который втыкаешь в розетку — и он тут же начинает выдавать нужные для бизнеса результаты».

Сейчас Реваз Бухрадзе — ИТ-директор Русь-банка. «В риск-менеджменте здесь применяются скоринговые модели на основе алгоритмов российской разработки,— рассказывает он.— Но на тех объемах, на которые мы выходим, и с теми задачами, которые перед нами стоят, необходим промышленный скоринг. Не нужно изобретать велосипед. Такие попытки приводят лишь к тому, что операционные риски резко возрастают, сроки внедрения увеличиваются, время уходит, а экономический эффект так и не наступает. Главный совет, который я всем даю,— по возможности использовать то, что уже придумано и проверено жизнью».

Но использовать проверенные жизнью технологии можно по-разному: отдать разработку скоринговых карт на аутсорсинг или, внедрив скоринговую систему, заниматься этим самостоятельно. Какой вариант предпочтительнее?

У Реваза Бухрадзе однозначного ответа на этот вопрос нет: в каждом случае надо считать экономическую выгоду. Начальник управления портфельных рисков Уральского банка реконструкции и развития Семен Кочнев рекомендует прагматичный подход: для начала по крайней мере аутсорсить составление скоринговых карт, но пользоваться ими с осторожностью. По данным Ивана Новоселова из SAS, покупные скоринговые карты в России имеют коэффициент качества (по шкале от 0 до 1) порядка 0,4. Работая же над картами самостоятельно, по мере накопления данных, со временем этот коэффициент можно довести до 0,7—0,8. Заместитель директора департамента розничного бизнеса Росбанка Алексей Кордичев приводит еще один довод в пользу внедрения и использования своих скоринговых систем: «Они дают банку большой объем знаний о клиентах. Начав разрабатывать базовые скоринговые модели с использованием демографических характеристик заемщиков, банки постепенно приходят к очень сложным моделям, которые уже не только предсказывают риски дефолта, но и вероятность того, что заемщик будет продолжать отношения с банком».

В любом случае одной только системы недостаточно. Нужны еще люди, умеющие грамотно ставить задачи и правильно интерпретировать данные. Как говорит Семен Кочнев, людям надо платить за то, что они умеют думать.

Игорь ПИЧУГИН, Наталья ЦАРЕВСКАЯ-ДЯКИНА

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Откажут из-за долгов: с июля 2025-го банки станут строже
Откажут из-за долгов: с июля 2025-го банки станут строже
24.06.2025
1596
Мошенники на Wildberries: что спасло от потери денег
Мошенники на Wildberries: что спасло от потери денег
23.06.2025
6298
Сбережения в золоте: стоит ли покупать драгметалл в 2025 году
Сбережения в золоте: стоит ли покупать драгметалл в 2025 году
22.06.2025
15159
«Потеряла работу и не тяну кредит: как оформить ипотечные каникулы и взять финансовую передышку в 2025 году
«Потеряла работу и не тяну кредит: как оформить ипотечные каникулы и взять финансовую передышку в 2025 году
21.06.2025
7007
МРОТ растет: как  малому бизнесу адаптироваться
МРОТ растет: как малому бизнесу адаптироваться
20.06.2025
17083
Новая утечка данных: что делать владельцам  iPhone
Новая утечка данных: что делать владельцам  iPhone
20.06.2025
8052
Что делать, если в путешествии перестала работать связь: подробная инструкция
Что делать, если в путешествии перестала работать связь: подробная инструкция
19.06.2025
4272
Что такое нейросеть простыми словами: как работает и как ей пользоваться
Что такое нейросеть простыми словами: как работает и как ей пользоваться
17.06.2025
5570
«Больше не могу платить ипотеку»: что делать, чтобы не остаться без квартиры
«Больше не могу платить ипотеку»: что делать, чтобы не остаться без квартиры
16.06.2025
16387
Назвали самые опасные инвестиции. Тест: сможете ли вы избежать ошибок?
Назвали самые опасные инвестиции. Тест: сможете ли вы избежать ошибок?
12.06.2025
6898

Материалы по теме

Больше всего займов берут Близнецы, а Весам чаще одобряют крупные суммы: исследование МКК «Срочноденьги»
Валютные проверки ЦБ в банках и ситуация в «Тинькофф». Обзор прессы 19 мая
DB закрыл счета российских банков, а клиенты жалуются на Сбербанк. Обзор прессы 18 мая
Валютный рекорд России и взлет цен на сантехнику. Обзор прессы 17 мая

Главная Новости Обзор прессы Скоринг: прогностическая сила
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+